Проблем запретом не убавить

В середине марта текущего года ассоциация «Корамсак» обратилась в Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе   Мажилиса Парламента РК с заключением к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел». В частности, задеты вопросы о травматическом оружии и возвращении к прежней редакции закона о разрешённом владельцу количестве единиц охотничьего оружия в виде пяти единиц гладкоствольного и пяти единиц нарезного оружия.

Ассоциация считает этот проект недоработанным, содержащим противоречия действующим законодательным актам РК, в том числе Конституции РК в части внесения изменений в Закон «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» от 30 декабря 1998 года № 339.
Казахстанская оружейная ассоциация «Корамсак» предлагает не выводить травматическое оружие самообороны из гражданского оборота, а для предупреждения неправомерного использования травматического оружия в молодёжной среде установить возрастной ценз владения таким оружием в 21–25 лет на усмотрение законодателей. МВД же надо рекомендовать активизировать работу по борьбе с нелегальным огнестрельным оружием самообороны, которое, по оценкам ассоциации, по численности превышает аналогичное легальное оружие, находящееся на руках у населения республики. Также предлагается создать в Казахстане современную компьютеризированную гильзотеку травматического оружия для оперативного расследования случаев криминального применения такого оружия.
В данный момент в парламенте создана рабочая группа, куда входит и представитель ассоциации «Корамсак». По всем регионам страны идёт сбор подписей в защиту прав владельцев травматического оружия.
…Кроме этого в заключении к проекту ассоциация предлагает вернуть прежнюю редакцию закона о разрешённом владельцу количестве единиц охотничьего оружия в виде пяти единиц гладкоствольного и пяти единиц нарезного оружия для исключения противоречия Конституции РК вместо предлагаемого проектом:
«Общее количество оружия, приобретённого гражданином Республики Казахстан, не должно превышать:
1) охотничьего огнестрельного оружия: с нарезным стволом – четырёх единиц; гладкоствольного – четырёх единиц.

Обоснование: Статья 191 Гражданского кодекса РК (Общая часть), который по иерархии находится выше Закона «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» прямо указывает, что «количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничивается». Данная статья ГК РК не содержит отсылочных пояснений к специальным нормам права в виде «если иное не установлено законодательными актами» и поэтому подлежит прямому применению. Таким образом, может быть установлен запрет на владение в частной собственности чем-либо вообще, но не на владение чем-либо в ограниченном количестве.
Действующая редакция, а также примечание 3 закона 372-IV от 29.12.2010, которым ограничено количество стволов с пяти до двух, гласит:

1. Действие абзаца четвёртого подпункта 3) пункта 10 статьи 1 настоящего Закона не распространяется на граждан, приобретших оружие до введения в действие настоящего Закона.

Это примечание противоречит ст. 14 Конституции:

Статья 14

1. Все равны перед законом и судом.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

В период 2008–2012 годов в стране было совершено 875 523 преступления, из них с применением травматического оружия – 845, что составляет менее 0,1 процента, а с применением легальной зарегистрированной травматики (47 преступлений) составляет 0,005 процента. Вдумаемся в эту цифру – пять тысячных процента при росте преступности на сотни процентов. Подавляющая часть преступлений с использованием травматического оружия, более 94 процентов, приходится на незарегистрированное, нелегальное травматическое оружие. Это прямое следствие ужесточения законодательства в 2007 году, когда бесствольную травматику перевели на разрешительный порядок приобретения.

Речь идёт о дискриминации права на владение охотничьим оружием, связанной со временем приобретения. Из проекта следует, что гражданам будет разрешено иметь четыре единицы гладкоствольного и четыре единицы нарезного охотничьего оружия. Однако тем, кто успел приобрести до 29.12.2010 по пять стволов того и другого оружия можно их иметь и дальше. Получается, что в нашей стране будут две неравноправные категории охотников – те, у кого максимальное количество стволов восемь, и те, у кого максимальное количество – десять. Это противоречит Конституции Республики Казахстан и в таком виде не может быть принято. Что касается оружия самообороны, то для граждан предусматриваются огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие либо газовые пистолеты, револьверы, либо электрическое оружие. Всего три вида. Это оружие имеет разные характеристики, предназначено для разных задач, поэтому урезать выбор такого оружия двумя единицами означает лишить гражданина на самооборону в какой-то конкретной ситуации. Предлагаем по аналогии с охотничьим оружием установить лимит в пять единиц, с учётом сохранения в гражданском обороте травматического оружия.

Метки:

Ваш комментарий