Рашит ШАЙМАРДАНОВ, научный сотрудник Института зоологии МОН РК
Итак, знакомимся – летучие мыши, или рукокрылые, кто же они такие? А они просто единственный, уникальный продукт эволюции млекопитающих, освоивших постоянный активный машущий полёт.
Более того, рукокрылым по количеству видов на земле, а их более 1250, зарегистрированных на сегодня, «принадлежит» земной шар, правда, после грызунов, но и это второе «олимпийское» место их, похоже, совершенно устраивает. Этим загадочным млекопитающим, о которых люди знают очень мало, довольно много миллионов лет, где-то от 60 до 70, так что нашу родную планету они обжили давно.
Название рукокрылые они получили за то, что у летучих мышей перепонку крыла поддерживают кости четырёх длинных пальцев рук. Третий палец очень длинный, лишь конец первого, то есть большого пальца свободен, выступает из переднего края перепонки и снабжён острым когтем. Пальцы задних конечностей с когтями и от перепонки свободны. Ими рукокрылые, отдыхая днём или в зимней спячке, цепляются за ветки и неровности сводов пещер и т. п., повисая вниз головой, плотно прижав к телу свои эластичные крылья. Все летучие мыши днём спят, а активны в сумерках и ночью. Рукокрылые обитают во всех странах и континентах, исключая Арктику и Антарктиду. В холодный Заполярный (северный) круг проникает лишь один вид. Большинство летучих мышей рождает одного, некоторые виды двоих детёнышей, у большинства самок всего одна пара сосков, но у некоторых, особенно тропических форм, – по две пары. В отличие от большинства мелких млекопитающих и грызунов (мелкие грызуны и т. д.), жизнь которых заканчивается к 1,5–2 годам, летучие мыши – долгожители, так, к примеру, один большой подковонос во Франции в одной и той же пещере регистрировался 33 года на одной и той же зимовке. Но это рекорд, а в основном «век» летучих мышей составляет 8, 10, 12 (по данным кольцеваний) лет.
И последнее «в портрете» наших крылатых зверьков, то, что они делят пальму первенства по миниатюризации тела с другими карликовыми млекопитающими – землеройками. Известно, что самым мелким млекопитающим на земле является средиземноморская землеройка сункус-этрускус, всего 2 грамма! Банановый же нетопырь-карлик, один из самых маленьких летучих мышей, всего-то длиной 3,5 сантиметра, весит чуть больше землеройки – около 4 граммов.
В настоящее время на территории Казахстана зарегистрировано более 24 видов, но в свете изменений видового статуса некоторых видов их число, очевидно, вырастет на несколько единиц. Вблизи его границ известно ещё шесть видов, большинство из которых, вероятно, проникает в пределы Казахстана. Эти 30 форм составляют более 70 процентов фауны рукокрылых бывшего СССР. По данным Г. Корбета (Corbet, 1978), около половины видов летучих мышей всей Палеарктики. Такое богатство фауны объясняется огромной и разнообразной по природно-климатическим зонам территории Казахстана. В нём представлены почти все основные типы ландшафтов от южных гор и пустынь до северной тайги, в которых обитают свои виды для этих зон.
Летучие мыши Казахстана в разных зонах и частях страны группируются в разнообразные фаунистические комплексы, которые несут лик таёжных, пустынных, горных, степных и очень южных экзотических видов. Так, на западе, в пойме Урала, живут летучие мыши, характерные для Европы, – это лесной нетопырь, малая, рыжая и гигантская вечерницы.
Все три вида вечерниц биологически связаны с поясом широколиственных лесов. В Казахстане это крайний запад – пойма Урала и участки с лесными посадками и пограничные с Россией пространства на крайнем востоке страны, в лесостепных зонах. Именно с востока, как считают зоологи, этот вид изначально проник и освоил обширные пространства подгорной зоны Северного Тянь-Шаня и отчасти поймы пустынных рек: Или, Каратала, Чу, Таласа и др. На эту мысль наводит тот факт, что все самки рыжей вечерницы из Южного и Юго-Восточного Казахстана на лето улетают рожать детёнышей в сторону Алтая, оставляя самцов на зимних, южных «квартирах».
