Вета НОЖКИНА
Я приветствую всех желающих продолжить наше обучение. Урок, опубликованный в первом номере журнала, стал для кого-то призывом впервые взять в руки гитару, а для кого-то – получить дополнительные сведения, что ни одному пытливому уму ещё не мешало. Мне же, как преподавателю, приятно, что после выхода первого урока моей методики раздаются звонки, пишутся письма с вопросами на электронный адрес… В общем, процесс приобретает весьма ощутимые контуры.
Что ж, предлагаю перейти ко второму занятию. Но сразу оговорюсь: урок этот потребует от вас усидчивости и особой внимательности. В нём вам будет представлено немного больше терминов, чем на первом занятии. Но с этим уроком я бы провела необычную параллель – представьте себе, что вы строите дом, и на этапе закладывания фундамента от вас многое зависит – ведь от этой базы будет зависеть прочность всего здания. Поэтому наберитесь терпения – и вперёд.
Урок 2
Тема: ПОЛУТОН – ТОНАЛЬНОСТЬ – ТОНИКА.
ЗНАКОМСТВО С АККОРДОВОЙ СИСТЕМОЙ АККОМПАНЕМЕНТА. УСТОЙЧИВЫЕ ТОНИЧЕСКИЕ ТРЕЗВУЧИЯ
Давайте абстрактно помыслим – что такое музыка? Да, это сочетания звуков, объединённых какой-то темой, высказанной композитором, автором музыки.
Если посмотреть на весь окружающий нас музыкальный мир, то условно его можно разделить по характеру музыки на две группы: одна группа представит грустную музыку, а другая – радостную. Грусть, печаль в музыкальной терминологии называется минор, или moll, а радость – мажор, или dur.
Музыкальные темы не могут состоять из хаоса звуков (хотя, как в любом виде искусства, существуют сюр-, футур-реалистичные течения). Выстроенные музыкальные фразы, как правило, строятся в одной музыкальной плоскости. Эти плоскости давайте назовём музыкальными дорогами, или, более правильно, – тональностями.
Основных типов тональностей два – мажорные и минорные. Я делаю акцент на слове «основных», чтобы не уводить вас на первом этапе на большую музыкальную глубину. Поэтому иногда буду пользоваться оговорками типа «в основном».
Итак, основных типов тональностей два – мажорные и минорные.
Абсолютно от каждой ноты можно построить только одну мажорную и одну минорную тональность. На чём же держится принцип построения тональностей?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нам придётся немного отойти в сторону и коснуться ещё нескольких музыкальных понятий.
Ведущим звеном музыки является расстояние (интервал) между звуками.
Самое короткое расстояние между звуками называется полутон. И если я вам сейчас задам вопрос: какой же звук будет самым близким по отношению, например, к ноте До? Ваш вполне логичный ответ будет – Ре. Но не тут-то было! Давайте обратим внимание на рисунок 5 – с фрагментом клавиатуры фортепиано.
Вы видите, что между нотами До и Ре расположилась чёрная клавиша, и она тоже является звуком. Вот этот-то звук и будет по отношению к ноте До ближайшим, и именно от него до ноты До расстояние будет равно полутону.
А теперь выясним, как этот звук называется. Для этого ещё чуть-чуть отклонимся в сторону. Если пройти от любой ноты на фортепьянной клавиатуре вправо, то звуки будут становиться выше, выше, они как будто увеличиваются в своей высоте. Если же от любой ноты мы пройдёмся влево, то звуки будут звучать ниже, ниже, как будто уменьшаясь в своём звучании. В музыкальной терминологии этому есть названия и обозначения. Повышение, понижение ступени или отмену повышения или понижения обозначают знаками альтерации (рисунок 6):
Благодаря знакам альтерации и знанию о том, что такое увеличенные и уменьшенные звуки, мы сможем узнать наименования всех чёрных клавиш. Итак, если мы идём в сторону увеличения звука от ноты До (вправо) на полтона, то чёрная клавиша, к которой мы пришли, будет называться До-диез. Если же от ноты Ре пойдём на полтона в сторону понижения, то придём к звуку Ре-бемоль.
Здесь следует попрактиковаться, чтобы вы могли безошибочно называть наименования нот, повышенных или пониженных на полтона. Особое внимание уделите интервалам между Ми и Фа и Си и До. В теории получается, что Ми-диез и Си-диез существуют, но на практике – они же просто чистые Фа и До, так как между клавишами Ми и Фа, также между Си и До нет чёрных клавиш, и это надо запомнить!
Ну а теперь пришло время вернуться к вопросу: на чём же держится принцип построения тональностей?
Каждая тональность – это сочетания звуков, выстроенных в определённой последовательности. Отправной точкой построения каждой тональности является главный звук тональности – тоника (в музыке всё главное – первое – называется тоника).
Именно от тоники (от первого, главного звука) строится цепочка из семи звуков в закономерной последовательности, различной для мажора и минора (тоника в эту цепочку не входит, от неё идёт построение).
Вот как выглядит цепочка мажорной тональности:
МАЖОР (DUR)
ТоНИКА+ТоН+ТоН+ПоЛУТоН+ТоН+ТоН+ТоН+ПоЛУТоН = мажорная тональность, или мажорная гамма.
А вот по такому принципу строится минорная тональность:
МИНОР (MOLL)
ТоНИКА+ТоН+ПоЛУТоН+ТоН+ТоН+ПоЛУТоН+ТоН+ТоН = минорная тональность, или минорная гамма.
Если мы построим мажорную тональность от тоники До, то она будет называться До мажор; а если построим минорную тональность от тоники Ми – это будет Ми минор.
Таким образом, если от каждой ноты мы выстроим мажорные и минорные тональности, получится вот такая таблица (рисунок 7).
Мы уже активно пользуемся латинскими обозначениями нот, ведь вы уже должны выучить их в домашнем задании первого урока.
Совет ученику
Эта тема урока очень сложная. Я бы даже сказала, самая сложная из всего курса. Поэтому, если вы устали – отвлекитесь на что-то другое, например, вспомните были ли уроки музыки у вас или ваших друзей в раннем возрасте… Или поразмышляйте о том, что в аристократических семьях считалось обязательным изучение музыкальной грамоты, и от этих знаний человек становился более собранным, сдержанным и более тонко чувствующим мир. Культуру слушания прививают тоже в детстве. И если вы умеете слушать, значит, вы легко научитесь и играть.
Продолжим. Вы можете задать мне вопрос: а какое отношение это всё имеет к гитаре? Самое прямое. Посмотрите на гриф гитары. Каждый его лад – это полутон. И если вы вспомните, какому звуку соответствует 1-я струна (звуку Ми), и пережмёте её на I-м ладу, то услышите, как она, по сравнению с открытым – непережатым звуком, увеличится на полтона, а, следовательно, превратится в какой звук?
Правильно, в Фа. Почему не Ми-диез? Потому что между Ми и Фа уже полутон, между ними нет чёрной клавиши. Значит, в теории, Ми-диеза (как и Фа-бемоля) не существует.
По материалам первого урока вам известно, что в изображении грифа гитары вверху – первая, самая тонкая струна.
Просмотрите, в какие звуки превращаются пережатые на ладах струны (рисунок 8 ):
…Пока на сегодня всё! Продолжение темы урока 2 – при следующей встрече.
Итак, задание: почаще слушайте настроенную гитару, запомните, каким звукам соответствуют открытые струны, а также пережатые – хотя бы до третьего лада. Попробуйте самостоятельно проиграть тональность До мажор, начиная с пятой струны третьего лада.
(Продолжение следует)
Метки: Вета НОЖКИНА