Беркут под контролем

Наталья БОРОВАЯ
Впервые в Казахстане в рамках проекта «Внеси свой вклад. Сохрани природу», задуманного компанией Efes Kazakhstan, планируется провести эксперимент по реинтродукции*  беркута. Летом этого года была организована научная экспедиция по установлению численности этого вида птиц. Также задачами учёных были: выявление факторов, оказывающих влияние в настоящее время на беркута и выбор территории, наиболее подходящей для осуществления эксперимента.
Сотрудники РГП «Институт зоологии» Комитета науки Министерства образования и науки РК обследовали 60 урочищ Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей.
– В результате исследований, – говорит заведующий лабораторией орнитологии и герпетологии Института зоологии Николай Березовиков, – в ходе которых были посещены важнейшие очаги обитания беркутов от Алтая, Калбы и Тарбагатая до Каратау и Каржантау, и проверены известные нам ранее пункты гнездования, мы можем говорить о том, что имеют место факты вытеснения беркута из некоторых ущелий в результате хозяйственной деятельности и ухудшения состояния кормовой базы. Но в целом беркут ещё достаточно обычен на осмотренной территории и защищён от исчезновения благодаря созданию заповедников и нацпарков.
Согласно результатам экспедиции, на юге, юго-востоке и востоке Казахстана обитает 650 пар берку-тов. По расчётам учёных, в ВКО – 282; в Алматинской области – 208; в Жамбылской – 76; в Южно-Казахстанской – 84 пары.
В рамках государственного заказа со стороны Комитета лесного и охотничьего хозяйства (КЛОХ), тем же Институтом зоологии с участием орнитологов из регионов восемь лет назад – в 2004 году – были также проведены учёты хищных птиц, с акцентом на балобанов и беркутов. Тогда в Алматинской области численность беркута была оценена в примерно 100 пар.
– Если сопоставить данные 2004 года и 2012-го, – говорит Сергей Скляренко (сейчас директор Центра прикладной биологии АСБК), руководивший предыдущими исследованиями, – то мы видим, что говорить о падении численности беркута оснований нет, как, собственно, и об угрозе его исчезновения. Но надо признать, что все учёты до сегодняшнего дня носят достаточно хаотичный характер. Хотя за последние 10 лет в Казахстане реализовано несколько крупных проектов по сохранению биоразнообразия, включая проекты по выявлению ключевых орнитологических территорий с учётами, в том числе хищных птиц, по расширению и созданию новых особо охраняемых природных территорий на водоёмах и в степной зоне и другие, до сих пор нет единой базы данных, где бы копилась получаемая информация.


Но, я уверен, что чем больше будет подобных проектов, чем больше у нас будет сведений по хищным (и не только) птицам, тем правильнее мы сможем делать различные выводы, в том числе по сокращению либо увеличению численности. Я считаю, что необходимо создать систему учётов редких и охотничьих видов птиц на постоянной основе, с привлечением не только учёных из НИИ, университетов и ООПТ, но и охотпользователей.
В Европе в таких схемах сбора данных активно участвуют и любители наблюдений за птицами – бёдвочеры.
В Казахстане их пока только несколько десятков, но с каждым годом становится больше. Планируемые «Сункаром» выпуски беркутов в природу важны именно как первый для страны эксперимент с реинтродукцией крупных хищных птиц. Накопленный опыт будет очень полезен для возможных действий по сохранению не только беркута, но и любого другого сходного с ним вида.
…Не менее важным и сложным является вопрос использования беркутов в национальной охоте. В 2004 году по инициативе Комитета лесного и охотничьего хозяйства Казохотрыболовсоюзом была проведена инвентаризация ловчих птиц, содержащихся в неволе в стране. Они были помечены микрочипами, на каждую птицу был оформлен паспорт. Всё было сделано на основании утверждённой в 2004 году Инструкции об организации регистрации хищных птиц, содержащихся в неволе. Таким образом, имевшиеся у охотников птицы были узаконены. Благодаря мечению их нелегальная замена на новых птиц теоретически стала невозможной.
Однако совершенно неизбежным является ежегодный отход некоторого числа ловчих птиц – из-за естественной смертности, потерь (побег и возвращение в природу) птиц во время охоты, выпуска птиц охотниками из-за их непригодности (избыточная агрессивность и т. п.).


