Что год грядущий нам готовит

Максим ЛЕВИТИН
«Мы призываем все заинтересованные организации вне зависимости от формы собственности подключиться к охране животного и растительного мира как на территории охотничьих хозяйств, так и вне её» – из итогового доклада заместителя начальника Алматинской территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства Нуркуата Конысбаева.

5 марта в Талдыкоргане, в территориальной инспекции прошло совещание с охотпользователями по итогам 2012 года. С докладом выступил заместитель начальника инспекции Нуркуат Конысбаев. Он отметил, что: «в области функционируют 95 охотничьих хозяйств, занимающих площадь 4 млн. 117 тыс. 052 га. Из них 20 процентов угодий закреплено за общественными организациями (охотобществами) и 80 (3 млн. 371 тыс. га) – за частными фирмами (ТОО, ИП, крестьянскими хозяйствами. Охотничьи участки ООПТ занимают 133 тыс. га.
12 декабря 2012 года и на основании постановления акимата Алматинской области от 24 декабря 2012 года № 423 участки Алтынколь, Долатысай, Калканколь и Казатком (общая площадь – 96 тыс. 485 га) закреплены за охотпользователями, с которыми заключены соответствующие договоры».
В 2012 году охотпользователи области затратили на развитие охотничьего хозяйства 451 млн. 56 тыс. тенге. От реализации путёвок охотничьими хозяйствами получен доход на сумму 32 млн. 335 тыс. тенге (таким образом, чтобы свести концы с концами, охотничье хозяйство области требует ежегодных дотаций в размере 419 млн. тенге. – Прим. авт.).
Некоторые охотничьи хозяйства не сдали годовые отчёты. Достоверность некоторых представленных в отчётах данных уполномоченный орган подверг сомнению.


По определению Нуркуата Конысбаева, охотничьи хозяйства являются основными пользователями животного мира республики, от деятельности которых зависит благополучие диких животных, поэтому уполномоченный орган приложит все усилия, чтобы обеспечить соблюдение охотпользователями договорных обязательств.
Изложенные в договоре на ведение охотничьего хозяйства пункты являются обязательными для выполнения, в противном случае договор может быть расторгнут (несколько смущает формулировка «может быть». Может быть расторгнута, а может быть и не расторгнута. От чего зависит это «может быть»? – Прим. ред.).
Нуркуат Конысбаев заметил, что некоторые охотпользователи слишком поздно начинают осознавать, что подписывая договор, они берут на себя немалые финансовые обязательства. В соответствии с государственными нормативами они обязаны затрачивать на ведение охотничьего хозяйства значительные суммы денег, восполнить которые за счёт организации охоты не в состоянии. В результате создаётся губительная для природы ситуация, когда некоторые охотпользователи не желают ни вкладывать деньги, ни отказаться от закреплённых угодий. Они идут на различные способы обмана, благодаря которым, по документам, в хозяйстве проводится соответствующая работа, фактически она не выполняется или выполняется в других объёмах.

«Ежегодно в июле хозяйства должны подать заявку на квоту добычи животных на следующий год. Для этого умножают очень приблизительные сведения о численности на средние для вида нормы прироста популяции, рекомендованные комитетом или Институтом зоологии, и получают ещё более приблизительную численность животных к следующему сезону охоты. В этой ситуации рациональность использования животного мира и необходимость проведения самих учётов приобретают чисто бумажную формальность» – из доклада Нуркуата Конысбаева.

В целях изменения ситуации Министерством охраны окружающей среды был составлен план проверок субъектов охотхозяйственной деятельности, согласованный с органами прокуратуры, с ним можно ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры.
После проверки определяются степени риска с учётом балльной системы. Если у охотничьего хозяйства нарушений много, это хозяйство остаётся в группе высокого риска с возможностью ежегодной проверки, если мало нарушений, то после подсчёта баллов данный субъект можно отнести к группе среднего риска с периодичностью проверки раз в три года.
Необходимым условием рационального управления ресурсами животного мира являются более или менее достоверные учёты численности животных.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 27 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», охотпользователи обязаны проводить ежегодный учёт численности используемых объектов животного мира и представлять отчётность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.


Для оказания практической и методической помощи специалистами инспекции в этом году будут проводиться выездные обучающие семинары на базе трёх охотничьих хозяйств. Семинары планируем провести в июне на базе охотхозяйства «Бахбахты» ТОО «Аттика», в августе – в охотхозяйстве «Манул» и в октябре – в Талдыкоргане для охотхозяйств этого региона.
Большое внимание на совещании было уделено развитию интенсивных форм ведения охотничьего хозяйства. Положительный опыт интенсивного ведения охотничьего хозяйства рассматривался на примере охотничьих хозяйств: «Карачингиль», ТОО «Корпорация Хозу» и охотхозяйства «Тасмурун», ТОО «Вип Сафари Сервис» – разведение бухарского оленя и кабана, ТОО «Аттика» – это разведение семиреченского фазана, ТОО «Сункар» – разведение хищных птиц. На примере охотничьего хозяйства «Тасмурун» демонстрировались новые организационные формы ведения охотничьего хозяйства. Так как территория этого хозяйства принадлежит гослесфонду, встал вопрос закрепления на долгосрочное лесопользование для нужд охотничьего хозяйства. Уникальность данного проекта привлекла к нему внимание не только Комитета лесного и охотничьего хозяйства, но и международных природоохранных организаций. В связи с этим уполномоченный орган обратился с просьбой к управлению природных ресурсов и регулирования природопользования акимата области с просьбой оказать поддержку, проявить понимание и дать разъяснение о важности данной работы на местах.
Особое обсуждение вызвали вопросы противопожарной безопасности. Систематические весенние пожары в гнездовой период, особенно в дельтовых участках пойменных рек Семиречья, наносят громадный ущерб животному миру. Но и такие преступления почти не раскрываются. Поймать поджигателя за руку трудно. Поэтому в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 27 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» охотпользователи должны наладить работу с государственными учреждениями по соблюдению противопожарной безопасности и разработать совместный план действий при возникновении пожара как на закреплённых охотугодьях, так и в лесном фонде. Необходимо взаимодействовать с населением по профилактике и недопущению пожаров.

«Призываю провести большую разъяснительную работу по охране животного мира путём публикации и выступления в СМИ» – из доклада Нуркуата Конысбаева.

Фото автора

Метки:

Ваш комментарий