1850 км или о том, как я учился ловить хариуса. Часть 3

Александр КУБАСОВ
Наконец-то нам улыбнулась удача в лице трёх рыбаков, которые могли бы поделиться техникой ловли и тактикой поиска рыбы. Кстати, у них уже было около 15 хвостов красавцев-хариусов, пойманных ими на предыдущем перекате.

Знание – сила
Узнав, что мы за два дня ничего не поймали, да ещё и ловить не умеем, они с радостью с нами поделились не только навыками, но и хариусом. Рыбаки раскритиковали наши снасти и способы ловли, только снасть с тиролькой не подверглась осуждению. “Вот на это надо ловить”, – сказал один из них, указывая на мою снасть с тиролькой. – Только мухи у вас далеко не ловчие и поплавок в виде прозрачного шарика тоже не внушает доверия».

Мы пошли на берег. Посмотрев, как они ловят, нам всё сразу стало понятно, и почти все наши ошибки оказались налицо. Во-первых, мы кидали в затишки, водоворы, обратки, далеко ниже перекатов, а нужно было на сам перекат, прямо в струю. Во-вторых, снасть у них из 3-5 мушек, у нас – из двух. Поплавок у них – большой (для лучшей видимости в бурлящей струе), а у нас – прозрачный шарик. И основное: глубина выставляется в среднем не менее 1,5-1,7 метра, а мы ставили метр, от чего груз-палочка попросту не касался дна. Но, даже учитывая эти недостатки, я с первого заброса получаю поклёвку и тащу хариуса, но он сходит у самых ног. Но сильно я не огорчаюсь. Теперь я понимаю, что смогу его поймать.

Продолжаю наблюдение и расспросы. После 4-х часов дня клёв поутих. Один из них говорит, что по вечеру лучше ловить на плавающих мух и в вейдерсах заходить в воду сразу за перекатом. В руках у него обычная 5-ти-метровая удочка. Держа её почти вертикально, он заставляет муху прыгать по волнам, от чего хариус сходит с ума и клюёт! Правда с засечкой у него особо не получалось, на 10 поклёвок он вытаскивал лишь 1-2 рыбины. Я же не оставлял попыток поймать хотя бы одного, но тщетно. Нужно переделывать снасть… Поэтому отложив её в сторону, стал просто наблюдать.

Вечером под руководством моих новых учителей я полностью перевязал снасть, и только потом они уехали. Мы же поужинали свежежаренным хариусом, которого нам вручили мужики и в предвкушении следующего дня, который должен был расставить все точки над i легли спать. Сможем мы поймать эту очень привередливую рыбу или нет – покажет следующий день.

Час Х
И вот оно – утро, полное надежд и рвения. Половину ночи не спал, прорабатывая планы и стратегии. Подъём снова в 6 утра. Холодрыга пробирает до костей, кажется, что около -10. Вода и почти вся еда замёрзли. И это при том, что днём жара здесь +25 градусов. Вот тут нас спасают зимние костюмы. Быстрый завтрак, и мы вприпрыжку бежим к воде. В 7.00 на месте. Полчаса забросов по струе не приносят поклёвок, и мы переходим на второй перекат, который местные рыбаки называли очень перспективным местом.

Заброс, ещё заброс. Кажется, была поклёвка! Но нет, показалось. Ещё заброс и поплавок мощным рывком уходит под воду. Подсекаю. ЕСТЬ! Хариус бойко сопротивляется. Но деваться некуда и я рывком выбрасываю его на берег. УРА! Вот он первый и такой долгожданный.

