КТА о ситуации в связи с обсуждением ЗРК «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации»

После внесения изменений и дополнений в ЗРК «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации» Казахстанская туристская ассоциация (далее-КТА) выразила свою позицию по данному вопросу на пресс-конференции в г. Алматы, которая вызвала жаркие дебаты на рынке туристских услуг.

В связи с этим КТА считает необходимым  разъяснить свою позицию.

КТА однозначно заявила о поддержке планов Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций РК (далее-КГА, Комитет) о развитии национальной гражданской авиации.  Абсолютно понятно, что  в данной ситуации КГА взял на себя обязательства по созданию благоприятных условий для развития казахстанских  авиакомпаний. Но какова ситуация  сегодня на  рынке? Комитет создает оптимальные условия для развития лишь избранных Комитетом авиакомпаний, вследствие чего эти авиакомпании создают условия для развития вертикальной монополии на рынке туристских услуг: избранная  авиакомпания – ограниченное число туроператоров – привилегированные турагентства.

Единственный метод, которым  сегодня КГА хочет развивать гражданскую авиацию – создание  запретительных мер.  Должны сказать, наше Министерство транспорта и коммуникаций РК весьма преуспело на этом пути:

1) Запрещено создавать авиакомпании.

2) Запрещено привлекать иностранные авиакомпании для выполнения чартерных рейсов

3) Запрещено брать самолеты в «мокрый лизинг» – аренда самолета с экипажем, метод привлечения авиа бортов, которым пользуются  все авиакомпании мира.

4) Существуют административные барьеры для использования «сухого лизинга»,  который предполагает аренду самолета без экипажа.  Как свидельствуют эксперты,  несмотря на  большие проблемы с наличием квалифицированного летного  состава, требуется также дорогостоящая лицензия на привлечение иностранной рабочей силы, что практически нереально для молодой авиакомпании.

Возникает вопрос, как можно что-то  развивать исключительно запретительными методами и кто инициирует такие «умные» законы?

Вызывают недоумение  методы, которыми Комитет регулирует отрасль в части чартерных перевозок, хотя КГА неоднократно заявляет о том, что они только отвечают за безопасность, а разве не они, как назначенный орган, обязаны развивать гражданскую авиацию, а разве не они, как неоднократно заявляет Президент РК, обязаны создавать оптимальные условия для развития  бизнеса?  КГА забывает о том, что они же  выдают разрешения на организацию чартерных перелетов.  В течение многих лет КТА,  сотрудничая с Комитетом, неоднократно обращала внимание на отсутствие прописанных четких процедур по выдаче разрешений, выдача разрешений на один месяц ставит туристский рынок в ситуацию нарушителей законодательства РК,  по сложившейся порочной практике, разрешения авиакомпании получают буквально перед вылетом, тогда как туристские компании продают турпакеты (а авиаперелет является основной составляющей турпакета) минимум за полгода.

КТА вынуждена отметить, что туристский рынок, как потребитель услуг гражданской авиации, благодаря последним изменениям в законодательстве, живет в антирыночной ситуации, при полном отсутствии конкурентной среды, явной монополии представителей крупного бизнеса и при отсутствии выбора конкурентной цены на авиаперевозки, отсутствует система регулирования  чартерных программ.

На сигнал  туристского рынка, что не все благополучно в области чартерных туристских авиаперевозок,  Комитет отреагировал подменой решения государственных вопросов тем, что спустился до уровня вмешательства в остро конкурентную туристскую  среду и внес раскол в рынок, проводя совместные пресс-конференции с участием избранных туроператоров.

Вместо конструктивного диалога и профессиональной дискуссии на острые темы развития авиации, мы получили однозначное  «НЕТ» по всем вопросам и переход к персоналиям, обвинениям в лоббировании и неких писем поддержки в духе советской риторики.

Цель КТА – защита интересов своих  членов,  являясь, объединением юридических лиц, в соответствии с Уставом,  КТА  представляет общие, стратегические проблемы отрасли (отмена применения  20% налога у источника выплаты, открытие КПП с Кыргызстаном в период туристского сезона, продление полетов иностранных авиакомпаний в высокий сезон  2013г и т.д.), Ассоциация с сожалением констатирует, что, несмотря на плюрализм мнений в КТА, небольшая часть туроператоров, идя на поводу своих эмоций, делегировали себе право выступать от имени всех туроператоров Казахстана, что выглядит некорректным по отношению к своим коллегам.

Выступая защитником интересов всех участников рынка, КТА особое внимание всегда уделяет конфликтам между членами ассоциации и государственными органами. С тем большим недоумением, КТА восприняло агрессивную и неэтичную позицию некоторых членов-туроператоров, интересы которых в конфликте с государственным органом  никак не ущемлялись, более того только улучшались благодаря возникновению монопольной связки с доминирующей авиакомпанией.

КТА четко заявляет, что несмотря на финансовые, материальные и другие различия в уровне развития своих членов ассоциации, каждый из них имеет равное право голоса при определении важных направления деятельности КТА.  На состоявшемся 13 ноября заседании КТА из  18 участвовавших компаний, за  поддержку проводимой  КТА политики развития конкурентной среды в области чартерных туристских перевозок и намерения  продолжать целенаправленную работу по внесению изменений и дополнений в «Правила  оснований для отказа в выдаче разрешений на выполнение международных нерегулярных полетов» проголосовали «за» – 14 компаний, воздержались – 4 компании. Эти же компании впоследствии заявили о своем несогласии с политикой КТА и в настоящий момент продекларировали желание выйти из членов ассоциации. Сожалея об этом, КТА обеспокоена, что того их действия наносят в очередной раз удар по имиджу туристского рынка, который, к сожалению,  итак не пользуется большим авторитетом  у наших потребителей.

Данным письмом КТА хотела бы еще раз обратить внимание туристского рынка на то, что на данный момент  в РК складывается опасная нерыночная ситуация в сфере чартерных перевозок,

Происходит фактическое сращивание государственных  и  частных интересов отдельных групп бизнеса, что в итоге может привести к доминированию и монополизации отдельными субъектами своей части рынка. КТА считает, что развитие авиационной отрасли в части чартерных перевозок   логичнее выглядит через создание конкурентной среды, предоставление благоприятных условий казахстанским авиакомпаниям, и уже после развития  возможно введение протекционистских мер по защите внутреннего рынка, как это делается во всем мире

Апеллирование к российскому опыту  не совсем корректно, потому что сегодня Россия имеет 126 авиакомпаний, поэтому страна закрыта для иностранных перевозчиков.

Здоровая конкуренция порождает на рынке необходимость в предоставлении качественных услуг, качественного бортового питания при оптимальной ценовой политике. Ни один бизнес, как свидетельствует мировой опыт, не может развиваться вне конкуренции, да и пассажиры, которые платят за авиабилеты совсем немаленькие деньги, имеют право в соответствии с нормами Конституции РК на выбор, так же как и туристские компании.

В заключение, КТА желает всем участникам туристского рынка успешного сезона и финансового благополучия.

Метки:

Ваш комментарий