Подготовила Ксения НАУМКИНА
Одна из глобальных экологических метаморфоз – судьба Арала. Ещё не так давно Аральское море было четвёртым по величине озером в мире.
Сегодня мы часто говорим об антропогенном влиянии на природу. Так оно и есть: под давлением человека сузился ареал обитания многих животных, исчезли навсегда многие виды флоры и фауны. Однако были и есть на нашей планете явления, происходящие сами собой, без участия людей. Как там писал Михайло Ломоносов: «Стихии природны не властны царям» – так, кажется?
Одна из таких глобальных экологических метаморфоз – судьба Арала. Ещё не так давно Аральское море было четвёртым по величине озером в мире, славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась процветающей и биологически богатой природной средой. Уникальная замкнутость и разнообразие Арала не оставляли никого равнодушным. И неудивительно, что озеро получило такое название, ведь слово «Арал» в переводе с тюркского языка означает «остров». Видимо, наши предки считали озеро спасительным островом жизни среди пустынных горячих песков Каракумов и Кызылкумов.
И ещё Аральское море когда-то называли «Рыбной бочкой», сто лет назад там добывалось огромное количество рыбы. Не верите? Вот как описан рыбный промысел на Арале в книге «Рыболовство и законодательство» (1894 год, Санкт-Петербург) под редакцией В.И. Вешнякова.
«…Главная промысловая рыба Аральского бассейна следующая: из осетровых пород (красная рыба) только шип, из частиковых – сазан, усач, шемая, судак, сом, лещ и жерех. В низовьях Сыр-Дарьи добывается тысячи пудов шипа, с прибытием же ссыльных и представителей рыбопромышленной фирмы братьев Ванюшеных, в 1880 г. в низовьях Сыр-Дарьи не только усилился, но и открыл себе сбыт на рынки европейской России: аральские балыки и икра, благодаря своей дешевизне, вступили в конкуренцию с уральскими и волжскими. В 1884 г. администрация вынуждена была обратить внимание на развитие хищнического лова и ввела временные правила для его ограничения.
По сведениям, собранным г. Никольским во время его путешествия в Арал и его реки, там ловилось до 38,5 тыс. шипов, частиковой же рыбы не более 60 тыс. пудов: количество частиковой рыбы крайне ограничено вследствие недостатка прочного сбыта. Только с низовьев Сыр-Дарьи отправляется в Орск
сазана и судака в мороженом виде в количестве до 12,000 пудов, и с низовьев Аму-Дарьи в Бухару сазан и судак в виде малосола – в количестве до 16 тыс. пудов. Внутри Хивинского оазиса частиковой рыбы потребляется около 32,000 пудов. Из выловленных в дельте Аму-Дарьи шипов часть вывозится в Ташкент, большая же часть – в Оренбург караванным путём, от Кунгарда через Сары-Камыш в количестве 20000 шипов. В течение 20–25-дневного пути рассол утекает через рогожу, в который рыба упаковывается, оттого рыба портится и ценится очень низко.
Проведение Закаспийской железной дороги дало толчок амударьинскому рыбному промыслу и привлекло на Аму-Дарью много новых рыбных торговцев. С 1 апреля по 1 июля 1890 года вывезено было уже с промыслов 13,200 пудов рыбы, 486 пуд. икры, 54 пуда вязиги, 38 пудов клея, по невысоким ценам, на 60,000 рублей. К сожалению, амударьинские рыбные продукты, и в особенности икра, отличаются дурным приготовлением.
За последние годы имеются следующие сведения об Аральском рыболовстве. На главных рыболовных ватагах на Аму-Дарье было 329 ловцов, 450 перетяг и 417 плавных сетей. Кроме того около 200 каракалпаков бьют рыбу острогой в реках от Нукуса до Петро-Александровска.
В низовьях реки Сыр-Дарья и в открытом море было 53 хозяина, и у них 400 ловцов-работников, 352 лодки и 763 речные снасти; в открытом море рыболовство производилось 2,550 аханными сетями и 590 самоловками с крючьями. Общий оборот сырдарьинского промысла, по заявлениям самих участников, простирается до 1000,000 руб. для всего же Аральского бассейна г. Никольский определяет стоимость улова в 300,000 руб. …»
Для справки: 1 рубль 1894 года с учётом паритета покупательской способности был бы равен сегодня 12 тысячам тенге
Метки: Аральское море, Ксения НАУМКИНА
Такое море погубили… Отец рассказывал, что во время ВОВ казахи Приаралья выжили исключительно благодаря рыбе. Мужчины убыли воевать на фронт, а старики, подростки и женщины – все они на лодках выходили в море; обветривались, обмораживались, даже тонули, но добывали рыбу, чтобы выжить. Зимой долбили метровый лед, чтобы ставить сети, в качестве тягловой силы выступали верблюды. В колхозах люди мяса не ели, всё отдавали на фронт, согласно плана. Питались исключительно рыбой круглый год, а летом выращивали просо, которое обогащало такой однообразный рацион. Советская же власть и на этот нелегкий промысел – рыбодобычу – установило план. Какие суровые времена пережили наши предки! Фильм бы снять об этом, для нынешнего поколения…