Тайбэй, 21 июня 2011. Первая половина 2011 года оказалась трудным периодом для авиаперевозчиков, что привело к серьёзным изменениям в общей картине мировых перевозок.
Выступая на конференции китайских авиаперевозчиков Abacus 20 июня 2011 года, мистер Хо Хунг Мау, руководитель департамента по работе с авиакомпаниями Abacus International обозначил ключевые тенденции и взгляды на то, как авиакомпании могут выгодно использовать каналы глобальной системы бронирования, чтобы получить дополнительную прибыль за счет возможностей, которые предоставляет развивающаяся отрасль авиаперевозок.
«Сфера перевозок сегодня переживает период колоссальных изменений. Восток уже готов обогнать Запад по количеству новых пассажиров, и технологии продолжают менять внешний облик этой сферы, а также заставляют пересмотреть пути ведения бизнеса», – сказал мистер Хо. «Поэтому авиакомпании должны быстро приспосабливаться и принимать правильные решения, чтобы сохранить свои передовые позиции», – добавил он.
Несмотря на последствия недавней катастрофы в Японии, которая очень негативно повлияла на всю отрасль авиаперевозок в первой половине текущего года, отчёт Туристической ассоциации стран Азиатско-Тихоокеанского региона (PATA) показал, что начало быстрого восстановления возможно уже с июня, поскольку экономика азиатских стран остаётся по прежнему сильной. Количество прибывающих пассажиров из других стран увеличилось на 5 и 6 процентов соответственно в течение первых двух месяцев текущего года, а с учетом ожидаемого потока туристов из таких стран, как Китай и Индия, отрасль авиаперевозок может возлагать большие ожидания на оставшуюся часть 2011 года.
Однако чтобы оставаться на передовых позициях, как подчеркнул мистер Хо, авиакомпании должны обязательно использовать основные тенденции этого года, которые включают в себя рост за счёт объёмов перевозок, влияние Китая и рост в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в дополнение к максимальному увеличению возможностей за счёт стратегии многоканального развития, получению прибыли за счёт продаж дополнительных услуг и растущих возможностей мобильной связи.
«Наблюдая за ростом рынков в Китае и других странах БРИК, можно сделать вывод, что рост объёма перевозок за счёт расширения авиакомпаний и развития направлений и рост авиакомпаний за счёт стратегии многоканального развития, получение дохода за счёт продажи дополнительных услуг и повышения мобильности представляют собой большие возможности для авиакомпаний, которые нельзя упускать. Эти важнейшие тенденции дают новый толчок для коммерческого развития авиакомпаний и побуждают их работать совместно с ключевыми туроператорами, чтобы добиться максимального результата», – сказал мистер Хо.
Несмотря на то что за последние годы модель прямой онлайнсвязи с авиаперевозчиками широко проникла в общество, это было сделано в основном за счёт усилий колл-центров авиакомпаний и билетных касс. По словам мистера Хо, на самом деле имеются данные, что так называемая передача «обратных каналов» туристическим агентствам произошла в 2009–2010 годах. Авиакомпании должны смотреть на гораздо более крупный сегмент рынка, чем тот, который обслуживают сегодня туристические агентства, чтобы не упустить огромное количество возможностей и выделить себя среди других конкурирующих авиаперевозчиков.
Он сказал: «Рост количества онлайн-представительств не равен прямым поставкам; на самом деле, данные недавних исследований показали, что количество посетителей сайтов туристических агентств превышает количество посетителей сайтов авиаперевозчиков в соотношении 2:1. Для всех игроков в этой индустрии чрезвычайно важно разделять действительное положение дел от предполагаемого.
Рост за счёт увеличения объёмов
Авиакомпании во всём мире увеличили свои объёмы за последние месяцы. Объёмы регулярных авиаперевозок и количество рейсов увеличились на 5 процентов в марте 2011 года и составили 285,7 млн. мест, в то время как количество рейсов увеличилось на 4 процента, до 2,3 миллиона, при этом количество мест на каждом рейсе увеличилось на 1,3 процента.
