Портрет в декабрьской раме

Вета НОЖКИНА
Вот и заканчивается 2012 год. Ещё одна широкая жизненная полоса остаётся в прошлом. А на полосе этой – встречи, расставания, разочарования, удивления, подъёмы и спуски, новые книги и, конечно, песни.
«Остров песни» отпраздновал свой десятилетний юбилей и спешит в новые невиданные доселе дали, в которых островитянам предстоит подобно Санта-Клаусу разобрать огромную кипу «корреспонденции». Но Санте сложнее – у него времени остаётся всего-то до 31 декабря. А у «Острова» впереди вечность, которой должно хватить, чтобы оцифровать видео и звуковой плёночный архив, чтобы упорядочить, наладить, отрегулировать схему подачи песни от автора к слушателю.
А слушатель наш особенный – он талантливый! Он готов и после рабочего дня думать-думать-думать над смыслами, которые выдают на гора наши талантливые авторы.
Об одном из них, который как бы и не только песенный автор, а ещё и художественный, я хочу рассказать особо. Знакомьтесь – Владимир ЮН.
На «Автопортрете» Владимир – вдумчивый наблюдатель. Он смотрит уверенно и несколько озабоченно в твои и мои глаза. Ожидая ответа. Ожидая общения.
Владимир уже более тридцати лет активно общался с песенными друзьями. Поскольку сам пишет песни, сам был частью большого песенного сообщества «Тоника», сам руководил огромным фестивалем «Чимбулак» – ему есть что сказать, есть, чем выразить себя.
На фестивале бардовской песни и поэзии, который проходил в Алматы с 23 по 25 ноября уходящего года, у Владимира состоялась выставка его художественных портретов, которая носила название «Эпоха бардов».
Здесь были представлены четырнадцать работ в портретах Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Юрия Кукина, Владимира Высоцкого, Юлия Кима, Леонида Сергеева, Виктора Баранова, Александра Розенбаума и наших гостей фестиваля – Валентина Вихорева и Владимира Шемшученко.
Что передаёт художник портретом? Какие грани он выпячивает, что затеняет, в каких элементах выказывает характер и видимую только ему – художнику – сторону мысленных взаимоотношений?
В ответах на вопросы адресованных Владимиру Юну, художник раскрылся скромно, но ёмко.

Когда и как пришла идея подобного рода изображений?
– Идея пришла, как всегда, случайно, мой старший сын Серёжка – дизайнер, и я приобрёл ему на день рождения профессиональный графический планшет для рисования – на нём рисуешь, как на ватмане, хочешь кистью, хочешь пером, да хоть чем и ещё валом различных стилей, короче, просто ФАНТАСТИКА! Почитал в Инете характеристики и описание, слегка прибалдел от возможностей и купил себе поменьше, но с такими же прибамбасами… Слегка попробовал в стиле карандаша и… Остапа понесло… У меня же первое образование – худграф незаконченый, и пять коридоров в худфонде.

Что предшествует написанию портрета, что вкладывается в него?
– Портрет оказался непростым занятием, очень тяжело рисовать лица с правильными чертами – не зацепишься. Да и вообще не все получаются. Если заметила, ни один портрет не похож на другой по стилю, скажу больше – от меня это не зависит, я только начинаю, а заканчивает Муза и провидение. Вкладываю во все без исключения работы только Любовь.

Планируются ли ещё работы?
– Специально ничего не планирую. Очень хочу сделать портрет Леннона, очень… Вот наберусь храбрости и…

Владимир, ты сам автор песен. В них проглядывает твоё художественное видение жизни. И ты тоже выступал в концертной программе фестиваля. Скажи, что для тебя такое песня?
– Песня – это в первую голову чувство, и во вторую – смысл, всё остальное от лукавого.

После проведённой выставки мы составили план намерений на будущий год – с расширенной экспозицией выставки работ Владимира Юна.
«Читая» портреты Владимира, мне захотелось поделиться с тобой, читатель, своими впечатлениями о некоторых работах. И, если у кого-то возникнет желание подискутировать – это всё можно описать на сайте: akbard.kz.

