Согласно исследованиям КАГиР (Казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов), гостиничный рынок Казахстана расширяется с каждым годом. Некоторые существующие представители гостиничного рынка начали выходить в регионы, таким образом расширяя свои позиции. Основной тенденцией 2011 года, так же как и предыдущего, стало поэтапное восстановление гостиничного рынка и стремление к постепенному возврату показателей загрузки на докризисный уровень.
2011-м (январь – сентябрь), по данным Агентства РК по статистике, в Республике Казахстан зарегистрировано 1641 гостиничное предприятие, из этого количества:
14 гостиниц – 5 звезд; 53 – 4 звезды; 91 – 3 звезды; 29 – 2 звезды; 27 – 1 звезда; 862 – без категорий; 565 – прочие места размещения. В шкале от 1 до 5 звёзд находятся 214 гостиниц, КАГиР объединяет 43. Сегодня далеко не все гостиницы входят в КАГиР, из-за непонимания, зачем нужна ассоциация и что может дать членство?
КАГиР была создана в 1998 году. Это некоммерческая и неправительственная республиканская отраслевая ассоциация. Преимуществом членства является защита и представление интересов гостиничного бизнеса в государственных, законодательных органах РК, предоставление информации и продвижения членов на рынке, создание благоприятных условий по развитию гостиничного бизнеса.
Наши достижения в 2011 году:
1. КАГиР является членом отраслевых советов при министерствах и ведомствах РК.
2. КАГиР первой получает информацию о гостиничном бизнесе в Республике Казахстан.
Все новости доставляются через внутреннюю электронную газету «Вестник КТА и КАГиР» два раза в неделю.
3. Открыт собственный web-site: www.kagir.kz
4. Созданы и регулярно работают профессиональные площадки общения отельеров – Клуб отельеров и Клуб хаускиперов в Алматы и Астане.
5. Расширен состав Совета КАГиР.
6. Количество членов КАГиР возросло на пять гостиниц.
7. Разработан мастер-план по развитию туризма и гостиничного бизнеса Жамбылской области, мастер-план по Актюбинской области.
Клуб отельеров – профессиональная площадка по обмену мнениями, профессиональным опытом по гостиничному бизнесу и их решению через
КАГиР.
В 2011 году:
1. Выбрана частота проведения заседаний клуба – один раз в два месяца.
2. Члены КАГиР сами предлагают интересующие темы.
3. КАГиР приглашает к участию и предоставлению консультаций заинтересованные государственные органы.
4. Заседания клуба проходят в Алматы и Астане.
5. В 2012 году КАГиР планирует проведение Клуба отельеров в Актау и Атырау.
Горячими темами обсуждения в 2011-м были:
1. Ситуация по авторским и смежным правам по отношению к гостиницам.
2. Регистрация иностранных граждан в РК.
3. Профессиональные стандарты в сфере туризма и гостиничного бизнеса.
4. Ситуация по подбору персонала.
5. Безопасность гостиниц.
6. Обсуждение Закона «О религиозной деятельности в РК».
Клуб хаускиперов – содействие специалистам хаускипинга в их профессиональной деятельности по развитию гостиничного рынка РК.
Горячими темами обсуждения в 2011-м были:
1. Современные технологии в уборке и оснащении гостиничных помещений.
2. Новое оборудование для удаления неприятных запахов.
3. Уборка зон общественного пользования.
4. Чистка ковровых изделий.
5. Виды пятен и их удаление.
В связи с динамичным развитием гостиничного рынка КАГиР стала инициатором организации конкурса «Лучший отель 2011 года». Конкурс – это казахстанское признание лучших представителей гостиничной индустрии. Конкурс проводится в два этапа: сбор конкурсной документации и экспертные осмотры гостиниц членами жюри. Итоги будут подведены в апреле на международной выставке KITF-2012 и HOREX-2012. Победители конкурса будут награждены ценными призами.
КАГиР постоянно отслеживает ситуацию на рынке гостиничного бизнеса, информацию о строящихся гостиницах. Были проведены маркетинговые исследования:
1. Маркетинговое исследование по гостиницам уровня 4, 5 звезд, г. Астана.
2. Уровень цен на гостиничные услуги в Алматы и Астане.
3. Маркетинговое исследование по гостиницам уровня 3, 4 звезды, г. Астана.
4. Маркетинговое исследование по заработной плате в области гостиничного и ресторанного бизнеса сотрудников среднего звена по городу Алматы.
Так, 2007-й был пиковым годом с положительной динамикой, загрузка в этот период составляла 28,7 процента по Республике Казахстан, в 2009-м этот показатель упал в связи с кризисом и составил 19,8 процента, в 2010-м – 21,6, в 2011 году – 22 процента.
Как видно на диаграмме, наиболее востребованными являются гостиницы категории 3*. В сегменте отелей 4 и 5 звезд рост загрузки наблюдался не такой значительный, что объясняется, в том числе, открытием новых отелей – именно в данном сегменте произошёл основной прирост номерного фонда в 2011 году.
По сравнению с 2010 годом (январь – сентябрь) показатели загрузки в сегменте 5* упали на 1 процент, в сегменте 4* – увеличились на 4 процента, в сегменте 3* – упали на 5, сегменте 2* – увеличились на 4,2, сегменте 1* – упали на 2,9, в сегменте без категорий загрузка увеличилась на 4,6 процента.
В 2011-м количество гостиниц уменьшилось на 51 и составило 1407 по Республике Казахстан в противовес 2010 г. – 1458. Это связано с закрытием некоторых гостиниц на ремонт и реконструкцию. Количество обслуженных посетителей увеличилось на 9,7 процента по сравнению с 2010 годом и составило 2124,3 тыс. чел. Гостиницами было оказано услуг
на 9,9 процента больше и составило 47 569,1 млн. тенге.
Практически во всех крупных городах РК наблюдается активное строительство гостиниц. Так, в 2011 году в Алматы открылся сетевой отель World Hotel Saltanat. На 2012-й запланировано открытие порядка трёх крупных отелей в Астане, в Алматы в планах – открытие большого отеля возле выставочного комплекса «Атакент», в Шымкенте запланировано открытие сетевого отеля Canvas Shymkent, это первый сетевой отель в Южно-Казахстанской области, также наблюдается активное оживление в Западном регионе Казахстана.
Несмотря на застройку, проблемами всё же остаются:
1. Низкая заполняемость гостиниц, особенно в регионах.
2. Малое количество прибытий иностранных гостей по въездному туризму.
3. В трудной ситуации оказались гостиницы, имеющие долговые обязательства перед банками, так как займы были взяты до кризиса.
4. Высокие цены на размещение.
5. Нехватка высококвалифицированных кадров.
6. Качество предоставляемых услуг.