В следующий заброс получаю ещё одну мощную поклёвку, но при подсечке основная леска в 0,25 мм не выдерживает, и снасть с самыми уловистыми мухами обрывается. Но это только начало. Друг кидает на мель под противоположный берег и на зацепе за камни тоже хоронит снасть. Обидно, даже очень обидно. Тиролька остаётся только одна. Вторую приходится изобретать самостоятельно. Благо нашёл в машине кусок пенополипропилена. Вырезаю два цилиндрика и пропускаю в них поводок, на один конец шарик в 24 грамма, на другой леску. Из этого же материала сделал нам новые поплавки. Они легче, снасть летит ровно, не крутится и самое главное, их отлично видно на воде. Всё вроде замечательно, но где взять новые мухи, их ведь тоже почти не осталось. Что ж, делать нечего и под нож идут новые мепсы с опушкой на крючке. Откусываем тройники и два крючка, из них делаем мухи. В общем, перевязались и снова на воду. Но, увы, опять всё по нулям. Новые мухи хариусу совсем не по вкусу. После обеда пробуем ещё раз, но тоже тщетно. Сижу в сомнениях: что же можно ещё придумать? И тут вспоминаю одну статью, там упоминалось про то, что хариус неплохо ловится на кузнечика. Решаю попробовать. Вместо поводков с мухами вяжу простые крючки №5-6 с удлинённым цевьем и иду в траву ловить кузнечиков. Благо их тут много, вот только ловить в мелких зарослях шиповника совсем не комфортно. От заноз руки разве что не распухают.
Поймав с десяток, сажаю на крючок и в воду.

Заброс. Поплавок не проплыв и трёх метров уходит под воду и вот, довольно крупный хариус в 420 грамм, у меня в руках.

Предлагаю другу перевязать оснастку. Но его одолевают сомнения. А вдруг это случайность. Поэтому повторяю заброс и, тут же, снова следует поклёвка и очередной хариус у меня в руках.

Наконец-то. Решение найдено. Настроение сразу улучшилось. Перевязываю вторую снасть, и продолжаем ловлю. Но другу так и не везёт. Поклёвки есть, но, то не удаётся подсечь рыбу, то сход. У меня же всё неплохо складывается, и за час я вытаскиваю 12 хвостов. Вечереет и холодает, да и хариус – рыба скоропортящаяся. Поэтому решаю свернуться и заняться разделкой и засолкой рыбы.
Кузнечиков впрок ловить не стали, посему с утра к воде особо не торопились и вышли уже тогда, когда солнце выглянуло из-за гор и немного пригрело землю, растопив выпавший за ночь иней. Утром их ловить куда легче. Не до конца проснувшись, они почти не прыгают, просто ползают. Сразу ловлю побольше насекомых и приступаю к ловле, но первого поймал только к 9:00 и до обеда мне на крючок садятся только 9 штук. Все поклёвки были только по струе вдоль берега, а сам перекат молчал. Да и рыба почти не плескалась. Ну да ладно. У каждой рыбалки бывают клёвые и неклёвые моменты. Возможно, после обеда клёв наладится. С такими мыслями идём на обед. На обед решаю запечь хариусов на костре. Вкус, кстати, у хариуса очень похож на плотву с немного сладковатым привкусом, а консистенция мяса как у линя. Костей нет.

После обеда мы снова на берегу. На перекате заметное оживление. Всплески повсеместно. Это внушает оптимизм. Действительно, клёв заметно улучшился и теперь мы уже ловим по очереди.

К вечеру оба неплохо облавливаемся. Всю рыбу сразу плотно солим. Завтра – день отъезда, поэтому отужинав, собираем вещи. Рыбу на ночь оставляем на улице, за ночь она хорошенько подмерзает. Закутываем в одеяло, получается как термос. Теперь есть уверенность, что рыбу довезём. Пакуем палатку, лёгкий завтрак и по холодку выскакиваем в направлении дома.

И снова дорога…
Путь обратно неспроста проложили по другой дороге. Основной целью было заехать в УК за запчастями для мотора на лодку. А второе – проверить, действительно ли эта дорога лучше. Так и оказалось. От переправы к Павлодару через Усть-Каменогорск дорога действительно ровнее и значительно красивее. С горами не расстаёшься до самого Семея. До УК – постоянные перевалы, низины, серпантины. Плюс меньше проблем с бензином.

Вот такая вот поездочка у нас получилась. Туда через Кокпекты вышло 905 км, обратно через УК – 945 км. Итог – 1850 км одного большого и интересного приключения. Надышались чистым горным воздухом, насмотрелись красот и половили дикой рыбки. Что ещё нужно для отличного отдыха в отпуске?