Авиакомпании-дискаунтеры показали даже более значительный рост с ежегодным увеличением на 10 процентов количества регулярных рейсов, после чего последовал рост на 9 процентов в феврале 2011 года.
Азиатско-Тихоокеанский регион также продемонстрировал стабильный рост, что делает его самым большим регионом в мире по количеству пассажирских мест и ставит на третье место среди самых быстроразвивающихся рынков после Ближнего Востока и Африки. Ожидается, что количество пассажирских мест с направлением перелётов в регион и из него увеличится до 107 миллионов в марте текущего года, а объёмы перевозок внутри региона увеличатся на 8 процентов, до 92,5 миллиона. Количество пассажирских мест в регион и из него также выросло на 11 процентов, составив 15,2 миллиона, что является на сегодняшний день самым большим показателем в мире.
Влияние Китая
Ожидается, что Китай станет самым крупным поставщиком туристов уже в 2014 году, их количество составит 214 миллионов из 800 миллионов новых туристов во всем мире. Количество пассажиров, прибывающих и отбывающих из международного аэропорта Пекина (Beijing Capital Airport), увеличится на 14 процентов, в то время как объёмы перевозок внутри страны увеличатся на 6 процентов, что поставит аэропорт на второе место в мире по объёму регулярных пассажироперевозок.
Китай также планирует в течение следующих пяти лет построить 55 аэропортов.
Согласно оценкам, к 2022 году Китай будет перевозить авиационным транспортом 1 миллиард пассажиров, что означает увеличение этого показателя в 3,5 раза в течение 12 лет. Китай продолжает проводить политику либерализации в отношении отрасли авиационного транспорта, ожидается, что основные авиакомпании страны будут постепенно смещать свой фокус с домашних рынков на международные, чтобы успешно конкурировать с международными авиаперевозчиками.
Рост в странах БРИК
Другие крупные авиаперевозчики продолжают расти вместе с увеличивающимся влиянием Бразилии, России, Индии и Китая – стран, входящих в группу БРИК.
Страны БРИК стремятся стать силой, с которой необходимо считаться, занимая 30 процентов поверхности земли, составляя 42 процента населения мира, 18 процентов глобальной системы бронирования и 15 процентов объёма мировой торговли.
В течение следующих пяти лет бизнес-поездки в такие страны, как Индия и Китай, вырастут на 5,3 и 6,5 процента соответственно – примерно в 18 и 22 раза больше, чем прогнозируемый рост в США за аналогичный период. Кроме того, к 2050 году на страны БРИК придётся около 50 процентов всех авиаперелётов в мире, что составит рост на 15 процентов по сравнению с данными за 2008 год.
Как пояснил мистер Хо, этот резкий рост авиаперевозок, который в основном придётся на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, означает, что авиакомпании в Азии должны быть готовы к росту спроса на их услуги. Мы уже наблюдаем, что крупнейшие китайские авиаперевозчики объявили, что они будут ориентировать свои мощности на международные перевозки, поскольку уже ощущается значительное конкурентное давление со стороны высокоскоростного железнодорожного транспорта на внутренних рынках. Индия также движется по траектории высокого роста, и здесь наблюдается такой стабильный спрос на услуги авиакомпаний, что на бронирование туристических поездок не оказало влияния даже недавнее землетрясение и цунами в Японии.
Рост внедрения стратегий многоканального развития
Совершенно очевидно, что авиакомпании внедряют стратегию многоканальных продаж.
Туристические агентства будут продолжать удерживать свои позиции благодаря следующим факторам: (1) модели групповых продаж в Азии, (2) необходимости собирать большое количество информации, (3) помощи агентства при сложных поездках. Аналогично склонность клиентов покупать туры на выставках в виде готовых пакетных предложений, рост количества бизнес-путешествий (в этой сфере доминируют TMC) и активный рост азиатских туристических агентств позволяют быть уверенными в наличии здорового и конкурентоспособного канала для туристических агентств.
В 2010 году прямые продажи с веб-сайтов авиакомпаний снизились, при этом продажи с веб-сайтов туристических агентств выросли. По данным специалистов авиатранспорта и решений в области информационных технологий (SITA), более 50 процентов билетов сейчас продаются через туристические агентства (в сети Интернет и в офисах агентств), при этом на продажи с сайтов авиакомпаний приходится 40 процентов всех проданных билетов.
