Алексей МАЛЬЧЕНКО
В свой двадцатый день рождения управление Иле-Алатауского государственного национального природного парка организовало сразу несколько событий. Во-первых, была созвана международная конференция, на которой подвели итоги проведённой за двадцать лет работы и озвучили основные пути развития Иле-Алатауского парка в будущем. Во-вторых, был открыт необычный инфоцентр, позволяющий с головой окунуться в животный мир и побывать во всех климатических поясах парка, познакомившись с животным и растительным миром практически воочию.
В интервью Марлен Айнабеков, генеральный директор Иле-Алатауского национального парка, отметил, что на сегодня им удалось сохранить парк практически в первозданном виде. Но и сказать, что их будни беззаботны, тоже нельзя.
Парк испытывает целый ряд локальных сложностей, с которыми приходится сталкиваться практически ежедневно. Непосредственная близость Иле-Алатауского национального парка к мегаполису Алматы оказывает на него двоякое влияние. Аверс этой темы – в последние годы стал динамично развиваться экотуризм. Также в первую очередь благодаря принятию в прошлом году Закона о безвизовом посещении РК для 20 стран в значительной степени увеличилось число иностранных туристов, посещающих наш парк. Так, за прошедший год парк посетили больше 120 тысяч интуристов.
Расцвет туризма – это радует, но тут есть и вторая сторона медали – город растёт, и представителям парка всё-таки хотелось бы, чтобы он развивался в северном, западном и восточном направлениях, но… все хотят находиться поближе к горам. Это приводит к тому, что управление парка регулярно сталкивается с земельным вопросом, суды и прения если ещё не стали нормой, то близки к ней.
– Если раньше, при Советском Союзе, в предгорных и горных районах выдавались дачные участки и образовывались лесные посёлки, то сегодня на их местах вырастают многоэтажные коттеджи, что пагубно влияет не только на микроклимат национального парка, но и экологическую обстановку в Алматы. Имея большой мегаполис по соседству и столь густонаселённую Алматинскую область, мы получаем и другую проблему – это рекреационная нагрузка. В нашем парке расположены сотни «маршрутов выходного дня», в субботу и воскресенье тысячи людей устремляются в горы и, увы, отнюдь не все соблюдают санитарные нормы, оставляя после себя горы мусора.
Как говорится, любую болезнь лучше предупредить, чем лечить. Именно поэтому национальным парком сейчас ведётся активная работа с подрастающим поколением. На территории Иле-Алатауского парка действует четыре лесничества, где дети познают природу, получают не только теоретические, но и практические знания. В связи с чем были заключены договоры с департаментом образования Алматы и Алматинской области, что позволило отработать чёткую схему по работе со школьными учреждениями.
– Ребёнок, который своими руками посадит дерево, никогда не сломает ветку, – уверен Марлен Айнабеков.
Кульминацией юбилейного торжества стало открытие визит-центра на территории головного офиса Иле-Алатауского национального парка.
– Визит-центр – это визитная карточка национального парка. Зайдя в него, вы получаете полную информацию о парке: от особенностей флоры и фауны до пеших маршрутов по многочисленным хребтам. Тут наглядно можно ознакомиться с животным и растительным миром парка, который уютно разместился в трёх компактных залах, где установлены муляжи животных и растений, масштабирована вся территория горной местности, а также установлено множество ознакомительных пособий, – подытожил Марлен Айнабеков.
Новое веяние
Визит-центр действительно впечатляет, в одной комнате с балкона кулуара на тебя, как на жертву, смотрит барс, в другой можно насладиться трелями различных птиц. Тут же и водопад, зачаровывающий своим звуком, и «Бемби», как будто сбежавший с экрана телевизора.
Невероятно, но всех этих животных сотворила рука человека, «Ветер Странствий» знаком с этим мастером, это известный казахстанский таксидермист Александр Редреев.
По словам Александра, при создании этого визит-центра ещё на этапе его формирования предстояло решить целый ряд задач. Дело в
том, что по задумке, которую удалось реализовать, внутри соорудили водопад, который в значительной степени повысил влажность в экспозиционном зале. Понятно, что при таких условиях устанавливать чучела нельзя, поэтому было принято решение отдать предпочтение искусственному материалу. Все животные, установленные в визит-центре были сделаны из пенополиуретана.
– Это современный прочный материал, – делится в интервью Александр, – он экологически чистый, великолепно держит форму и передаёт необходимую правдоподобность. Если на него не воздействовать механически и исключить попадание прямых солнечных лучей, то эти экспонаты будут стоять вечно.
Александр, вы являетесь ведущим таксидермистом Казахстана, и с высоты вашего профессионализма скажите, насколько сложно работать с искусственными материалами в отличие от натуральных при производстве чучел?
– Намного сложнее. Если говорить о таксидермии, то у нас есть серия различных манекенов, на которые мы натягиваем шкуру, зашиваем и доводим деталями до совершенства. В случае с композитными материалами каждое изделие уникально. Здесь гораздо больший объём работы, который требует и времени и терпения.
А какое из творений дороже: настоящие чучело или изделие из пенополиуретана?
– Однозначно чучело. В первую очередь потому, что тут используется натуральный материал, сама шкура стоит больших денег. Если говорить в процентном соотношении, то чучело на 30 процентов дороже пенополиуретанового изделия. При этом это очень интересная, творческая работа, где ты можешь проявлять свою фантазию на каждом из этапов создания того или иного изделия.
Если, говорить о таксидермии, то как в этой сфере обстоят дела сегодня?
– Наверное нет такой сферы, которая могла бы не оглядываться на экономические факторы. Девальвация и колебания курса нагрузили всю нашу систему, ведь многие детали, такие как глаза, зубы и т. п., мы покупаем за границей. Но тут прослеживается и другая тенденция, дело в том, что у людей снизилась покупательная способность. Я никогда не скрывал, что мы, имея крупнейшую и единственную студию таксидермии в Казахстане, живём исключительно за счёт заказов. У нас нет никакой спонсорской помощи и сокращение числа заказов сразу ощущается, ведь несмотря на объёмы работы, аренду 500 кв. м боксов, в которых размещены цеха, никто не отменял. Сама по себе таксидермия – такой бизнес, который напрямую зависит от любых колебаний в рядах охотников. Например, в связи с ужесточением природоохранного закона, сейчас сильно подорожали лицензии на отстрел различных животных. Как следствие, многим охотникам пришлось отказаться от любимого хобби, поскольку оно им стало не по карману. Так, эхо законодательных новинок отдалось по таксидермии Казахстана не самым лучшим образом. Сейчас мы держимся за счёт энтузиазма и веры в светлое будущее, которое непременно настанет.
Если сейчас есть большие проблемы с добычей шкур, может быть, имеет смысл переключиться на альтернативный продукт?
– Да, в стратегии развития нашей компании заложен такой манёвр. Сложные времена – они не вечны, но до момента роста спроса на услуги таксидермии нужно дожить. Поэтому мы планируем усилить пенополиуретановые цеха, ориентировав их на парковую скульптуру. Я думаю, что именно это направление будет перспективным в ближайшем будущем.
Алматы
Фото автора
Метки: «Иле-Алатауский государственный национальный природный парк», Александр Редреев, Алексей МАЛЬЧЕНКО, визит-центр, таксидермия