Август 2013
Наталья АБДУЛВАЛИЕВА
Барселона стала мне сниться задолго до моей первой поездки в Испанию. В этих сновидениях всегда было много голубого неба, извилистых узких улиц и архитектурных строений. И ещё раньше до первого путешествия появилась любовь к Сальвадору Дали и сюрреализму, к Федерико Гарсия Лорке и его «сомнамбулическим романсам», к Антонио Гауди и великолепной архитектуре его идей…
Отель, где я остановилась в Барселоне, располагался в зеленом живописном районе Тибидабо, откуда можно было добраться до центра города за 15 минут на метро. Молодой человек на ресепшене учил русский язык и встречал меня каждое утро с какой-нибудь новой фразой и восклицанием. Я же каждое утро опаздывала к завтраку, и пила чай с португальской парой, которая также не была пунктуальна. В соседнем номере жила итальянская семья, которая каждый вечер что-то между собой делила, ругалась, кричала и вела себя так, как об этом рассказано во многих итальянских комедиях и мелодрамах.
Первой достопримечательностью, которую я увидела в Барселоне, была Рамбла, самая знаменитая пешеходная улица города. Общее название улицы «Рамбла» соединяет несколько улиц. Здесь есть Рамбла Учения, Рамбла Цветов, Рамбла Капуцинов и Рамбла Святой Моники. Здесь всегда можно увидеть десятки прекрасных мимов, одетых в разные костюмы и маски, изображающие рыцарей, виноградники и машины будущего. И каждый из них пытается удивить прохожих и получить за это несколько евро.
Пока я покупала сувениры на Рамбле, продавец спросил меня, пробовала ли я уже испанскую паэлью. Я отрицательно покачала головой. Тогда он что-то сказал второму продавцу, вышел из-за прилавка и сказал, что сейчас покажет мне лучшее место, где делают самую вкусную паэлью в Барселоне. Пройдя несколько метров по Рамбле, он показал рукой в сторону маленькой улочки, которая заканчивалась небольшим рестораном.
Недалеко от Рамблы находится рынок Бокерия, главные ворота которого украшены разноцветной мозаикой и рисунками. Его история началась в далеком 1237 году, когда на этом месте продавали овощи, сыр и вино. Сегодня рынок известен своими свежими и качественными продуктами, разнообразием фруктов и овощей, копченостей и рыб, креветок и устриц.
Рамбла ведет к Площади «Врата Мира», на которой находится знаменитый монумент Колумбу. На основании памятника виднеются барельефы, иллюстрирующие важнейшие вехи биографии и портреты людей, которые сыграли важную роль в жизни Колумба. На вершине колонны находится 8-метровая статуя Колумба, а внутри колонны располагается лифт, позволяющий туристам подняться на высоту 87 метров и насладиться прекрасным видом города и набережной.
В Барселону я приехала в октябре, когда для зимы еще рано, а для лета уже поздно и весь город замирает то в жарком воздухе, то в пасмурном ожидании дождей. Люди на пирсе смотрят на море, на белые яхты и корабли, на другие берега и паруса облаков, плывущие в синем небе.
После прогулок по Рамбле, я отправилась на Пассаж де Грасия, который является одним из самых красивых и шикарных бульваров города. И дело не только в огромном количестве дорогих ресторанов и магазинов, а в удивительном и близком расположении нескольких архитектурных шедевров работы Антонио Гауди.
Одним из этих шедевров является Дом Бальо. Невероятная по красоте архитектура и отсутствие прямых линий заставляют прохожего остановиться и долго, внимательно рассматривать, как переливается золотыми и зелено-голубыми оттенками мозаика на фасаде, как причудливо выглядят дымоходы в форме сказочных героев и балконы, вырезанные из камня. Крыша Дома выглядит как чешуя гигантского дракона, фигура которого так часто использовалась Антонио Гауди в своих творениях. А небольшая башня на крыше, увенчанная георгиевским крестом, символизирует меч, которым Святой Георгий убил дракона. И это, безусловно, является одной из лучших аллегорий победы добра над злом.
Знаменитый на весь мир Парк Гюэль, задуманный как зеленая живая зона города, тоже построен Великим архитектором Гауди. Возле входа в парк находятся два удивительных домика, изначально предназначенные для администрации и привратника с его семьей. У каждого туриста, кто поднимался по узкой лестнице одного из домов, смотрел из окна вниз на прохожих, касался руками стен и рассматривал картины, остаётся ощущение волшебства, внезапной мистерии и происходящего чуда.
В парке меня встретила яркая мозаичная саламандра и зал ста колонн, разноцветные скамейки, украшенные мозаикой и десятки тропинок сада, где я сразу же заблудилась. Всё пространство Парка Гюэль тонет в сочетании реального и сюрреалистического мира, и какой мир представляется более явным, сказать нельзя.
Я думаю, что многие туристы, приезжающие в Барселону впервые, испытывают «Синдром Стендаля», состояние, характеризующиеся частым сердцебиением и головокружением, которые появляются, когда человек находится под воздействием красоты и гениальности произведений искусства. Ведь Барселона – город, где оживает гений великих художников, архитекторов и поэтов.
