Гитарный бум

Вета НОЖКИНА
В течение пяти лет наша с вами рубрика «Остров песни» была посвящена исключительно теории авторской песни, знакомству с персонами этого жанра, а также с вопросами бардовского фестивального движения. В предстоящем году мы решили подойти к вопросам песни шире. Нас с вами ожидают клады архивных раскопок, встречи с мэтрами движения из зарубежья и Казахстана. Ещё мы подготовили подрубрику «История одной песни», в которой будем рассказывать о вскрывшихся интересных фактах создания некоторых песен. И, главное, мы предлагаем тебе, дорогой читатель, перейти от теории к практике. Да-да! Мы предлагаем уникальный авторский курс ускоренного обучения на гитаре, который прошёл практическое применение в течение десяти лет.
Где, скажите, тот настоящий турист, который не держал в руках гитару? Или хотя бы не имел желание научиться играть на этом чудесном инструменте? Много откуда к нам поступало предложений посвятить хоть бы несколько страничек обучению игре на гитаре. И особенно в последние годы наметился гитарный бум – появилось всё больше и больше желающих получить азы музыкального образования. И мы даже предполагаем, почему этот бум так активно захватил многих. Всё дело в пытливости человечества. Люди пришли к тому периоду своего развития, когда быть музыкально необразованным становится неприлично. А гитара – этот тот самый доступный инструмент, с помощью которого можно и себя облагородить, и близких восхитить.
Именно поэтому в течение предстоящего года можно окунуться в самые удивительные глубины музыкальных путешествий вместе со мной – автором рубрики и практикующим преподавателем этого курса, и с журналом «Ветер странствий».
Спешите приобрести поскорее гитару. Садитесь поудобнее – и начинаем. Ну а если будут возникать вопросы – пишите, звоните, оставляйте сообщения на сайте редакции, а также на сайте «Острова песни».

Урок 1.

О методике обучения и правильной посадке
Методика обучения игры в аккомпанементе намного проще, нежели академическое гитарное образование. Аккомпанементная игра занимает меньше времени в обучении. Но не меньше труда и усидчивости нужно вложить, чтобы появились результаты.
Для начала давайте правильно сядем. На краешек стула. Спина, позвоночник прямые, плечи расправлены, руки лёгкие. Помните, вы прикасаетесь к искусству, и всё должно быть эстетично, красиво.
Возьмите гитару за гриф (длинная перекладина гитары, по которой проходят струны), уложите гитару талией обечайки на левое колено. Я уже начала употреблять специальные термины. А поскольку нам с вами необходимо разговаривать на одном языке, придётся запомнить, что и как в гитаре называется. Посмотрите на рисунок 1, на котором всё объяснено подробно.
При правильной посадке правая рука должна предплечьем лежать на обечайке (фигурная дуга корпуса гитары – это и есть обечайка), при этом кисть руки находится на уровне розетки (розетка – это круглое отверстие передней деки гитары).
Струны крепятся от нижнего порожка, проходят через верхний порожек, и каждой струне соответствует определённый колок: 1-й струне – нижний ближний, второй струне – нижний средний, третьей струне – нижний дальний, четвёртой струне – верхний дальний, пятой – верхний средний и шестой – верхний ближний.
Пальцы правой руки должны извлекать звуки из струн. При этом каждый палец будет иметь своё наименование (смотри таблицу и рисунки 2, 2а и 2б): большой – p [пи], указательный – i [ай], средний – m [эм], безымянный – a [эй], мизинец – ch [че]. Запомните наименования пальцев!
С левой рукой всё немножко проще. Большой палец находится за грифом, он выполняет функцию амортизатора, помощника, от которого зависит работа всех остальных пальцев. Указательный при этом будет под номером 1, средний – 2, безымянный – 3 и мизинец – 4.
Не забывайте об осанке, но не перенапрягайте спину.
Вы видите, что гриф разделён на небольшие отрезки, они называются лады. Давайте выполним упражнение № 1 – пережмите боковой частью первого пальца левой руки все струны гитары на первом ладу (отсчёт ладов у нас пойдёт от верхнего порожка). Пережали, и попробуем извлечь пальцем «p» правой руки последовательные звуки из всех струн. Не звучит. Значит, пережатие струн слабое. Звуки начинают звучать только тогда, когда струны хорошо пережаты каждой фалангой первого пальца. Ещё раз пробуем. Этот приём – пережатия всех струн одним пальцем – в будущем нам пригодится, и он называется баррэ. Кстати, а вот приём последовательного извлечения звуков пальцем «p» называется красивым термином арпеджиато.

