Дуэт с Поющим барханом

Олег БЕЛОВ
Есть песни, которые рождаются заново с новым поколением исполнителей. К ним относится «Нежность», написанная в 1965 году композитором Александрой Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Она вошла в цикл песен «Обнимая небо», посвящённый советским лётчикам. Эта песня была одной из самых любимых для первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина. Казахстанская  сполнительница Жамиля Серкебаева сделала свою, довольно неожиданную версию этой песни. В ней появились джазовые интонации, импровизация на скрипке.

В настоящее время на телевидении демонстрируется клип на эту песню, снятый режиссёром Виталием Дворецким на Поющем бархане. Этой удивительный объект природы расположен в национальном природном парке «Алтын-Эмель» в Алматинской области. Сам Виталий называет этот стиль «Натуральные клипы». Он характеризуется тем, что в нём не используются студийные съёмки, компьютерные эффекты, главными героями видео становятся человек, природа и музыка.

Жамиля, вы уже не первый раз снимаете клип на Поющем бархане. Почему у вас такая любовь к этому месту?
– Это второй клип, который мы сняли в этом месте. Первым был «Кара торгай» – один из первых моих клипов, снятый около десяти лет назад. Видно, я очень люблю этот бархан. Он очень живописный, красивый, мистический. Он какой-то волшебный. Композицию «Нежность» пели очень многие исполнители, среди них Майя Кристалинская, Людмила Зыкина. На мой взгляд, одной из самых удачных является версия Анны Герман. Конечно, мне было нелегко браться за этот материал. Я решила сделать его по-своему, где-то рисковала, вводя джазовые интонации в эту лирическую балладу. Нетрадиционно решён и визуальный ряд. Вместе с режиссёром Виталием Дворецким мы решили снять этот клип в пустыне, чтобы подчеркнуть строчку «Опустела без тебя земля», сделать её буквальной. Поэтому мы выбрали в качестве места для съёмок Поющий бархан, пожалуй, самое красивое олицетворение пустыни в Казахстане.

Но там почти всегда дует ветер. Насколько это мешало вам?
– У меня большой опыт съёмок. И я хорошо знаю это место. Конечно, ветер может быть помехой. Песчаная пыль может повредить аппаратуру. Но в то же время стихия ветра – это помощник в съёмках. Поющий бархан – это исключительное место, когда ветер входит в эфы скрипки – так называются прорези в инструменте, – и она начинает вибрировать. То есть ветер начинает играть на скрипке. Частички песка добавляют свой тембр. И в этом есть особое волшебство.

Как отнеслись к съёмкам сотрудники парка?
– Егерь, который там находился семьёй, когда мы приехали второй раз, он уже встречал меня как родную дочку. Хоть и много времени прошло с первого клипа, они меня знали и оказали полное содействие. То есть это уже моя история, моя связь с этой землёй и необъяснимо как возникшим барханом.

Почему вы выбрали Виталия Дворецкого для осуществления этого замысла?
– Я бы хотела отметить особое значение в этой работе Виталия Дворецкого. Это режиссёр и оператор, который великолепно чувствует природу. Выбор Виталия был осознанным. Мы познакомились на съёмках фильма Садыка Сагана «Xenia 1.5», где он был главным оператором. Премьера этого фильма ещё впереди. Я увидела, как удивительно Виталий снимает пейзажи, которые входили в фильм. Затем я посмотрела другие его работы и увидела, что это не только оператор, но и путешественник, и альпинист. Среди его наград победа на московском международном фестивале горных и приключенческих фильмов «Вертикаль». Он покоряет семитысячники и при этом не расстаётся с камерой, что намного сложнее. Снять красиво в экстремальных условиях – это великий труд. Это требует большого мужества и любви к своему делу. В то же время Виталий мне показался простым и скромным человеком, который очень тонко чувствует и человека, и природу. Он может соединить тонкие чувства с дыханием ветра, и, казалось бы, безжизненная пустыня вдруг наполняется красотой. У меня есть разные клипы. Некоторые из них я снимала в студии. Есть видеоролики, рассчитанные на шоу, где меняются яркие костюмы. Но этот клип я отношу к одним из самых удачных. У меня около двенадцати клипов, но этот особенный. И он стоит в первых рядах благодаря своей искренности. Я счастлива, что у меня есть такая работа, и я горжусь ей.

Вам пришлось в одиночку работать в кадре. Это большая ответственность и определённый риск. Насколько тяжело вам было сниматься?
– Если вы внимательно посмотрите клип, то увидите, что я в кадре не одна.

Есть ещё скрипка.
– Без неё меня трудно представить. Но также важными героями клипа являются Поющий бархан и скульптуры Эдуарда Казаряна. Эти бронзовые фигурки на фоне движущегося песка становятся очень важной частью сюжета. Они создают особый шарм, потому что передают взаимоотношения мужчины и женщины, человека и земли. Но в целом у нас действительно не было большой съёмочной группы. Всё было довольно скромно. Не было кранов, большого света, гримёра. Фактически мы снимали всё вдвоём. Виталий сам предложил такой подход, и сказал, что он сделает всё как нужно. Конечно, было нелегко, но зато клип получился очень натуральным, естественным. У меня даже есть в этой работе несколько любимых кадров, которые может быть не найдёшь ни в одном другом моём клипе.

Что это за кадры?
– Например, когда я стою на гребне бархана, дело к вечеру, но солнце ещё не зашло. И в это время на ещё светлое голубое небо вышел полумесяц. И он крупно вошёл в кадр. И это не было компьютерной графикой, это было живой съёмкой. В этом клипе ничего не подставлялось и не закрашивалось. Я даже сказала Виталию, что не нужно дополнительно обрабатывать видео. Обычно, когда делают клипы, начинают создавать всеми способами красивую картинку, начиная от портрета и заканчивая общим планом. Я решила: пусть всё будет натурально. Даже если есть где-то мимические морщинки, пусть они остаются. Естественность прежде всего.

Насколько велика роль известных людей в привлечении казахстанцев к красотам родной земли?
– Конечно, нужно чаще показывать красивейшие места Казахстана, чтобы привлекать к ним внимание. Сейчас в нашей стране ставится этот вопрос о развитии туризма в таких живописных местах, как Боровое, Заилийский Алатау. Но нужно создавать удобные условия для приезжих, думать о комфорте. Кроме дорогих гостиниц нужно создавать и доступные по ценам.

Где вы обычно отдыхаете?
– По-разному. Мы часто ездим за границу – это и Турция, и Эмираты, и практически везде в Европе я побывала. Но я не люблю отдыхать долгое время. Для меня достаточно пяти дней, чтобы отвлечься, поменять обстановку. Я гораздо больше люблю совмещать отдых со своей профессией. В прошлом году я посетила прекрасный город Гонконг. Я там и выступила, показала, что я могу сделать на инструменте, и отдохнула. Причём через две недели после того концерта меня опять туда пригласили, и это была уже совсем другая компания. Для меня это был особый результат. Сейчас я поеду во Вьетнам и тоже жду этой встречи с новой страной, новыми людьми, новой сценой. Параллельно у меня будет два-три дня, чтобы насладиться кухней, общением с людьми, пляжем. То есть для меня идеальным является сочетание отдыха и работы. Летом, конечно, я отдыхаю семьёй. Во время гастролей по стране я с радостью посещаю казахстанские уголки природы. Благодаря съёмкам на Поющем бархане я уже могу выступать в роли проводника в национальном парке «Алтын-Эмель».

Фото Виталия ДВОРЕЦКОГО

Метки:

Ваш комментарий