Осенью всё происходит наоборот: самки с молодыми сеголетками возвращаются домой на юг, где их ожидают самцы и «свадьбы», а потом и зимовка в больших городах этого региона.
Сюда же, в европейский комплекс входят северный кожанок, прудовая и водяная ночницы и обыкновенный ушан. На севере и крайнем востоке страны живут таёжные «холодолюбивые виды»: обыкновенный ушан, северный кожанок, двухцветный кожан и очень редкие таёжные мелкие ночницы – Брандта, Иконникова, усатая.
Южная половина нашей страны, от Каспийского моря до гор Северного Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау, населена самым большим и обильным на южные формы комплексом видов. Сюда входят широко распространённые (банальные) виды, такие как: нетопырь-карлик, поздний и пустынный кожаны, усатая ночница. А в горах крайнего юга страны в пещерах и людских постройках находят приют пещерные виды – троглобионты, а бок о бок с человеком инантропные, зависимые от людей животные: воробьи, домовая мышь и даже клопы (постельные).
Во многих странах мира, а Европы особенно, рукокрылые охраняются все, даже колонии, иногда приносящие некоторые неудобства человеку, переселяются в строения (чердаки), незаселяемые людьми. В Казахстане, такой большой по площади стране, охраняются только уж самые редкие или совсем неизученные летучие мыши. В первые издания Красной книги был занесён широкоухий складчатогуб – удивительная летучая мышь, самая быстролётная, с очень узкими крыльями, похожая в полёте на стрижа. Этот обитатель неприступных скал и пещеры Акмечеть, что на крайнем юге Казахстана является единственным представителем тропического семейства складчатогубов в нашей стране. Эта замечательная летучая мышь может и порой летает за 40 км от своей колонии только для того, чтобы хорошенько перекусить. В другие переиздания Красной книги Казахстана и Красной книги Алматинской области дополнительно попали ещё пять видов рукокрылых.
Так, со статусом малочисленный, совершенно неизученный вид открывается печальный список: ночница Иконникова, редкий южно-сибирский вид, связанный с таёжными лесами, обитающий на крайнем востоке страны. Далее стоит азиатская широкоушка – редкий переднеазиатско-индокитайский вид, проникающий в отроги Северного Тянь-Шаня. Найден в двух точках в жарких участках Илийской котловины. Совершенно неизученный вид. И, наконец, кожанок Бобринского – редкий узкоареальный и почти эндемичный вид, единственное рукокрылое, описанное с территории Казахстана, обитающее в пустыне Бетпакдала и Северо-Восточном Приаралье.
Белобрюхий стрелоух – редкий, неизученный вид, основной ареал которого находится на далёком юге (Северная Африка, Малая и Средняя Азия до Гималаев) со статусом редкого средиземноморско-малоазиатского элемента фауны рукокрылых Палеарктики, проникающий в южную и юго-западную части Казахстана.
Большой подковонос – охраняемый редкий стенобионт-пещерник, подверженный опасности исчезновения, в случае частого беспокойства и преобразования или утраты зимних убежищ (пещеры, штольни).
Таким образом, самые редкие и неизученные в количестве шести видов попали в толстые издания республиканских Красных книг, сигнализируя о своём двусмысленном положении в фауне нашей страны. На страницы этих изданий уже сейчас просятся все летучие мыши-пещерники: малый подковонос, трёхцветная ночница и высококолониальный вид – остроухая ночница.