Теперь давайте пережмём первым пальцем все струны второго лада, третьего лада – и при этом извлекаем звуки правой рукой на арпеджиато. И считаем все лады. Обратите внимание – на 5-м, 7-м, 9-м и 12-м ладах на грифе изображены точки (не у всех гитар) – это указатели, по которым мы можем ориентироваться на грифе гитары, не заглядывая на него постоянно, а глядя сверху, как бы «находясь над схваткой». Мы должны научиться чувствовать инструмент. Поэтому задача первого упражнения – научиться не только хорошо пережимать струны, но и чувствовать инструмент, и быстро ориентироваться, на каком ладу вы находитесь.

Настройка гитары

В настройке гитары нет ничего сложного!
Но прежде чем мы займемся настройкой, кое о чём следует узнать. Нам необходимо будет обращаться к клавиатуре фортепиано, так как это удобный для визуализации инструмент.
Обратите внимание: на фортепианном рисунке 3 на каждой клавише находится знак – буква. Это латинские обозначения нот. Нам придётся часто обращаться к латыни, ведь вся теория музыки была прописана именно на латыни. Звук «до» – это С «цэ», ре – D «дэ», ми – E «е», фа – F «эф», соль – G «гэ», ля – A «а», си – H «аш» (в европейской музыкальной теории этот знак равен знаку B «бэ», объяснение, почему так произошло, – в конце урока). А до следующего урока нужно будет выучить латинские наименования нот. Это второе домашнее задание. А теперь – непосредственно о настройке.


Самое главное – настроить первую струну. При этом знайте – существует два типа настройки: 1) идеальная и 2) неидеальная.
По неидеальному типу настройки первая струна настраивается, просто натягиваясь до любого звука.
При идеальной настройке 1-я струна (самая тонкая) должна соответствовать звуку «ми» второй октавы. Что в этой фразе вам непонятно? Давайте рассмотрим всё по порядку: какие названия нот вам известны? (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Посмотрите, на рисунке выше, на нарисованной клавиатуре нота до находится справа от двух чёрных клавиш, расположенных выше. А вот ещё нота до, и ещё, и ещё… Расстояние от одной ноты до до ближайшей ноты до – сосчитаем – равно восьми. А «восемь» по латыни – это и есть «окта» или октава. Та октава от ноты до до следующей ноты до, которая находится ровно посередине клавишного инструмента, называется первая, за ней вправо – вторая, третья… Влево от первой (для эрудиции) – большая, малая, контроктава, субконтроктава.
Рассмотрите рисунок 4 – как распределяются октавы.
Итак, для идеальной настройки первой струны нам нужна нота ми второй октавы. Но на рисунке она не звучит. Поэтому для идеальной настройки нам нужен в наличии инструмент, либо устройство со звуком «ми».
Это может быть фортепиано или специальное устройство для настройки инструмента – тюнер. Тюнеры продаются в музыкальных магазинах, и при покупке вам нужно будет спросить тюнер для шестиструнной гитары. Но можно воспользоваться и электронным компьютерным тюнером, позволяющим получить необходимые звуки для настройки гитары. Компьютерных программ «тюнер для гитары» огромное множество, и вы можете использовать любую доступную.


