Дороги, которые мы выбираем

Май 2012
Вадим ЖУРАВЛЁВ
СНЕГА КИЛИМАНДЖАРО
Вулкан Килиманджаро находится на территории Танзании. Это высшая точка Африканского континента и самый высокий отдельно стоящий вулкан в мире. Его высота 5895 метров.
Наряду с национальными нормами он является тем местом, которое уже больше ста лет (европейцы впервые поднялись на Килиманджаро в 1899г.) притягивает к себе людей из разных стран мира. Только шесть месяцев в году- с января по март и с августа по октябрь, когда не льют муссонные дожди,- он открыт для желающих испытать себя высотой и увидеть описанные ещё Хемингуэем «Снега Килиманджаро». Как же поднимаются на вулкан?
По пути подъёма на разных высотах стоят четыре лагеря (1-й лагерь- 1500 м, 2-й- 2750 м, 3-й- 3700 м, 4-й- 4770 м). Лагерь представляет из себя множество домиков летнего типа, в которых могут, разместится от 4 до 6 человек. Каждый домик имеет солнечные батареи, которые дают к вечеру слабый свет. Питание для туристов несут и готовят носильщики на привалах. Правило приёма туристов предусматривает наличие у каждого пухового спального мешка, поэтому спят туристы с комфортом, если можно применить это слово к походным условиям.
Движение вверх осуществляется от лагеря до лагеря, благодаря чему постепенно появляется акклиматизация. В последнем, четвёртом, лагере (4770 м) туристы оставляют вещи и ночью уходят на вершину, там они обычно встречают рассвет, затем спуск в лагерь №3 (3700), а на следующий день – в первый лагерь, где и заканчивается маршрут. На подъём и спуск, таким образом, затрачивается 5 дней.
Обычный способ подъёма на вершину- с помощью носильщиков. Группу в 2 человека сопровождают 5 человек, это работник кухни, три носильщика, проводник. Сопровождающие групп несут все вещи туристов, а также питание на 5 дней пути. Туристы идут налегке, в их рюкзаках только документы, деньги, вода и одежда на случай дождя. Так ходили сто лет назад, так ходят сейчас.

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВИБИРАЕМ

Я часто представлял себе свою первую встречу с Африкой. Но если по-честному, она меня несколько разочаровала. Мне почему-то всё время представлялись джунгли – это, наверное, ещё от Чуковского – не ходите, дети, в Африку гулять! Но, покинув стены аэропорта, мы увидели саванну – низкая трава и редко стоящие могучие деревья с широкой раскидистой кроной.
Как известно, Килиманджаро находится в Танзании, а мы прибыли в столицу Кении. Теперь, как объяснил сопровождающий нас гид, нам предстоит многочасовой переезд в Танзанию, в селение, расположенное под вулканом Килиманджаро. Оттуда завтра утром мы уже начнём подъём на вершину. Дорога… Вначале не можешь оторваться от окружающего ландшафта – это же Африка!!! Потом постепенно устаёшь от однообразной картины саванны. Встречались и дикие животные – видели буйволов, каких-то коз с красивыми рогами и даже жирафа. Встречаются по дороге и маленькие деревушки с домиками, собранными непонятно из чего (как я их назвал – хижина дяди Тома).
Очень понравилась граница между Кенией и Танзанией. Шлагбаум, домики таможенной службы. Думали, покажем документы и быстренько проскочим – да не тут-то было. Дотошности местных пограничников можно позавидовать. На границе нас держали около часа – не понравился мой паспорт. Точнее, даже не так – пограничников удивил срок, на который он дан (у меня он аж до 2047 года). Эта цифра привела их в ужас. Нам стали объяснять, что паспорт могут дать на 5. даже 10 лет, но на 50?! Это, видимо ошибка, необходимо вернуться в Найроби и всё выяснить. Да, мы ожидали чего угодно. Но только не со стороны паспорта. Долгие объяснения о законах страны, о которой они даже не знали, угощение сигаретами и… о, чудо! Мы всё же продолжаем путешествие…
Нас привезли в маленький уютный отель. Отель принадлежит принимающей нас турфирме. Здесь желающие подняться на Килиманджаро проводят ночь до отъезда и ночуют после спуска с вулкана. Отель – это маленький зелёный оазис в посёлке. Здесь есть душ, москитные сетки, кондиционер…
Сразу по приезду мы беседуем с местным менеджером и объясняем, что собираемся в первый день пройти двойную норму – подняться в лагерь на высоте 3700. Он (менеджер) говорит, что свяжется с начальством, так как подобных просьб ему слышать ещё не приходилось.
Вечер. Мы сидим на уютной веранде, дует лёгкий ветерок. Неожиданно к нам подходит высокий полноватый человек, властным видом и поведением он сразу привлекает внимание. Как, оказалось, ищут нас, а человек – хозяин турфирмы. Узнав о странной просьбе клиентов (такой он, по-видимому, тоже никогда не слышал), он решил приехать лично. Видимо, решил на месте убедиться – нормальные ли люди..
Начались долгие переговоры вначале на английском, потом на немецком языках. К слову сказать, переводчиком у нас был Саша Кокарев (второй участник экспедиции), он говорит хорошо по-немецки, хуже – по-английски.
Долгие объяснения, что мы не «крэйзи», делали результат, мы получаем разрешение на сдвоенный цикл. Теперь пора переходить к самому опасному, что мы идём без еды и носильщиков. Как и ожидалось – буря негодования и протеста. Аргумент один – за всю историю подъёма на Килиманджаро ещё никто так не поднимался. Убедили, получив взамен лучшего проводника. Теперь осталось самое лёгкое- подъём.