Юрий ВИЗБОР
Почему чёрно-белое решение… Может, кому как не Юрию Иосифовичу пришлось встать к контрасту ближе всех своих поющих друзей. А может, потому как монументальность личности только вот так и подаётся – с контрастом чёрного и белого.
Настоящая фамилия Юрия была Визбарас. Он – литовец. И имя – Юзик. Об этом рассказала Татьяна Визбор – дочь Юрия Иосифовича и Ады Якушевой. «Отец поменял всё, вплоть до национальности. Отец его был Ионас, так он стал Иосиф Иванович Визбор. Отбросили «ас», непонятное для пролетариата…»
И плутая взглядом по портрету, всплывают строчки песен Юрия Визбора:

Тот век рассыпался, как мел,
Который словом жить умел,
Что начиналось с буквы «Л»,
Заканчиваясь мягким знаком.
(Юрий Визбор, «Деньги»)

Дай мне руку, слово для меня скажи,
Ты – моя тревога и награда.
Мне б хотя бы раз с тобой
Прожить всю жизнь,
И, клянусь, мне большего не надо.
(Юрий Визбор, «Мне твердят…»)

Юрий КУКИН
Юрий Алексеевич Кукин. Только так – уважительно – по имени-отчеству. Очень интересное решение – блики от костра на одной половине лица говорят о том, что нам, слушателям его песен, открыта только часть его жизни, как, впрочем, и от каждого человека мы видим только малую толику…
В весе уставшего, глубокого взгляда присутствует лёгкость. Тяжесть и лёгкость – одновременно. Вес и воздух. Соотношение двух неделимых составляющих целого. Вспомнилось мне, как в Питере, в 2010 году он вышел на сцену «Ленкома», к тысячному залу, и по старой привычке не сел на стоящий по центру стул, а с лёгкостью юнца запрокинул на него ногу, как на подставку. В этом положении читались и открытость по отношению к слушателю – «что ж это я перед вами буду сидя…», и опять же в привычке – сноровка молодости, когда Юрий Алексеевич ещё только начинал преподавание фигурного катания.
И во всём этом читались строчки его, теперь уже легендарных песен: «я – маленький гном…», «а я еду, а я еду за туманом» или вот этой – «я губами солнце снял со щеки…»
Может быть, именно в таком: солнечном свете, с одной стороны, и лунном – с другой, запечатлел Владимир Юн одного из своих любимых авторов.

Булат ОКУДЖАВА
И вновь начинается рассмотрение портрета с цвета. Мудро-романтичный бледный фиолет перетекает в серые контуры дождя на то ли на Арбате, то ли на французской улочке, по которой плывёт троллейбус.
Песни Окуджавы – это некий магнит, притягивающий всё входящее в поле песни пространство, в котором «Совесть, благородство и достоинство вот оно, святое наше воинство». Окуджава пишет в пояснительной записке к одной из песен:
«…Художник видит перед собой единственную задачу – рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем. Что бы я ни писал: стихотворение, песню, повесть, роман – всегда и везде я рассказываю о себе, не стараясь угодить ни своим поклонникам, ни противникам…»
Так и в портрете Владимира Юна – художник рассказывает о себе через портреты бардов, чьи имена трогательно запечатлены поколением любителей глубокой, содержательной песни.
До скорых встреч, дорогой читатель. Ярких впечатлений тебе в новом году. Добрых песен.

Портреты работы Владимира ЮНА

Метки:

Комментарии

  1.  

    Володя, Вы умница! Портреты замечательные. Вы очередной раз подчеркнули значимость этих замечательных людей!

  2. ОтветитьКонстантин Рудегерович Спиридонов
     

    Я, так давно не могу связаться с Владимиром Алексеевичем, не знаю почему, находя много информации о нём в нете не могу найти контактов связи. Являясь давним поклонником его творчества и как художника, и горнолыжника, и барда я, просто мечтаю получить какой-нибудь адрес контакта. Если сам В.А. или тот кто знает о этом сообщите по почте – spiridonov.konstantin@rambler.ru Заранее благодарен.

Ваш комментарий