Вся жизнь его была дорогой

Наталья БОРОВАЯ, редактор журнала «Ветер странствий»:
«1 октября ушёл из жизни Марат Нигматович Бикбулатов. На страницах нашего журнала не раз публиковались его «горячие» материалы с призывами действовать: улучшать законодательную базу в сфере ведения охотничьего хозяйства, с тем чтобы это благоприятно сказывалось как на самих охотхозяйствах, так и на охотниках, и на нашей с вами природе. Ведь всё очень тесно взаимосвязано. Также Марат Нигматович неоднократно поднимал вопрос о невозможности полноценной охраны краснокнижных животных только усилиями горстки уполномоченных сотрудников госорганов. Говорил и о плачевном состоянии современного охотоведения. О том, что «прежде сильная, признанная в мире зоологическая наука практически уничтожена». Тексты были настолько «горячими», что порой приходилось их сильно смягчать…

Биографическая справка: Бикбулатов Марат Нигматович (1938–2013). В 1963–1969 годах, в период обучения и после окончания кафедры зоологии КазГУ имени С. М. Кирова, работал в лаборатории орнитологии Института зоологии АН КазССР, после чего перешёл на работу в органы госохотинспекции. Основные интересы в орнитологии – биология водоплавающих птиц, их использование и охрана. Обследовал водоёмы Кургальджинской, Наурзумской и Тургайской озёрных систем, работал на Маркаколе. В 1970-х годах прекратил научную работу.
В 1975–1977-м работал старшим егерем в Карачингильском госохотхозяйстве. 1978 год – инструктором оргсекционного отдела Центрального совета Казахского общества охраны природы. 1978–1980 – старшим охотоведом в Алматинском областном обществе охотников и рыболовов. 1980–1988 – проработал в Алматинской облгосохотинспекции, далее был переведён в Министерство лесного хозяйства Казахской ССР на должность ведущего охотоведа управления охотничьего хозяйства. С 1990 года работал в Алматинском межхозяйственном производственном объединении. С 1993-го до выхода на пенсию – в Иле-Алатауском национальном парке. С 2005 по 2013 год – старшим охотоведом в частном охотхозяйстве «Рахат Тур».

Только сейчас, когда Марата Нигматовича с нами не стало, я почувствовала, как нам, и лично мне, будет его не хватать. Мы познакомились больше десяти лет тому назад, тогда я только-только пришла в журналистику. И уже тогда начались наши с ним нескончаемые разговоры о реформировании законодательной базы в сфере ведения охотничьего хозяйства. Он дотошно объяснял мне, двадцатилетней девчонке, тонкости неслаженности законов в этом направлении. Спустя многие годы работы могу сказать точно, что таких «упёртых» борцов за улучшение ситуации в природоохранной деятельности, неразрывно связанной с охотхозяйственной, в нашей стране можно пересчитать по пальцам одной руки. Основная же масса – просто сочувствующие. Все соглашаются с доводами Бикбулатова, но сказать это открыто, со страниц или экранов СМИ, не хотят. Да что там, просто боятся. Понятно, за критику работы госорганов по головке никого не погладят.  Стоит добавить, что работа с журналистами – это только малая часть его активной деятельности, он напрямую воевал с «демократическим законопорчеством», совершая бесконечные походы по кабинетам чиновников разных уровней. Должностные лица в течение десятилетий менялись, а Бикбулатов не уставал доказывать им свою правду. Думаю, не зря… Вода камень точит. Многие решения были приняты с учётом предложений этого неутомимого борца за справедливость.
Мне же общение с таким человеком давало ощущение некоего братства под лозунгом: «Нам не всё равно», в отличие от общепринятого «Всё равно ничего не изменить, зачем пытаться?». У меня всегда было и есть много друзей и знакомых. Но теперь не стало одного из немногих членов моего «братства».

От имени редакции и от себя лично приношу искренние соболезнования родным, близким, коллегам Марата Нигматовича Бикбулатова.

Полный текст читайте на страницах нашего журнала.
Купить полную бумажную (либо pdf) версию

Метки: ,

Ваш комментарий