Александр БЕРБЕР,
начальник Карагандинскоой областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства
В начале текущего года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий». Были внесены изменения и дополнения во многие законодательные акты. Благодаря этому было значительно усовершенствовано законодательство в части лесоохраны и лесопользования, рыбного хозяйства и ООПТ. Однако у охопользователей этот закон вызвал только разочарование.
Никаких кардинальных изменений в части защиты прав охотпользователей и возмещения убытков в случае изъятия угодий для государственных или промышленных нужд, экономического стимулирования, охраны и воспроизводства охотничьих и редких животных, обитающих на территории охотничьих хозяйств, дичеразведения, а также других природоохранных мероприятий, на которые государство должно затрачивать значительные средства, в закон не включили.
В настоящее время ситуацию в охотничьем хозяйстве Казахстана нельзя назвать стабильной. Основная причина – отсутствие экономического механизма, регулирующего развитие этого вида природопользования и государственных гарантий природопользователям.
Сельское и лесное хозяйство – в неменьшей степени отрасль природопользования, чем охотничья. Земля в сельском хозяйстве и охотничьи угодья в охотхозяйстве являются предметом и средством производства. В обоих случаях сочетается экономическое воспроизводство с естественным, имеется определённая природой, сезонность производства. Однако наблюдается различный государственный подход к сельскому и охотничьему хозяйству. Сельское хозяйство имеет всестороннюю поддержку государства: льготы, дотации, в случае нанесения ущерба сельхозпредприятиям предусмотрены компенсации и др. Совсем по-другому обстоят дела в охотничьем хозяйстве.
Госчиновники могут своими действиями и бездействием безнаказанно чинить различные препятствия охотпользователям: несвоевременная выдача разрешений на добычу, запрет охоты – под любым предлогом, в том числе и опасности распространения «птичьего гриппа», изъятие охотничьих угодий для государственных нужд и др. Так, в Законе РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» пользователю при изъятии земельных участков для государственных нужд не предусмотрено компенсаций, возмещений убытков или преференций при закреплении охотничьих угодий резервного фонда. Не предусмотрено законом и поощрение за охрану диких животных, в том числе и «краснокнижных». В результате подрывается экономическая основа ведения охотничьего хозяйства.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОССТРУКТУР
В целях дальнейшего развития охотничьего хозяйства Казахстана и стимулирования финансовых вложений в него в нормативно-правовую базу необходимо внести экономические стимулы и предусмотреть ответственность государственных структур в случае нанесения ущерба охотхозяйственным организациям.
Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» необходимо дополнить главой «О защите прав охотпользователей и возмещение убытков», в которой предусмотреть следующее:
1. Права охотпользования защищаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан.
2. Убытки, причинённые охотпользователям, подлежат возмещению в полном объёме в случаях:
1) принудительного отчуждения, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных нужд, влекущего прекращение права охотпользования;
2) ограничения права охотпользования в связи с установлением особого режима;
3) нарушения прав охотпользователей;
4) ухудшения качества охотничьих угодий в результате строительства и эксплуатации объектов, приводящих к нарушению экосистемы;
5) незаконной добычи животных, являющихся объектами охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения.
3. Убытки охотпользователю возмещаются за счёт их причинителя.
Убытки, причинённые охотпользователю в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа, а также действиями (бездействием) должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Республикой Казахстан или соответственно административно-территориальной единицей.
4. При определении размера компенсации в неё включаются:
1) рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая аншлаги, панно и многолетние насаждения;
2) стоимость затрат, связанных с освоением охотничьих угодий, их эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением продуктивности, с учётом их инфляции;
3) все убытки, причинённые охотпользователю изъятием охотничьих угодий на момент прекращения права охотпользования, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами;
4) нанесённый ущерб незаконной добычей животных, являющихся объектами охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения;
5) упущенная выгода.
5. Определение убытков, причинённых охотпользователям при изъятии охотничьих угодий, а также размер их компенсации устанавливаются соглашением сторон.
6. При изъятии или временном занятии охотничьих угодий, в результате которого частично или полностью нарушается работа охотничьего хозяйства, убытки могут определяться исходя из стоимости работ на строительство новых или реконструкцию существующих объектов и сооружений (систем), включая стоимость проектно-изыскательских работ.
7. Убытки (затраты), вызванные возникшими неудобствами в использовании охотничьих угодий (образованные при проведении ветеринарно-профилактических работ, нарушении транспортных связей при строительстве дорог и другие), могут определяться суммой единовременных затрат.
8. При определении убытков (затрат), необходимых для восстановления ухудшенного качества охотничьих угодий, могут включаться затраты на проведение специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества охотничьих угодий.
9. При определении убытков за незаконную добычу животных, являющихся объектами охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения, сумма ущерба определяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении размеров возмещения вреда, причинённого нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».
10. При несогласии охотпользователя с решением, влекущим прекращение права собственности или охотпользования, оно не может быть осуществлено до разрешения спора в судебном порядке. При рассмотрении спора решаются также все вопросы возмещения охотпользователю причиненных убытков.
В соответствии со статьей 48 «Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования животного мира» Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» необходимо предусмотреть в республиканском бюджете трансферты на целевую поддержку отечественных охотпользователей, занимающихся вольерным дичеразведением и охраняющих в закреплённых за ними охотничьих хозяйствах редкие и исчезающие виды животных, и издать постановление Правительства Республики Казахстан об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на поддержку охотпользователей, занимающихся вольерным дичеразведением и охраняющих в закреплённых за ними охотничьих хозяйствах редкие и исчезающие виды животных, по имеющейся практике поддержки сельхозпроизводителей. За образец можно взять постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета областными бюджетами на поддержку племенного животноводства.