Самые встречаемые людьми летучие мыши – это синантропные виды, те, что делят с нами наши жилые дома и другие строения. Они живут в «параллельном мире», но мы видим их только мельком в сумерках, порхающими над головами прохожих. Они самые многочисленные и маленькие из наших рукокрылых. Это нетопырь-карлик – безобидное миниатюрное, величиной с крупную бабочку животное, к тому же очень полезное, охотясь у светящихся окон или уличных фонарей, они поглощают уйму насекомых, до комаров включительно. Этот мелкий нетопырь на протяжении всего мелкого сезона мало заметен, но в конце лета и осени в Алматы, да и в других городах юга Казахстана, он собирается большими группами и… неожиданно появляется внутри жилых домов или офисных помещений, приводя некоторых людей в панический ужас и брезгливое отвращение!
Начинаются звонки в Институт зоологии или, что ещё хуже, в районные санэпидстанции с просьбой немедленно уничтожить странных тварей. Так, незаметные днём, нетопыри в телефонной станции Главпочтамта, чуть не сорвали работу в ночную смену всего женского коллектива телефонисток внезапным появлением и порханием над головами испуганных сотрудниц.
Выручили мужчины, вооружённые вениками и тряпками, которые «победили» самых маленьких животных, отловив и выдворив почти всех зверьков наружу.
В 1960-х годах в очередное своё нашествие нетопыри-карлики проникли в здание университета, где на одной из кафедр биологического факультета был оставлен на ночь большой сосуд с живым зверьком этого вида. Утром в нём кроме «пленника» оказались и десятки его сородичей, а годом позже там же осенью в музейной комнате на ночь забыли закрыть форточку. Каково же было удивление сотрудников, когда утром они обнаружили в чучеле пеликана, вернее в мешке под клювом более 20 особей нетопырей, мирно спящих в «гамаке» из клюва этой крупной птицы. Нетопырей-карликов отличает консерватизм при выборе зимнего убежища. Однажды его облюбовав, они долго, может быть, из поколения в поколение, сохраняют привязанность к одному и тому же зимнему «дому». И чаще всего они выбирают для зимовки старые верненские или строения начала прошлого века, постройки в центре Алматы, здание центрального госбанка, университет имени Кирова, Главпочтамт и некоторые другие строения.
Эта мелкая летучка, как выяснили потом зоологи, собираясь осенью в большие группы, которые состояли из молодых зверьков, «репетировали» поход на зимовку, ничуть не полагая, что этим вояжем и спонтанным появлением внутри домов приводят горожан в дикий восторг.
Другие виды летучих мышей горожанам практически неизвестны, сельские жители чаще «общаются» с другим крупным и зубастым зверьком – поздним кожаном, который, питаясь крупными жуками, имеет славный зубной аппарат, хорошо видный на всех его фото.
Наши рукокрылые – соседи по Алматинской области, представлят собой довольно пёструю компанию различных видов, обитающих в пустынях, населённых пунктах, на мусульманских кладбищах, в пещерах, штольнях и обрывах, а также в горах, поднимаясь порой до 1600–2600 метров над уровнем моря. Так, на Большом Алматинском озере, на сводах бетонных водотоков и за ставнями финских домиков, я неоднократно находил ушанов, ранее относившихся к ушану серому – P.austriacus. Ныне, по новой зоологической номенклатуре, этот ушан получил имя – ушан Стрелкова – P. strelkovi, описанный Спитзенбергом в 2006 году (Spitzenberger, 2006) обитающий на большей южной половине Казахстана: в Тянь-Шане, Казахском мелкосопочнике и пустынной части Зайсанской котловины. Таким образом, судьба этого вида теперь навеки связана с Петром Петровичем Стрелковым, великолепно знавшим фауну рукокрылых Казахстана и этих крупноглазых и ушатых, но добрейших и самых некусучих, милых зверьков.
В глинистых пещерах на востоке от Алматы, чуть выше БАКа, в зоне прилавков, зоологами в середине 70-х годов прошлого века была найдена уникальная карстовая пещера, заселённая очень редкими для региона большими подковоносами, единственная материнская выводковая колония на юго-востоке страны – другим высококолониальным видом – остроухой ночницей и известной по трём экземплярам в Казахстане – азиатской широкоушкой. Изредка там же были встречены нетопырь-карлик и ушан.