Значит, для сохранения и развития национальных традиций охоты необходимо было создать возможность получения новых птиц – прежде всего беркутов – легальным путём. С тех пор ни одного разрешённого отлова беркутов в природе не было, никто из охотников не обращался и в места, где их разводят, – ни в «Сункар», ни в Алматинский зоопарк. При таких условиях охота с беркутом в Казахстане должна была уже сейчас почти умереть, но мы видим и ежегодные соревнования, и постоянный интерес к возрождению этой традиции. Наивный вопрос: а откуда берутся молодые птицы, которые мелькают на снимках с очередного шоу беркутчи?
Хотя есть в территориальных инспекциях и базы данных по всем хищным птицам, содержащимся в неволе, и должен быть и регулярный контроль за соответствием беркута паспорту и установленному микрочипу. Получается, как только инспекция начнёт жёстко контролировать, при отсутствии возможности легального отлова птиц, тут же и кончится национальная охота? В общем, закон как бы и есть, а как бы и нет.
Обратившись в территориальную инспекцию Алматинской области за комментариями, мы получили исчерпывающий ответ:
– Существующая у нас база данных по хищным птицам, а именно по беркутам, содержит в себе информацию 2005 года, – говорит Нуркуат Конысбаев, заместитель начальника Алматинской областной территориальной инспекции Комитета лесного и охотничьего хозяйства. – С 2005 по 2012 год база дополняется только за счёт птиц, выведеных в питомнике «Сункар». В 2005 году была организована акция по паспортизации хищных птиц.
Тогда были выданы и оформлены паспорта на 50 беркутов. Так вот, за восемь лет за регистрацией птицы (законно приобретенной) никто к нам не обращался. Мы неоднократно обращались в Комитет лесного и охотничьего хозяйства, для того чтобы была выделена хотя бы минимальная квота на изъятие беркута из природы для тех людей, которые не имеют средств на покупку птицы, но традиционно из поколения в поколение занимаются охотой с использованием ловчих хищных птиц. Увы, пока никаких квот нет.
Кстати, недавно егерская служба охотничьего хозяйства «Баянжурек» на территории охотхозяйства задержала жителя Аксуского района за незаконное содержание птицы в неволе, и, по нашим сведениям, ему дали два года условно. Птицу изъяли и определили в соколиный центр «Сункар».


…Согласно утверждённым постановлением Правительства РК Правилам ведения учёта и регистрации ловчих хищных птиц, используемых на охоте в начале июня этого года, в скором времени этой проблемой займётся республиканская Ассоциация общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства. Именно там будут учитываться и регистрироваться «ловчие хищные птицы, используемые на охоте, содержащиеся в неволе на территории РК, кроме временно ввезённых на срок до трех месяцев или находящихся на краткосрочной передержке». Правда, когда ассоциация начнёт выполнять свои обязанности, пока непонятно. Но даже если она возьмётся за дело, не факт, что ей удастся сделать то, что не удалось территориальным инспекциям. Я имею в виду научить либо принудить людей относиться к пернатым с большим уважением, чем это происходит сейчас.
По моему мнению, должен существовать действительно жёсткий контроль за законностью приобретения и содержания птиц в неволе, вплоть до уголовной ответственности. Только таким образом мы исключим «прессинг» на беркутов со стороны наших некоторых несознательных сограждан. Альтернативой изъятия птиц из природы должно стать приобретение их в питомниках, как это происходит во всех цивилизованных странах.
…Возвращаясь к тому, с чего начиналась наша статья: основным партнёром компании Efes Kazakhstan в проекте является единственный в Казахстане питомник «Сункар». С 1989 года здесь занимаются разведением и сохранением редких видов хищных птиц. За этот период в природу выпущено более 700 птиц.
– Мы понимаем, – говорит Ашот Анзоров, директор питомника «Сункар», – что запланированный выпуск нескольких птиц в одну из крупнейших популяций – это лишь скромный вклад в сохранение природы. Но мы искренне рады, что участвуем в подобном эксперименте. Каждая выпущенная птица – для нас праздник.
Сейчас Специалисты «Сункара» в сотрудничестве с Институтом зоологии РК прорабатывают идею научного эксперимента. Пока учёные-эксперты готовы сказать только о том, что для планируемого эксперимента будет выбрана особая территория, охраняемая и с достаточной кормовой базой для беркутов.

Фото предоставлено компанией Efes Kazakhstan

* Реинтродукция – переселение и заселение вновь диких животных и растений определённого вида на территорию, где они ранее обитали и произрастали, но откуда по каким-либо причинам исчезли, для создания новой и устойчивой популяции.

Ваш комментарий