Охота с ловчей птицей в Казахстане: традиция или спорт?

Асылхан АРТЫКПАЕВ,
биолог-охотовед, краевед

Охота с ловчими животными (борзыми собаками, гепардами, ловчими птицами) культивировалась в степях Евразии несколько тысячелетий, об этом свидетельствуют археологические раскопки и древние рукописи, рассказывающие о быте номадов. Постепенно этот вид охоты получил широкое распространение среди знати многих государств Европы и Азии.

В настоящее время в Европе охотой с ловчими птицами занимаются примерно 14 тысяч человек, а на Американском континенте – около 16 тысяч. В Средние века охота с ловчими животными была уделом знати двора монархов Европы, Персии, Индии, Китая, в отличие от них на территории Древнего Казахстана этой охотой занимались во всех родовых и племенных объединениях, в основном люди среднего и пожилого возраста. Ловчие птицы всегда высоко ценились, а беркут и сокол считались священной птицей, и случайных людей среди них не было.
В поездках вместе с отцом, в далёких 1950–1960-х годах мне приходилось видеть этих людей, в основном это были аксакалы почтенного возраста. Некоторые из них участвовали в республиканских праздниках, а также на площадке охотничьего павильона Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР в Москве. Особенно среди них выделялся старик по имени Алмабек из горного аула Курдайского района, который, имея тихий сиплый голос, ловко справлялся со своими ловчими птицами при помощи колокольчика на мизинце. Обученный беркут высоко парил в воздухе в свободном полёте, а он помогал ему как загонщик с барабаном в руке, иногда колокольчиком подзывая беркута на руку. Это была слаженная работа двух друзей-охотников. Подобное можно было увидеть и в Восточном Казахстане, где жил и работал беркутчи, егерь заказника Иван Воробьёв.
К сожалению, этот вид охоты забыт нынешними беркутчи, теперь охотятся в угон дичи, только выстрелянным зарядом служит ловчая птица. Забыты и некоторые принадлежности для ловчей птицы, многие не знают их названия и применения при воспроизводстве охоты и содержании птицы.
В сентябре 1989 года ко мне, охотоведу и парторгу госохотинспекции Алматинской области, на работу пришли двое работников Центрального комитета комсомола Казахстана с просьбой помочь в организации республиканского праздника «Беркутши». С помощью Главохоты и председателя Казохотрыболовсоюза Ш. З. Нургалиева нам удалось собрать на Центральном стадионе Алматы практически большую часть охотников с ловчими птицами со всех областей республики.
Праздник открылся парадом участников, выступлением организаторов торжества о значении возрождения национальных видов охоты, затем прошли бега борзых собак за механическим зайцем и как кульминация торжества – шоу-охота ловчих птиц без умерщвления кроликов и лисиц, одна птица – одна цель. Пойманных животных отсаживали живыми обратно в клетки. Праздник удался на славу. Но после я как член КПСС получил партийный выговор за «торжество ярого национализма».
И всё-таки лёд тронулся – в республике стали обращать внимание на национальные виды охоты с ловчими беркутами, борзыми тазы и овчарками тобет. Постепенно работа наладилась, с помощью областных подразделений Казохотрыболовсоюза провели несколько праздников в пяти областных центрах, на космодроме «Байконур», на ВДНХ в Москве.
На одном из таких праздников меня избрали председателем Совета ассоциации «Беркутши», а исполнительным директором ассоциации – инструктора ЦК комсомола РК Ю. Щелкаева. Именно тогда Спорткомитет Казахстана в лице футбольного клуба «Кайрат» обратил внимание на ассоциацию и начал активно уговаривать владельцев ловчих птиц признать их увлечение национальным видом спорта.
На одном из совместных совещаний я пытался объяснить, что охота с ловчими птицами – это прежде всего камерное увлечение, и спортом его можно назвать в натяжку. Выступления акынов-импровизаторов, музыкантов игры на домбре и кобызе нельзя назвать спортом, охота с ловчими птицами – это прежде всего дань традиции, национальной древней культуре. Как результат этих споров, Федерация национальных видов спорта, шоу-выступления беркутчи записала в свой Устав как национальный вид спорта и ежегодно организует эти жестокие шоу в разных городах республики.
В 2003 году Общество охраны животных Европы хотело привлечь в международный суд ассоциацию «Беркутши», на основании собранных видеоматериалов международных телеканалов, но тогда мне удалось через СМИ и общественные НПО объяснить ситуацию в Казахстане и избежать этого. Однако, по сути, они правы.


С тех пор моя позиция не изменилась: шоу-фестивали на поле стадиона нельзя назвать охотой, а камерное увлечение нескольких людей с ловчими животными на природе – спортом. Охота с ловчими птицами имеет свои исторически сложившиеся традиции и правила, которые надо культивировать и внедрять, но нельзя подменять их современными понятиями спорта!

Фото из архива автора

Ваш комментарий