Вета НОЖКИНА
(Продолжение. Начало в номере № 1(38), 2(39) 2013)
Что такое, по-вашему, аккомпанемент? Будет ли являться аккомпанементом повторение на музыкальном инструменте основной темы песни? Конечно, нет. Аккомпанементом следует считать обыгрывание основной музыкальной темы.
Музыкальный аккомпанемент, исполненный одним музыкальным инструментом, в данном случае гитарой, может иметь несколько разновидностей:
1. Сольное ведение темы произведения.
2. Аккомпанементная игра с использованием устойчивых/неустойчивых звуковых сочетаний.
3. Смешанный тип.
Нам с вами предстоит более подробно ознакомиться со вторым типом (аккомпанементная игра с использованием устойчивых/неустойчивых звуковых сочетаний). В первом курсе ускоренного обучения основной акцент мы сделаем на ознакомлении с устойчивыми аккордовыми сочетаниями.
Как видите, появилось ещё два новых термина, которые следует разобрать: аккорд и устойчивый аккорд.
Аккорд – это созвучие. Минимальное количество звуков при этом – два, максимальное – насколько может позволить фантазия.
А вот что такое «устойчивое созвучие» – об этом отдельный разговор сегодняшней темы урока.
Давайте представим себе картинку: как будто мы собрали в огромный шар все-все звуковые сочетания (аккорды) всего музыкального мира. В этом шаре – центральное ядро будут занимать так называемые устойчивые тонические трезвучия, а всё остальное пространство займут неустойчивые аккорды.
Устойчивые и неустойчивые звуковые сочетания строятся в пределах тональности.
Устойчивыми они называются потому, что строятся по устойчивому принципу: первая + третья + пятая ступень тональности.
Что такое «ступень»? Каждая нота в цепочке тональности имеет свой порядковый номер, это и будут ступени тональности – рисунок 9.
Первая ступень тональности – это всегда тоника, отсюда и название трезвучия – «тоническое».
В отдельном столбике рисунка 9 изображены образовавшиеся устойчивые тонические трезвучия.
Слово «трезвучие» уже предполагает, что речь идёт о соединении трёх звуков. А так как построено трезвучие по принципу устойчивости (первая+третья+пятая ступени), оно названо устойчивым. Названия трезвучий формируются от названия тоники + названия тональности.
Выше мы уже говорили о названиях тональностей, но напомню: мажорная тональность, построенная от тоники До будет называться – До мажор и обозначаться большой (заглавной) буквой C. Если мы ведём речь о минорной тональности, построенной, например, от тоники Ре, то тональность будет именоваться Ре минор и обозначаться на письме Dm. Наименованиям тональностей соответствуют и такие же наименования устойчивых аккордов этих тональностей.
Как видите, основных аккордов не так уж и много, их всего четырнадцать. И уже с помощью них можно сыграть аккомпанемент ко многим песенным произведениям.
Теперь наша задача понять, как строится устойчивое тоническое трезвучие на гитаре. Для этого рассмотрим рисунок 10 с фрагментом грифа гитары, состоящего из трёх ладов.
Помните, что на рисунке грифа верхняя строка (по отношению к нашим глазам) это первая, самая тонкая струна! Для того чтобы построить мажорное устойчивое тоническое трезвучие от ноты До, обратимся к тональности До мажор. По таблице рисунка 9 мы видим, что устойчивому аккорду C принадлежат звуки c+e+g (до+ми+соль). Их-то нам и надо найти на каждой струне грифа. Пока давайте обратимся только к первым трём ладам и попробуем понять, как строится устойчивое тоническое трезвучие именно на этих ладах.
Закон построения аккордов на гитарных струнах следующий: для построения аккорда необходимо каждую струну привести в соответствие звучанию любому звуку из строящегося аккорда.
Например, 1-я струна при идеальной настройке соответствует звуку e (Ми). В строящемся нами созвучии До мажор этот звук есть, поэтому пусть первая струна звучит открытой (не пережатой). А поскольку мы знаем, что 6-я струна тоже соответствует звуку e, значит, и с ней ничего делать не будем. Вторая струна при правильной настройке в открытом положении должна соответствовать звуку h (Си). Давайте посмотрим на рисунок 8 схемы нот на гитарном грифе, опубликованном в предыдущем номере журнала, и определим, на каком ладу нам надо пережать вторую струну, чтобы преобразовать в любой из нужных нам звуков – либо с, либо е, либо g?
Правильно, пережатие второй струны на I-м ладу даст нам звук c (кстати, обратите внимание, ноты мы обозначаем строчными латинскими знаками, и только названия тональностей и аккордов – заглавными).
Пережатие будем обозначать крестиком – х.
То же самое проделываем с 4-й и 5-й струнами (я, надеюсь, вы поняли, что 3-ю струну нам тоже можно не трогать, ведь она соответствует в открытом положении звуку g, который нам нужен в аккорде До мажор).
И у нас, в конечном итоге, получается вот такая таблица для аккорда C, как изображено на рисунке 10.
Теперь, если пальцами левой руки вы пережмёте на гитаре указанные струны (2-ю – первым пальцем, 4-ю – вторым и 5-ю – третьим, на рисунке пальцы обозначены цифрами), а пальцем p правой руки выполните упражнение «арпеджиато» (см. урок 1), у вас должен прозвучать аккорд До мажор, или по-другому: устойчивое тоническое трезвучие C.
Я поздравляю вас с первым аккордом!
С помощью аккорда C мы рассмотрели принцип построения аккорда на гитаре. Но мы не будем «изобретать велосипед» и обратимся к уже приготовленным мною заранее схемам основных аккордов, и нам останется лишь с ними ознакомиться – рисунок 11.
Но особенности и подробности – на следующем занятии.
Пока же рассмотрите внимательно рисунки аккордов С и Аm (по схеме аккордов рисунка 11), и найдите все сходства и различия между ними. Сходства – в постановке 1-го и 2-го пальцев, а различие в «гуляющем» 3-м пальце. Это и следует отработать, выставляя аккорд С, а затем опуская 3-й палец с пятой струны третьего лада на третью струну второго лада.
Это упражнение отработайте до следующего занятия. А также читайте и осознавайте теорию темы урока и добивайтесь лёгкости в руках.
До следующей встречи!
Метки: Вета НОЖКИНА