На азиатском рынке ожидается, что и прямые, и непрямые каналы продаж достигнут стабильных уровней. Тем не менее мистер Хо добавил, что авиаперевозчики должны учитывать, что Азия – это сложный и неоднородный регион.
Например, в то время как онлайн-бронирование достигло относительно высокого уровня в Сингапуре (отчасти благодаря распространению среди клиентов культуры самостоятельного проведения онлайн-операций при участии авиакомпаний-дискаунтеров), навыки использования сети Интернет у населения в Гонконге, Тайване и других странах, ещё очень низки. Также абсолютно ясно, что уровень роста туристических агентств выше, чем рост прямых продаж авиакомпаний.
«Авиакомпании должны иметь абсолютно точные сведения о реальном уровне возврата инвестиций для каждого канала. Процентный доход при продажах через туристические агентства обычно выше, чем при прямых продажах на сайте авиакомпаний. Кроме того, авиакомпании должны полностью учитывать все потенциально скрытые расходы при работе с моделью онлайн-поставщика, такие как расходы на рекламу, чтобы привести клиента на веб-сайт, а также комиссия эмитента кредитных карт», – указал мистер Хо.
Мистер Хо подчеркнул важность понимания сложности этого рынка: «Будущее принадлежит авиакомпаниям, которые полностью примут на вооружение многоканальную стратегию».
Использование возможностей продаж дополнительных услуг
Такие события, как кризис на Ближнем Востоке и землетрясение/цунами в Японии, продолжают оказывать влияние на отрасль авиаперевозок, что приводит к снижению расходов на бизнес-поездки, и клиенты большее значение придают цене авиабилетов. «Благодаря высокой норме прибыли и стабильности, которую обеспечивают дополнительные услуги, эти услуги набирают всё большую популярность среди авиакомпаний во всём мире, и многие авиакомпании ищут новые пути получения дохода с продуктов и услуг, которые традиционно предоставлялись бесплатно (такие как доступ в комнату отдыха, питание, дополнительная подушка и т. д.)», – сказал мистер Хо.
Согласно прогнозам, дополнительный доход составит до 18 процентов от общего дохода поставщиков туристических услуг уже к 2015 году, при этом общий доход вырастет на 50 процентов. США занимают передовые позиции в этой сфере, что позволило американским авиакомпаниям только в 2010 году получить 4 млрд. долларов прибыли за счёт введения платы за перевоз багажа. Среди авиаперевозчиков наиболее удачно внедрили практику дополнительных сборов авиакомпании-дискаунтеры, доход которых за оказание дополнительных услуг в мировом масштабе составил 58 млрд. долларов.
Однако Азия медленно внедряет эти меры. В 2010 году исследования компании Abacus показали, что только 20 процентов ведущих азиатских авиакомпаний ставили получение дохода с дополнительных услуг своей приоритетной задачей, при этом 40 процентов из них вообще не придавали этой практике серьёзного значения. Более того, только 7 процентов авиакомпаний считали, что доход с продаж дополнительных услуг составляет от 5 до 10 процентов, в то время как во всём мире нормой считается 13. Однако эта тенденция быстро меняется, по мере того как всё больше авиакомпаний в Азии увеличивают количество продаж дополнительных услуг, следуя за авиакомпаниями-дискаунтерами, такими как Air Asia и Tiger Airway.
Мистер Хо добавил, что помимо всего прочего максимальное увеличение дополнительной прибыли необходимо для авиакомпаний не только для того, чтобы понять поведение клиентов и выбрать правильный продукт, но и для того, чтобы гарантировать, что будут выбраны правильные каналы глобальной системы бронирования.
«Поскольку отчёты начинают показывать продолжающуюся тенденцию нестабильности для авиаперевозчиков, сейчас самое подходящее время, чтобы реализовать все возможности получения прибыли от продажи дополнительных услуг, которые обеспечат большую стабильность», – сказал он.
