Без туалетов туристам в Казахстане не жизнь!

Замахнувшись в очередной раз на создание туристического кластера, власти Южно-Казахстанской области, наконец, перешли от слов к делу. И для начала пригласили в гости потенциальных партнёров – иностранных туроператоров и отечественных журналистов показать товар лицом, пусть во многом пока нереспектабельным.

А заодно выслушать замечания, претензии и советы, как и чем привлечь поток туристов.
Информационный трёхдневный тур состоялся сразу после проведения в Шымкенте республиканской туристической ярмарки. Гостей на юге встречать умеют, поэтому показали им самые красивые места, уникальные достопримечательности вроде мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави или Байдибекского провала, накормили самым вкусным мясом и свежим кумысом. А потом стали интересоваться: понравилось ли, чего не хватило?
Ответы не всегда были приятные, но чувствовалось искреннее желание участников инфотура помочь в становлении южноказахстанского туризма. Заместитель акима области Сапарбек Туякбаев выслушивал, записывал, давал пояснения и делился планами по развитию туристической отрасли региона.
Чего уж скрывать, многие болевые точки и без посторонней указки были известны: рекламировать себя не умеем, сервис предоставляем из разряда «дёшево и сердито». А если не сердито, но и не дёшево. Толковыми гидами не располагаем… Тем не менее из чужих уст это звучало как откровение, да и дельных предложений и готовых бизнес-идей было озвучено немало.
Как оказалось, об Узбекистане европейские туристы знают больше и едут к нашим соседям за восточной экзотикой. По словам регионального директора немецкого концерна «FVWMEDIENGRUPPE» Мирослава Рончака, из 80-ти туроператоров Германии всего 3–4 имеют направление в Среднюю Азию и как раз в Узбекистан. Мало того, узбекистанские авиалинии уже наладили прямые рейсы из Европы в Ташкент.
– Европейский турист едет прежде всего за впечатлениями. Причём особенными – чего нет в других местах. У нас, к примеру, это могут быть гастрономические туры с мастер-классом от поваров национальных блюд, посещение верблюжьей фермы, бахчевых плантаций. Найдите свою «фишку», и туристы не заставят себя ждать.
Но, как оказалось, проблема в первую очередь даже не в отсутствии «фишек», а в получении туристической визы в Казахстан.
– Почему-то гостевую или бизнес-визу в вашу страну получить проще, а для самостоятельной поездки даже через туроператора гораздо сложнее, – заявилапредставитель канадской компании «Edu-Gen» Жанет Морин. – Напрягаети требование регистрироваться по месту пребывания. К примеру, приехала в Алматы, отметилась в миграционной службе этого города. Так зачем то же самое нужно делать в Туркестане, если мой визит туда в рамках одного туристического тура?
Алматинские туроператоры говорили больше о сервисе, соотношении цены и качества в гостиницах и зонах отдыха. «Если изменится ценовая политика, то не только иностранцы к вам поедут, но и казахстанцы с удовольствием проведут выходные в том же Аксу-Жабаглинском заповеднике», – заметила старший агент алматинской компании «Otrar.kz» Газиза Казгулова.
– Гостиничный бизнес в Туркестане весьма плохо развит, – продолжила она. – Может, и есть туристы, которым нужны пятизвёздочные отели. Но большинство, поверьте, устроит более или менее уютная комната, где можно принять душ и лечь в чистую постель. А паломникам вообще требуются почти аскетические условия, ведь цель их визита иная.
Не ускользнула от внимания гостей весьма деликатная проблема, о которой постоянно говорят и южноказахстанские путешественники, любители родных мест.
– Знаю о гостеприимстве Южного Казахстана, как здесь кормят, но, как правило, обилие еды не способствует комфортному времяпрепровождению. Расстояния очень большие, а соответствующие удобства расположены далеко друг от друга. Вдоль дорог нужно открывать небольшие комплексы с кафе, туалетами, конечно, достойного уровня, – заметила директор алматинского турагентства «Оригинал тур» Римма Дуйсенгалиева.

Заместитель акима области Сапарбек Туякбаев, согласившись с тем, что многое сказано справедливо, рассказал о первых шагах в создании туристического кластера юга. Главные объекты: Туркестан, Шардара и Бадамское водохранилище, где развитие получит пляжный туризм, Сарыагаш, в котором откроют международный центр здоровья и отдыха, и будущий горнолыжный курорт в Каскасу.
– Для разработки мастер-планов приглашены иностранные компании-лидеры в своих сферах, – сообщил Сапарбек Туякбаев. – Важно не только то, что они выполнят свою работу на международном уровне, но и то, что наши туристические зоны попадут в их базу данных для потенциальных гостей. Кроме того, ведём переговоры с правительством Узбекистана об облегчении визового режима между нашими странами для иностранных туристов. Тогда они смогут посетить не только Самарканд, Бухару, Хиву, но и наш Туркестан, заповедник Аксу-Жабаглы, аналогов которому нет в Центральной Азии. Пункты придорожного сервиса, включающие в себя мотель, кафе, сервисный центр, заправку, будут построены в Тюлькубасском, Сайрамском, Байдибекском районах и недалеко от Туркестана.

Альфия Насырова, Мегаполис

Ваш комментарий