30 января 2000 года

Вот и дождались. Мы стоим на хорошо протоптанной тропе, скорее похожей на дорогу. Эта тропа идёт до самого последнего лагеря на высоте 4700 метров. Старт не обходится без курьёза, так как сопровождающий сообщает сопровождающей нас группе носильщиков, что мы отказываемся от пищи, которую, кстати, уже загрузили, да и рюкзаки собираемся нести сами. Оставив нашего гида объяснять ситуацию изумлённым такой дикостью носильщикам, мы начинаем подъём. Время, за которое туристы доходят до первого базового лагеря – три часа. Дорога идёт по живописному тропическому лесу, где на деревьях играют обезьяны. Для нас это в новинку. Часто останавливаемся, фотографируем. От радости, что уже идём, увеличиваем темп, и, к своему удивлению, доходим до первого базового лагеря за два с половиной часа. На этом месте туристы, идущие на Килиманджаро, обычно останавливаются на ночлег. Нам, после небольшого отдыха, предстоит дорога дальше.
Дорога до второго лагеря – это шесть с половиной часов непрерывного подъёма. Голод и отсутствие акклиматизации дают о себе знать, появляется слабость и головная боль. Идём, относительно нашего состояния, удивительно хорошо.
Двигаемся в следующем порядке – впереди идёт Саша, в середине наш гид, а я замыкаю нашу небольшую группу. Во время движения сильно растягиваемся, но всегда идём в пределе видимости. Гид наш, что-то сдаёт, часто останавливается, отдыхает – не привык к двойной нагрузке. Хочется сказать, что гида нам дали одного из лучших – за месяц, в сезон, он пять-шесть раз в месяц поднимается с клиентами на вершину. Его подготовка и акклиматизация заслуживают уважения.
Во второй лагерь, на высоте 3700 метров, приходим в полной темноте. Состояние плохое, сил нет вообще, хочется только лечь и лежать.
На ночёвку останавливаемся в домике летнего типа, очень напоминающий те домики, в которых мы жили на Иссык-Куле. В домике очень холодно, одеваем на себя все свои тёплые вещи, но это мало помогает.