При этом авиаперевозчики (особенно Лидирующий провайдер услуг для туристической индустрии в Азии сетевые) должны учитывать и отрицательные стороны слишком быстрого изменения курса на введение оплаты за дополнительные услуги. Одна из основных проблем, которую предстоит решать – это негативное восприятие клиентами введения оплаты за дополнительные услуги в виде «скрытых расходов». Авиакомпании могут также начать терять клиентов из высшей ценовой категории, если они начнут разрешать всем пассажирам получать услуги (за дополнительную плату), которые раньше предоставлялись только элитным клиентам. Авиакомпании должны будут тщательно оценить, как они будут позиционировать себя и гарантировать, что предоставление комплексных услуг и отдельных услуг будет продолжаться некоторое время.
Исследование возможностей мобильной связи глобальных систем бронирования
«В мире более 5 миллиардов абонентов мобильной связи, и их значительно больше, чем интернет-пользователей: например, в Индии более 800 миллионов абонентов мобильной связи и только 100 миллионов подключений к сети Интернет.
Многие из абонентов мобильной связи также используют сеть Интернет через мобильные браузеры или встроенные приложения в смартфонах. Это большое количество клиентов, внимание которых авиакомпании должны привлечь через канал сотовой связи», – сказал мистер Хо.
У клиентов наблюдается рост ожиданий к появлению удобного доступа к актуальной информации о рейсах и ценах через автоматизированную телефонную систему, удобные веб-сайты или приложения и оповещения для мобильных телефонов. Однако для многих авиакомпаний сбор, форматирование и направление своевременной и полной информации в разрозненные сети или системы информирования будет не только дорого, но ещё трудноосуществимо с точки зрения технической поддержки.
Кроме того, достаточно дорого будет осуществлять совместное использование программ с партнёрами, с которыми подписаны соглашения о совместном использовании программ.
«Мы, запустили сервис Abacus VirtuallyThere, чтобы помочь авиакомпаниям улучшить работу их служб поддержки клиентов и обеспечить простой доступ через устройства мобильной связи», – сказал мистер Хо. «Сервис позволяет менять забронированные места и менять их класс, проходить регистрацию у авиакомпаний, получать сообщения о рейсе в режиме реального времени, а также заазывать электронные билеты, все при помощи устройств мобильной связи».
Недавно сервис Abacus VirtuallyThere был также адаптирован для мобильных устройств за счёт использования технологии HTML 5, что дало сервису потрясающе лёгкий в управлении интерфейс. Одновременно с подчёркиванием важности этих набирающих обороты тенденций мистер Хо рекомендовал авиакомпаниям развиваться за счёт разработки мобильных технологий для более интерактивного взаимодействия с клиентами.
Использование социальных сетей
Мир становится все более связанным через различные социальные сети, и многие авиакомпании в порядке эксперимента изучают, как повысить заинтересованность и лояльность клиентов через данные средства коммуникации.
В Китае общее количество зарегистрированных пользователей на сайтах микроблогов Tencent и Sina уже превысило 200 миллионов и находится на одном уровне с Twitter. Наряду с увеличивающимся использованием смартфонов мы также видим, что все больше компаний используют эту тенденцию в своих целях.
Авиакомпании начинают исследовать возможности социальных сетей для создания бренда, а также для разработки кризисного регулирования. Например, во время извержения вулкана и большого выброса пепла в атмосферу в прошлом году в Европе многие авиакомпании, такие как KLM и Lufthansa, использовали социальные сети, чтобы обеспечить своевременные обновления информации о состоянии их рейсов и даже распространили несколько успешных историй о своих клиентах, которые безопасно добрались домой с целью поднять дух другим пассажирам», – сказал мистер Хо.
Смотреть в будущее с оптимизмом
«Ближайшие годы будут решающими для всей индустрии авиаперевозок, – сказал руководитель департамента компании Abacus.
Авиакомпании должны инвестировать в технологии, подготовиться к этим изменениям и найти правильный баланс для работы с партнёрами глобальных систем бронирования, или они рискуют потерять шанс заработать на рынках, которые будут давать максимально высокую прибыль в последующие годы».
Метки: Abacus International