Рисуем музыку

Вета НОЖКИНА
(Продолжение. Начало в номерах 1, 2, 3, 4 2013 года)
Возможно, название очередного урока вам покажется странным, но тема сегодня действительно, будет связана с рисованием. Мы будем изображать рисунки аккомпанемента, то есть то, что должна делать во время исполнения правая рука.

Разберёмся в начале, что такое аккомпанемент. Аккомпанемент – это музыкальное сопровождение, состоящее из чередующихся созвучий и басовой партии. Чередование происходит за счёт внутренней пульсации произведения, именуемой ритмом.

РИТМ

Любое музыкальное произведение имеет ритм, то есть внутреннюю пульсацию. Ритм можно отстучать, отхлопать, оттопать, оттанцевать и даже проговорить. Давайте с выражением прочитаем первую строчку песни Юрия Визбора, предложенной для разбора в предыдущем номере журнала:

Выделенные слоги подчеркнём, именно на них падает интонационное ударение. И если мы теперь отхлопаем выделенное, то вы заметите, что все хлопки сделаны на одинаковом расстоянии друг от друга. Это так называемые интонационно-ударные СИЛЬНЫЕ доли. По логике, коли уж есть сильные, значит, должны быть и слабые доли. И вот тут-то вы должны ознакомиться с основным законом ритмики:

Все музыкальные доли (и сильные и слабые) по длине звучания равны одной секунде! Секунду можно просчитать, проговаривая: «Раз и».

– Раз и, два и, – вот две секунды остались в нашей жизни в прошлом.
Простучав ещё раз все сильные доли первой строчки песни «Милая моя», убедитесь, что каждая доля (и сильная и слабая) равна одной секунде.

Ещё одно правило темы:

Расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли называется тактом.
Все такты одного музыкального произведения равны между собой по длине звучания!

Значит, в каждом такте только одна сильная доля (такт всегда (!) начинается с сильной доли и заканчивается перед следующей сильной долей), вмещая в себя одинаковое количество слабых долей. Зная, что слабые доли тоже равны одной секунде, определим их в песне.
Слабая доля выпала на слог «на» и ещё одна на слог «шим». Следовательно, в каждом такте этой песни должно быть по две слабые доли. Слабые доли на письме будем обозначать внизу пририсованной точкой:

А теперь, если взять во внимание, что каждая сильная доля – это басовая струна (6 или 5, или 4), а слабые доли – это сольные струны (1, 2, 3), то мы уже можем проиграть первую строчку, взяв аккорд Am, записанный над нею, но соблюдая чередование басовых струн и пока что беря все сольные струны одновременно. У нас должен получиться вот такой рисунок:
5-я басовая (почти всегда будем начинать игру с 5-й басовой струны) плюс 1, 2, 3-я струны, взятые одновременно, плюс ещё раз 1, 2, 3-я струны, взятые одновременно.
Должен получиться рисунок вальса.
Немного потренируйтесь. А теперь – дальше.

В музыкальной теории существуют три основных приёма звукоизвлечения в игре на гитаре:

Щипок

Перебор

Нахлёст

Эти три приёма используются в произведениях в зависимости от характера самих произведений:
Щипок несёт повествовательные оттенки и характерен для тех  частей песенных произведений, в которых идёт темповый рассказ о происходящем.
Перебор более характерен для произведений широкого, лирического характера.
Нахлёст – для выразительности и передачи движения.

В аккомпанементе лучше всего использовать сочетания всех трёх приёмов, обязательно чередуя их с басовой партией, например, как мы с вами и сделали в песне «Милая моя».
Но давайте рассмотрим ещё одну сторону рисунка аккомпанемента. А вначале договоримся называть рисунок аккомпанемента сокращённой аббревиатурой РА.

Когда мы рассматривали песню «Милая моя», мы увидели, что в каждом такте этой песни всего три доли (одна сильная и две слабые). Но ведь могут быть и другие варианты количества долей в такте. Давайте рассмотрим несколько основных вариантов.

РИСУНКИ АККОМПАНЕМЕНТА

Если посмотреть на все-все-все РА всего мира, их можно систематизировать, объединив в группы:
1-я группа – двухдольные РА, в этой же группе производные от двухдольных – четырёхдольные и восьмидольные.
2-я группа – трёхдольные РА, в этой же группе производные – шестидольные РА.
3-я группа – смешанный тип (очень редкий, когда встречаются 5-, 7-дольные произведения, мы их можем встретить у Шнитке, Стравинского).

Рассмотрим возможные примеры 1-й и 2-й групп РА.

Двухдольные РА: для них характерен бас и щипок. Это, как правило, очень лёгкие произведения. Почти все детские песни написаны с использованием двухдольного РА. Примеры:

Как видите из примеров, текст произведения не всегда может начинаться с сильной доли, но музыкальная фраза, как правило, начинается задолго до текста, и поэтому первая сильная доля в таких вариантах находится за пределами видимого нами такта, и это называется в музыке «из-за такта». А этот РА ([5+1,2,3]+[6+1,2,3]+…) мы будем называть РА=1:

На слоге «Ей» образовалась эдакая этажерка из сильных и слабых долей, потому что этот слог в исполнении тянется, и на него пришлись и сильная и две слабые доли.
Давайте научимся подсчитывать количество долей, используя пальцы руки. Пусть при этом мизинец будет выполнять функцию сильной доли, а остальные пальцы – слабые доли. Когда вы пропеваете или слышите музыкальное произведение в записи – загибайте пальцы, распределив на каждый загиб (условно) одну секунду по длине звучания.
В предыдущем примере («Моей душе покоя нет…») вы насчитаете одну сильную и три слабые. А какая эта песня по характеру? Это произведение лирическое, напевное. Значит, вряд ли сюда подойдёт щипок и уж тем более нахлёст. Сыграем эту песню, перебирая последовательно струны 5+3+2+1, 6+3+2+1… это будет новый вид РА=2:

Это тоже напевная песня, но её можно сыграть, используя комбинирование перебора со щипком: 5+3+1, 2+3 . Это будет РА=3:

Благодаря схемам, предложенным РА, можно включить свою фантазию и уже на основе самой схемы изобрести свой РА, используя все три приёма, но не забывая о характере произведения, и особенно о том, что каждая доля равна по длине звучания одной секунде.

(Продолжение темы в следующем номере)

Метки: ,

Ваш комментарий