31 января 2000 года

От холода просыпаемся очень рано, часов в шесть, а мне кажется, что я вообще не засыпал. Всю ночь мучался от холода – очень сильно мёрзли ноги, сильное сердцебиение и, как не странно, нехватка кислорода.
Сходил умыться к речке – метров пятьдесят, пришёл обратно в лагерь – голова кружится, сильная слабость. В общем, симптомы очень хорошо знакомые по своим горам, но там на такой высоте мы ещё не ночевали.
Недолгие сборы вещей и снова дорога. Опять утомительный шестичасовой подъём. Как ни странно, но иду. Тихо, с отдыхами, но иду. А высота уже такая, на какую я ещё никогда не поднимался, тем более в режиме выживания.
Плохо я себя почувствовал на высоте 4500 – 4600 метров, когда лагерь был уже виден. Ноги стали «отказываться» идти, появилась сильная одышка, приходится часто останавливаться и отдыхать. Тихонько, с передышками, но до лагеря я всё же дошёл. Здесь меня уже ждал Саша, который пришёл раньше. А вот наш гид пришёл ещё позже меня на пол часа. Время – шестнадцать часов. Завтра, в час ночи, мы уходим на вершину. Последний лагерь стоит прямо у начала подъёма. Подъём крутой – градусов 45 – 50, длиной более чем в километр.
Пытаемся поспать, но очень плохо удаётся. Стоит только лечь, как сразу становится тяжело дышать, не хватает кислорода, – приходится вставать и бродить по лагерю. Как долго тянется этот день.

1 февраля 2000 года

Час ночи. Два часа назад на вершину ушла совместная австро-немецко- швейцарская группа. Вот и наш час настал. Одеваем все свои тёплые вещи – пошли.
Начинаем утомительный подъём вверх. Иду едва-едва – очень сильная слабость. Уже ничего не хочется. Сил едва хватает на 30-50 ,иногда 100 шагов – потом «мешком» падаю на землю и отдыхаю. Поднимаюсь очень медленно и снова вверх. Сашу практически не вижу, он ушёл далеко вперёд и поддерживает со мной только голосовую связь – вот где сказалась разница в девять лет.
Идём уже больше трёх часов. Вверху видны слабые огоньки – это поднимаются немцы. Во время очередного отдыха внимание привлекает одинокий огонёк, движущийся вниз. Сердце неприятно защемило: с вершины спускаться рано – значит несчастный случай. А по нашим законам, мы обязаны прекратить подъём и помочь пострадавшим спуститься вниз. Все личные амбиции «побоку», на первом месте человеческая жизнь.
Ждём спускающихся. Через некоторое время они подходят: чернокожий гид и опирающаяся на его руку девушка. Сразу видно, у девушки сильная травма ноги, она практически не может на неё опираться. Нас не просят о помощи, они просто стоят и отдыхают. Спуск до лагеря очень крутой, ночь, нужна помощь. Один плюс, что можно обойтись одним человеком, а другой может продолжить подъём на вершину.
Мне предстоит решить непростой вопрос – кто окажется тем счастливчиком, который пойдёт вверх. Если бы кто-то знал, как мне хочется на вершину. Это моя идея, к которой я шёл более семи лет. И вот она цель – рядом. Только четыре часа, и ты на горе. Но это всё интересы личные, а вот интересы команды, которую я сам и создал, – говорят другое. На верх должен идти более сильный, у него больше шансов подняться на верх, и следовательно успешно завершить экспедицию. Всё решено, на верх идёт Саша – он на девять лет моложе, идёт намного лучше, а значит шансов у него больше.
Последний раз бросаю взгляд на вершину, подхватываю девушку с другой стороны, и мы начинаем спуск вниз…
Александр Кокарев остался один. Теперь та ответственность, которая лежала на нас двоих – легла на него одного. Чем он выше поднимался, тем ему становилось хуже и хуже. Несколько раз во время подъёма он терял сознание – неожиданно обнаруживая себя лежащим на земле. Как и рассказывал Саша, наступали моменты, когда ноги полностью отказывались идти, и стоило огромных трудов заставить себя продолжить подъём. Видя такое состояние, гид неоднократно предлагал ему прекратить подъём и спуститься вниз, но в ответ получал отказ. За шесть часов тяжелой работы Александр Кокарев поднялся на вершину. Это была победа, победа команды. Мы всё-таки сделали это!

P.S.
Так закончилась юбилейная, двадцатая, экспедиция Школы выживания «Контрасты Азии». В очередной раз мы поняли, как мало мы знаем о себе и своих возможностях, а значит, впереди нас ждут новые испытания..