Ещё одним шедевром Гауди стала Каса Мила. Это была последняя работа архитектора, прежде чем он посвятил себя строительству Храма Святого Семейства. Благодаря своей необычной архитектуре, Дом получил прозвище «La Pedrera », что с испанского языка означает «Каменоломня». Испанец, проводивший экскурсию по этому дому, рассказывал, что прообразом для Каса Мила явился вулкан, поэтом лава так угадывается в разных деталях архитектуры, но мне Каса Мила напомнила чешую рыбы, каменное кружево морской медузы и осенний лист прошлого, сохранившийся до наших дней.
Идеальными скульптурными формами для Гауди служили деревья и облака. Его детство прошло у моря и поэтому в главном его произведении, Храме Святого Семейства, так четко угадывается невероятный по идее и масштабу, замок из песка. Кажется, что Храм создан из песочного кружева и тонкой паутины. Внутри создается впечатление волшебного переплетения веток, звёзд, бутонов цветов и света, который отражается и падает сквозь яркие оконные витражи. Я провела там много времени, рассматривая мельчайшие детали конструкций и декорации.
Храм всё ещё находится на этапе строительства и только в 2026 году мир увидит Храм таким, как его задумал Великий архитектор. Один из исследователей его биографии, увидев Храм Святого Семейства, сказал: «То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы».
Архитектура Гауди навсегда связана для меня с поэзией Федерико Лорки. Я не знаю никаких других слов, кроме стихотворений гения Лорки, чтобы сказать, насколько она велика и невероятна:
И только отголоски
Лесные сберегло
Морского небосвода
Волнистое стекло.
И если верить утверждению, что «Архитектура – это застывшая музыка», то Гауди является самым великим и невероятным музыкантом Испании.
Обязательным местом для посещения в Барселоне является музей Пикассо, созданный на основе коллекции, которая была подарена городу другом художника Хайме Сабартесом. Работы размещены в хронологическом порядке, что даёт возможность последить развитие художественного стиля Пикассо. Главным сокровищем этой коллекции являются «Менины», серия удивительных интерпретаций произведений Веласкеса.
Напротив музея Пикассо располагается Музей тканей и одежды. Здесь представлены сложные костюмы, пышные наряды, разнообразные аксессуары разных веков и наций, живших на территории Испании.
Один из вечеров моего пребывания в Барселоне был посвящён площади Испании и поющим фонтанам. Музыкальное и световое представление на площади состоит из двух частей, каждая из которых длится 20 минут. Гениальность классических музыкальных произведений дополняет игру падающей воды и света, цветных бликов и переливов.
Недалеко от площади Испании расположена гора Монжуик. Здесь находится музей каталонского художика Жоана Миро, а также Испанская деревня, построенная в 1927 году в преддверии Олимпийских игр. Испанская деревня представляет собой музей под открытым небом, который дает возможность увидеть великие архитектурные творения разных областей Испании, ведь здесь собраны копии наиболее красивых и известных зданий испанской архитектуры. Здесь также расположены различные рестораны и шоу фламенко, сувенирные магазины и лавки, ремесленные мастерские, где можно понаблюдать, как делают керамическую плитку или выдувают стекло.
Следующий день я провела в готическом квартале Барселоны. Центром квартала является Собор Святой Евлалии, которая является покровительницей города. Здесь также находится Королевская Площадь и знаменитое кафе «Четыре кота», частыми гостями которого были Пабло Пикассо и Антонио Гауди. Готический квартал также известен площадью святого Иакова. Во время торжеств и праздников здесь можно увидеть «человеческие замки», именуемые по-испански «кастели». Люди собираются на площадях и выстраиваются в высокие и сложные замки.
На проспекте Диагональ находится современная Башня Агбар, высота которой составляет 145 метров и является третьим по высоте зданием в городе. Здание было спроектированы французским архитектором Жаном Нувелем и названо в честь компании Агбар, которое является собственником Башни. Благодаря разноцветным панелям на здании, по вечерам она переливается яркими цветовыми сочетаниями и рисунками.
Но, пожалуй, одной из самых важных достопримечательностей Барселоны является Средиземное море, которое имеет свой характер и настроение.
После своих прогулок по Барселоне, я возвращалась в отель на метро и с интересом наблюдала за людьми, ехавшими в моем вагоне. Это были иностранцы, испанцы, туристы и коренные жители этого города. И каждый из них говорил и думал о чём-то своём. Однажды я ехала рядом с двумя монахинями, которые что-то мягко и тихо говорили по-испански, в другой раз напротив меня сидел молчаливый испанец с маленьким сыном, который с радостью и счастьем рассматривал новый диск видео игры. Японка, изучавшая карту города, испанка, внимательно читавшая книгу, семейная пара, которая ссорилась всю дорогу… И всё это происходило под грустные и веселые песни, звенящие по испанскому радио.
Сравнивать архитектуру Барселоны с архитектурой другого города невозможно. Это всё равно, что сравнивать простой камень с камнем драгоценным. Улицы и здания Барселоны живут своей особенной яркой жизнью, рассматривая прохожих через свои огромные стекла и волшебные витражи.
Красоту Барселоны нельзя уместить в пространство слов и предложений, она остается где-то между восклицанием и преклонением, между радостью и неверием в то, что человек способен создать такие шедевры. И если правда то, что время уходит сквозь песок, то пусть это будет песок архитектуры Гауди.
В одном из своих стихотворений Федерико Гарсия Лорка сказал:
«Песня, которую я не спою, спит у меня на губах».
И имя этой песни – Барселона….
Метки: Наталья АБДУЛВАЛИЕВА