Вета НОЖКИНА
(Продолжение. Начало в номерах 1, 2, 3, 4 2013 года)
Возможно, название очередного урока вам покажется странным, но тема сегодня действительно, будет связана с рисованием. Мы будем изображать рисунки аккомпанемента, то есть то, что должна делать во время исполнения правая рука.
РИТМ
Любое музыкальное произведение имеет ритм, то есть внутреннюю пульсацию. Ритм можно отстучать, отхлопать, оттопать, оттанцевать и даже проговорить. Давайте с выражением прочитаем первую строчку песни Юрия Визбора, предложенной для разбора в предыдущем номере журнала:
Выделенные слоги подчеркнём, именно на них падает интонационное ударение. И если мы теперь отхлопаем выделенное, то вы заметите, что все хлопки сделаны на одинаковом расстоянии друг от друга. Это так называемые интонационно-ударные СИЛЬНЫЕ доли. По логике, коли уж есть сильные, значит, должны быть и слабые доли. И вот тут-то вы должны ознакомиться с основным законом ритмики:
Все музыкальные доли (и сильные и слабые) по длине звучания равны одной секунде! Секунду можно просчитать, проговаривая: «Раз и».
– Раз и, два и, – вот две секунды остались в нашей жизни в прошлом.
Простучав ещё раз все сильные доли первой строчки песни «Милая моя», убедитесь, что каждая доля (и сильная и слабая) равна одной секунде.
Ещё одно правило темы:
Расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли называется тактом.
Все такты одного музыкального произведения равны между собой по длине звучания!
Значит, в каждом такте только одна сильная доля (такт всегда (!) начинается с сильной доли и заканчивается перед следующей сильной долей), вмещая в себя одинаковое количество слабых долей. Зная, что слабые доли тоже равны одной секунде, определим их в песне.
Слабая доля выпала на слог «на» и ещё одна на слог «шим». Следовательно, в каждом такте этой песни должно быть по две слабые доли. Слабые доли на письме будем обозначать внизу пририсованной точкой:
А теперь, если взять во внимание, что каждая сильная доля – это басовая струна (6 или 5, или 4), а слабые доли – это сольные струны (1, 2, 3), то мы уже можем проиграть первую строчку, взяв аккорд Am, записанный над нею, но соблюдая чередование басовых струн и пока что беря все сольные струны одновременно. У нас должен получиться вот такой рисунок:
5-я басовая (почти всегда будем начинать игру с 5-й басовой струны) плюс 1, 2, 3-я струны, взятые одновременно, плюс ещё раз 1, 2, 3-я струны, взятые одновременно.
Должен получиться рисунок вальса.
Немного потренируйтесь. А теперь – дальше.
В музыкальной теории существуют три основных приёма звукоизвлечения в игре на гитаре:
Щипок
Перебор
Нахлёст
Эти три приёма используются в произведениях в зависимости от характера самих произведений:
Щипок несёт повествовательные оттенки и характерен для тех частей песенных произведений, в которых идёт темповый рассказ о происходящем.
Перебор более характерен для произведений широкого, лирического характера.
Нахлёст – для выразительности и передачи движения.
В аккомпанементе лучше всего использовать сочетания всех трёх приёмов, обязательно чередуя их с басовой партией, например, как мы с вами и сделали в песне «Милая моя».
Но давайте рассмотрим ещё одну сторону рисунка аккомпанемента. А вначале договоримся называть рисунок аккомпанемента сокращённой аббревиатурой РА.
Когда мы рассматривали песню «Милая моя», мы увидели, что в каждом такте этой песни всего три доли (одна сильная и две слабые). Но ведь могут быть и другие варианты количества долей в такте. Давайте рассмотрим несколько основных вариантов.
РИСУНКИ АККОМПАНЕМЕНТА
Если посмотреть на все-все-все РА всего мира, их можно систематизировать, объединив в группы:
1-я группа – двухдольные РА, в этой же группе производные от двухдольных – четырёхдольные и восьмидольные.
2-я группа – трёхдольные РА, в этой же группе производные – шестидольные РА.
3-я группа – смешанный тип (очень редкий, когда встречаются 5-, 7-дольные произведения, мы их можем встретить у Шнитке, Стравинского).
Рассмотрим возможные примеры 1-й и 2-й групп РА.
Двухдольные РА: для них характерен бас и щипок. Это, как правило, очень лёгкие произведения. Почти все детские песни написаны с использованием двухдольного РА. Примеры:
Как видите из примеров, текст произведения не всегда может начинаться с сильной доли, но музыкальная фраза, как правило, начинается задолго до текста, и поэтому первая сильная доля в таких вариантах находится за пределами видимого нами такта, и это называется в музыке «из-за такта». А этот РА ([5+1,2,3]+[6+1,2,3]+…) мы будем называть РА=1:
На слоге «Ей» образовалась эдакая этажерка из сильных и слабых долей, потому что этот слог в исполнении тянется, и на него пришлись и сильная и две слабые доли.
Давайте научимся подсчитывать количество долей, используя пальцы руки. Пусть при этом мизинец будет выполнять функцию сильной доли, а остальные пальцы – слабые доли. Когда вы пропеваете или слышите музыкальное произведение в записи – загибайте пальцы, распределив на каждый загиб (условно) одну секунду по длине звучания.
В предыдущем примере («Моей душе покоя нет…») вы насчитаете одну сильную и три слабые. А какая эта песня по характеру? Это произведение лирическое, напевное. Значит, вряд ли сюда подойдёт щипок и уж тем более нахлёст. Сыграем эту песню, перебирая последовательно струны 5+3+2+1, 6+3+2+1… это будет новый вид РА=2:
Это тоже напевная песня, но её можно сыграть, используя комбинирование перебора со щипком: 5+3+1, 2+3 . Это будет РА=3:
Благодаря схемам, предложенным РА, можно включить свою фантазию и уже на основе самой схемы изобрести свой РА, используя все три приёма, но не забывая о характере произведения, и особенно о том, что каждая доля равна по длине звучания одной секунде.
(Продолжение темы в следующем номере)
Метки: Вета НОЖКИНА, уроки игры на гитаре