Необходимо также предусмотреть специальный налоговый режим для охотников и охотпользователей. В связи с этим по Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»:
Статью 156. Доходы, не подлежащие налогообложению. Часть 1 – «из доходов физических лиц, подлежащих налогообложению, исключить следующие виды доходов» дополнить подпунктом 41 следующего содержания:
41) доходы охотников, полученные от промысловой добычи диких животных.
Статью 426. Виды специальных налоговых режимов п. 1 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
4) специальный налоговый режим для охотхозяйственных организаций, дополнив кодекс соответствующей главой.
Охотхозяйственная организация вправе самостоятельно выбрать специальный налоговый режим или общеустановленный порядок. Специальный налоговый режим для охотхозяйственных организаций должен предусматривать особый порядок расчётов с бюджетом на основе уплаты платежей за пользование животным миром и распространяться на деятельность охотхозяйственных организаций по ведению охотничьих хозяйств.
Право применения специального налогового режима должно предоставляться охотхозяйственным организациям при наличии закреплённых за ними охотничьих угодий.
Для применения специального налогового режима охотхозяйственные организации не позднее 20 февраля первого года применения указанного режима представляют в налоговый орган по месту их регистрации налоговое заявление.
Непредставление налогового заявления к указанному сроку считается согласием налогоплательщика осуществлять расчёты с бюджетом в общеустановленном порядке.
Выбранный режим налогообложения изменению в течение налогового периода не подлежит.
Одновременно с налоговым заявлением представляются копия договора на ведение охотничьего хозяйства с территориальным подразделением уполномоченного органа, осуществляющего функции управления и контроля в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.
В случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим, налогоплательщик представляет налоговое заявление в налоговый орган в течение пяти рабочих дней с момента возникновения несоответствия условиям и переходит на общеустановленный порядок с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло несоответствие.
При добровольном прекращении применения специального налогового режима перевод на общеустановленный порядок производится с месяца, следующего за отчётным периодом, на основании налогового заявления налогоплательщика, которое представляется не позднее 31 декабря налогового периода, предшествующего году прекращения данного режима.
Налоговый орган при установлении факта несоответствия налогоплательщика условиям применения данного режима на основе принятого решения уведомляет налогоплательщика о переводе его на общеустановленный порядок с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло несоответствие.
Особенности применения специального налогового режима должны включать следующие пункты:
1. Охотхозяйственные организации не являются плательщиками следующих видов налогов и других обязательных платежей в бюджет:
1) индивидуального подоходного налога с доходов от охотхозяйственной деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;
2) налога на добавленную стоимость – по оборотам от осуществления деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим.
2. Исчисление, уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, и представление налоговой отчётности по ним производятся в общеустановленном порядке.
3. При осуществлении видов деятельности, на которые не распространяется специальный налоговый режим, охотхозяйственные организации обязаны вести раздельный учёт доходов и расходов, имущества и производить исчисление и уплату соответствующих налогов и других обязательных платежей в бюджет по указанным видам деятельности в порядке, установленном настоящим кодексом.
Исчисления отдельных видов налогов предусматривает:
– суммы корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога, платы за пользование земельными участками, налога на имущество, налога на транспортные средства, исчисленные в общеустановленном порядке, подлежат уменьшению на 70 процентов;
– уменьшение суммы корпоративного подоходного налога, предусмотренное настоящей статьей, применяется также при исчислении сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу, определяемых в соответствии со статьей кодекса.
В Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» статью 4 дополнить подпунктом 6 следующего содержания: 6) Право охотпользования на срок не менее 20 лет.
Добавить статью 50-1 следующего содержания:
Статья 50-1. Особенности регистрации права охотпользования.
При регистрации права охотпользования, представляются:
1) правоустанавливающие документы на право охотпользования:
– решение областного исполнительного органа о закреплении охотничьих угодий;
– договор на ведение охотничьего хозяйства, заключаемый между территориальным подразделением уполномоченного органа и пользователем животным миром.
2) другие документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 21 настоящего закона, предусматривающего перечень предъявляемых документов для государственной регистрации.
В постановлении Правительства РК «Об утверждении Правил ведения охотничьего хозяйства в Республике Казахстан» пункт 9 дополнить предложением: «материалы внутрихозяйственного охотустройства являются основанием для изменения категории охотничьего хозяйства и внесения изменений и дополнений в договор на ведение охотничьего хозяйства». Данное дополнение послужит стимулом повышения продуктивности охотничьих угодий и повысит интерес охотхозяйственной организации к проведению внутрихозяйственного охотустройства. Добросовестные охотпользователи, в результате вложений которых в хозяйствах увеличилось видовое разнообразие животных, с повышением категории охотхозяйства, будут иметь возможность без конкурса продлить действие договора на ведение охотничьего хозяйства ещё на 10–20 лет.
Внесение этих дополнений в законодательную базу позволит укрепить позиции пользователей животным миром, создать государственную гарантию для них, стимулировать приём на работу квалифицированных специалистов, а также вложение средств в развитие охотничьего хозяйства, и в частности в работы по обогащению охотничьей фауны.
Караганда