Курамская пещера «жилая» – одна из немногих уникальных колоний Алматинской области, приютившая два краснокнижных вида и других крылатых собратьев. Синантропные виды – нетопырь-карлик, поздний кожан, а в подгородной зоне и рыжая вечерница с редкой усатой ночницей, равномерно распределены по большинству населённых пунктов нашей области. В книге «Позвоночные животные Алма-Аты», в разделе Отряд рукокрылых, или летучие мыши, описано восемь видов рукокрылых когда-либо найденных в городе: остроухая ночница, усатая ночница, серый ушан, нетопырь-карлик, рыжая вечерница, поздний кожан, северный кожанок и двухцветный кожан. Из этой восьмёрки только три вида круглогодичные жители Алматы – это нетопырь-карлик, рыжая вечерница, поздний кожан. Остальные отмечены в городе только в холодное время года, в гостях у нас на зимовке.
Летом 2012 года сотрудниками журнала «Ветер странствий» были предприняты две поездки «в гости» к самому высококолониальному виду летучих мышей страны – остроухой ночнице. Большинство фотографий этих животных было сделано на «знаменитой» по ранним научным публикациям узунагачской колонии, что в 50 км западнее Алматы. В 60-е годы прошлого столетия численность зверьков в этой материнской (выводковой) колонии составляла после размножения около шести тысяч особей. Все эти несколько тысяч ночниц в поздних сумерках покидали убежище «серой струей» из слухового чердачного окна в течение 45–50 минут – для исследователя картина великолепная!
Совсем в другой ситуации находились зверьки этого же вида в водотоке под Большим Алматинским каналом, где самцы освоили все щели между бетонными конструкциями в центральной, увлажнённой части тоннеля. Проникнув в тоннель или гигантский чердак бывшей церкви, журналисты окунулись во многом ещё не познанный мир очень своеобразных, загадочных летучих мышей, странных на первый взгляд существ, у которых всё наоборот – «день» это «ночь», а «верх» это «низ».
И в заключение хочется пожелать читателям не трансформировать средневековые бредни западных европейцев, считавших летучих мышей жуткими существами, которые якобы запутывались в волосах человека и ассоциируются с чем-то сверхъестественным и непонятным. Возьмём пример с китайцев, наших ближайших соседей, у которых летучая мышь всегда считалась символом счастья, прежде всего из-за созвучия её названия (ФУ) со словом «счастье». Кстати, почти на всех наших фото летучих мышей мордашки непотревоженных зверьков добрые. Так что пожелаем всем читателям журнала «Ветер странствий» – ФУ!
P.S. Во время работы над номером журнала в Алматы с запозданием пришла прискорбная весть о кончине Петра Петровича Стрелкова – ведущего (в бывшем СССР) специалиста зоолога-полевика, фауниста-систематика, отдавшего всю трудовую, активную жизнь изучению большей части палеарктических видов рукокрылых.
Ушан Стрелкова – вид, обитающий на большей части Казахстана, – остаётся хорошим памятником Петру Петровичу, его славному имени советского «рукокрыльщика».
Коллектив журнала «Ветер странствий» и сотрудники Института зоологии МОН РК, знавшие Петра Петровича, приносят искренние соболезнования семье, родственникам и всем териологам СНГ, изучающим летучих мышей, в связи с потерей коллеги. Публикация посвящается его светлой памяти.
Фото: Дитмар НИЛЛ (Dietmar Nill), Олег БЕЛЯЛОВ, Наталья БОРОВАЯ Андрей ДОНЕЦ, Константин МАСКАЕВ, Вячеслав ЩЕКУНСКИХ, Рашит ШАЙМАРДАНОВ, Алёна ШМАЛЕНКО, Владислав ЯКУШКИН .
Метки: летучие мыши, Рашит ШАЙМАРДАНОВ