В более ранние времена при настройке использовали камертон. Настройщики фортепиано и роялей пользуются им и сейчас. Камертон выдаёт звук не «ми», а «ля», которому при идеальной настройке соответствует первая струна гитары, пережатая на пятом ладу.
В сегодняшнем современном мире подобная настройка – моветон. Но мы должны знать о ней.
При неидеальной настройке пользуются и телефонным гудком, но это совсем приблизительный звук, близкий к «ля». Надо заметить, что в советское время все сигналы машин соответствовали звуку «ля», и до сих пор многие автомобильные сигналы – это звук, близкий к «ля».
Настраиваемую первую струну нужно пережать вторым пальцем на 5-м ладу – и сравнить с камертоном или телефонным гудком. Эта пережатая струна и будет звук «ля». А если вы отпустите пережатие и поддёрните первую открытую (то есть непережатую) струну, это будет звук «ми». Почему происходит такое превращение – об этом позже.
Очень важно научиться слышать соответствие одного звука другому. Вот я извлекаю звук «ми» на фортепиано (или на компьютерном тюнере) и затем – на гитаре (открытая первая струна). Как понять: звучат ли они одинаково? В музыке одинаковому звучанию соответствует термин «унисон». Давайте пропоём извлекаемый звук и наложим на это пропевание звук первой струны настроенной гитары, и если все эти звуки (гитарный, фортепианный и голосовой) совпадут, сольются в одну дорогу – это и будет унисон. Или ещё подсказка – приложите ухо к задней стенке деки гитары, поддёрните первую струну и пропойте его – если идёт дребезжание, несовпадение, то унисона нет, а есть диссонанс. Проделайте это упражнение несколько раз – вам пойдёт на пользу умение слышать и воспроизводить звук. Надо заметить, что не у всех получается правильно воспроизвести звук. Для начала давайте научимся слушать звук. Впуская слышимый звук в себя, не торопитесь его воспроизвести. Пусть он прочно, уверенно войдёт в ваш мозг. И только после этого, не напрягаясь, очень тихо, попробуйте этот звук вывести наружу, можно даже с закрытым ртом, со звуком «м».
Ну а теперь займёмся остальными струнами, которые мы должны настроить по очереди – вторую струну по отношению к первой струне, третью – по отношению ко второй, четвёртую – по отношению к третьей и т. д. Почти вся настройка осуществляется на пятом ладу. За исключением одной струны – третьей.
Настраиваемую вторую струну пережимаем (на пятом ладу) и сравниваем её звучание с уже настроенной, то есть первой. Звуки должны слиться в унисон, между ними не должно быть расхождения в звучании – диссонанса.
Нет дребезжания между вашим звуком и звуком гитары – значит вы извлекли голосом правильный звук. Музыкальные звуки вашей гортани, быть может, ещё не привыкли сопоставлять звук, идущий в ваш слуховой аппарат и преобразованный мозгом. Его тоже нужно воспитывать и как гимнастикой вы упражняете мышцы тела, так нужно упражнять и свой музыкальный слух. Третье самостоятельное задание Упражнение № 2 – когда вы будете слышать автомобильные гудки, пробуйте с закрытым ртом тихонечко их передразнивать, в унисон.
Возьмём ещё раз первую струну и воспроизведём её голосом. Пережмём вторую струну на пятом ладу и сравним её с первой, «идеально» настроенной, и воспроизведём этот звук своим голосом – должен получиться унисон, если унисона нет, значит, вторая струна расстроена и её надо либо натянуть, либо ослабить.
Давайте посмотрим на устройство струны. Она идёт от нижнего порожка, переходит через верхний порожек и крепится колком. По закону физики (по правилу Буравчика) если мы будем крутить колок на себя – мы будем ослаблять звук, и он будет звучать ниже-ниже. Если же мы будем крутить колок от себя – струна будет натягиваться, и звучать выше-выше (тоньше).
Давайте ещё раз послушаем, как звучит первая струна (повторить голосом). А теперь – как звучит вторая (пережатая на 5-м ладу) струна. Если при произнесении второго звука вас как будто откинуло назад, значит, вторая струна звучит ниже, и её надо натянуть. Если вас откинуло вперёд – значит настраиваемая струна звучит выше, и её надо ослабить.
Подкручивания колком необходимо делать плавно и после каждой четверти оборота сверять звук с правильно настроенной струной. Итак, уже вторая струна настроена.
Третья струна – единственная из всех струн, которая настраивается не на пятом ладу, а на четвёртом. Настраиваемую струну пережимаем – на каком ладу? – правильно, на четвёртом.
И сравниваем уже настроенную предыдущую – третью – с пережатой четвёртой. Ищем унисон.
То же самое проделываем с пятой и шестой струнами, только уже на пятом ладу.
Настроенную гитару нужно как можно чаще слушать, и запоминать её звуки. И когда-нибудь наступит время, когда вам достаточно будет «пройтись» по всем открытым струнам гитары, и вы услышите – какую нужно подтянуть или ослабить. Главное, быть уверенным – у вас всё получается!
Я обещала рассказать о латинских знаках «B» и «Н». Теория музыки, законы взаимоотношений между звуками были прописаны в стародавние времена, приложили к этому свои умные головы Аристотель и Пифагор. Все расстояния между звуками – это чётко выверенные математические формулы. Для лёгкости обозначения звукам были назначены буквы латинского алфавита, а первым звуком значился звук «ля» – «А», за ним следовал звук «си» – и он должен был получить, соответственно, название «В». Но формула подвела! И звуковое натяжение в децибелах вывело теоретика на звук, находящийся рядом, ему-то и присвоено было имя «В». Ошибка вскрылась очень быстро, но только в XVI веке настоящему звуку «си» присвоили другую букву – «Н». Ошибка осталась в истории, а ноту си многие по разным причинам называют то «Н», то «В». Но что такое «В» на самом деле, – я расскажу на следующем занятии.

Метки:

Ваш комментарий