Пункт вечной мерзлоты – Магадан

Екатерина СЕВРЮГИНА
Путешествие сроком в полтора месяца команда FJ Club из восьми человек планировала очень долго. Участники клуба часто колесили по просторам Казахстана, однако отправиться на Дальний Восток решились впервые. Шутка ли проделать путь от солнечных предгорий Алматы до вечной мерзлоты Магадана?

Изначальной целью путешествия был сплав по рекам Магаданской области, рыбалка в северных водах и посещение ГУЛАГа. Однако у Духа путешествий были совершенно другие планы на счёт скромного FJ Club… Какие? Об этом нашим читателям рассказывает участник экспедиции Олег Уласюк.

НЕИЗВЕСТНАЯ РОДИНА

– Путешествие началось 15 июля, – начал своё повествование Олег. – Самым ярким впечатлением maga1по пути от Алматы до границы нашей Родины с Российской Федерацией было посещение небольшого городка Шемонаиха, недалеко от Усть-Каменогорска. Какая-то неведомая сила потянула в этот ничем не приметный с виду населённый пункт. Мы поддались необъяснимому желанию и остановились ненадолго в городке.
Оказалось, что Шемонаиха – это родной город писателя Анатолия Иванова, его вы можете помнить как автора романа-эпопеи «Тени исчезают в полдень». Так вот, в городке, на небольшом возвышении, воздвигнут умопомрачительный памятник.
Шестиметровая скульптура на постаменте из чёрного гранита посвящена одной из главных героинь романа «Тени исчезают в полдень» – Марии Вороновой (Красной Марье). В народе этот монумент называют Марьиным Утёсом. Поразительный и скорбный монумент. Этот памятник стоил нашего незапланированного съезда с маршрута.

КРАСОТЫ ГОРНОГО АЛТАЯ

– Дальше наши полноприводные корабли двинулись в сторону Горного Алтая, – продолжает Олег. – Дорога на территории России очень радовала. Гладкая асфальтовая лента не имела ни единой выбоины, и всё же дух путешествий вновь повёл в сторону от трассы. На указателе «Сростки» мы свернули с маршрута…
«Сростки» оказались очень занятным местом. Всё село было буквально… музеем! Музеем имени Василия Шукшина. Дом, где Шукшин жил, школа, где он учился, даже обычный продуктовый магазин с тематическим названием «Калина красная». Мы повспоминали былые фильмы и отправились дальше.

maga2
…Чуйский тракт вёл вдоль реки Катунь, по прекрасным и умиротворённым местам горного Алтая. К концу третьего дня путешествия от красот Алтая просто кружилась голова. Казалось, что если такие фантастические красоты будут на всём пути, то психика просто не выдержит такого эмоционального перенасыщения. На душе было даже радостно, что скоро появятся привычные степи, но уже в Монголии.
И вот внезапно после очередного зелёного холма мы выехали на совершенно ровное плато в окружении гор!
Внезапно пришло озарение: видимо, это и есть Монгольское плато, которое удивительная фантазия природыmaga3 раскинула посреди хребта Монгольского Алтая.
По пути монгольского маршрута нам попадались живописнейшие места. И покрытые зеленью холмы, и искрящиеся реки, и много-много чистейших озёр. На одно из таких озёр мы и свернули отведать монгольской рыбки.
Озеро Хяргаас Нуур одно из многих в Котловине Больших Озёр Монголии. Прозрачная вода окаймлена скальными берегами, покрытыми белым известковым налётом. В водах озера водится эндемичный алтайский осман. Честно признаться, мы взяли одного попробовать. Очень вкусная рыба. Хотелось бы остаться на белых скалах озера с чистейшей водой и подольше порыбачить под напевный гомон птиц, но дорога звала дальше…

ВОЛШЕБНАЯ ЗЕЛЕНЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

…Улан-Удэ покинули под вечер – пришлось ждать лодки, которые были заказаны заранее, ещё до поездки, а везли их для нас из Иркутска на поезде. Ветер странствий тянул в сторону Якутска, там мы должны были встретить остальных участников экспедиции, которые, из-за нехватки отпускного времени летели до столицы Якутии на самолёте.
Путь пролегал по холмистой местности, и если бы не было этих постоянных подъёмов, возможно, лес и не выглядел бы таким огромным. Когда машины поднимались на очередной холм, открывалась потрясающая панорама на окружающий мир, и взгляд терялся от бескрайнего моря зелени. Полотно дороги казалось тонкой лентой на изумрудной лиственной глади. На протяжении всей дороги взгляд цеплялся за каждое деревце, каждый листочек. Хотелось впитать в себя тот свежий, живой, изумрудный цвет, сохранить его, чтобы потом, вернувшись на родину, в бескрайние желтые степи, помнить об этом празднике зелени.
Когда глаза пресытились непривычной зеленью, стало понятно, лес – не сплошное море. На пути встречались и пролески молодой поросли и, конечно, дремучие участки, с таинственным туманом среди старых деревьев.

maga04
ИСЧЕЗАЮЩИЕ ДОРОГИ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ

Имён у Колымской трассы уйма, но чаще всего в народе бытует название – дорога на костях. Говорят,maga4 умерших заключённых, строивших дорогу, закапывали прямо под трассой. Насколько это правда, я сказать не берусь. И тем не менее вопреки всем страшным историям задача была проехать именно по этой трас-се. Наиболее интересен же был участок Старой Колымской трассы. Он начинается с Оймякона и заканчивается Кадыкчаном. Сюда съезжаются всё уважающие себя джиперы Евразии. Мы тоже поехали, но… не осилили её.
Именно в 2014 году зафиксировали наибольший уровень воды с 1936 года. Слишком много воды. По дороге мы познакомились с русскими ребятами, приехавшими из Чехии, и пытались пройти участок вместе, в четыре машины, но чем дальше пробивались вперёд, тем полноводнее становились реки, а дороги превращались в месиво. После ночёвки на реке Аян-Юрях было принято решение возвращаться на Новую Колымскую трассу, навстречу Магадану.
Дух путешествий вздохнул внутри каждого участника экспедиции и направил взор в сторону города на берегах Охотского моря.


МАГАДАН, МОРЕ И РЫБАЛКА…

Конечная точка путешествия – город Магадан – встретил ужасными последствиями паводка. Как только мы въехали в город, сразу начали обсуждение нашего основного мероприятия, из-за которого отчасти и случилось наше путешествие – недельный сплав на лодках по реке Сеймкан. Но по всей области был объявлен режим ЧС, поэтому идти в таких условиях на сплав означало огромный риск! Встал нелёгкий выбор. Пока принималось решение, мы не теряли времени даром и снарядились на морскую рыбалку.

maga5
Наняли катер и первым делом двинулись до полуострова Кони. Место почти мифическое и для местных жителей знаковое. Однако здесь нас интересовала отнюдь не рыбалка. Очень хотелось увидеть касаток, но не повезло… Так как Кони является особо охраняемым заповедником Тауйской губы Охотского моря и находиться там без специального разрешения строжайше запрещено, задержались мы там недолго. Сделав несколько фото и видеокадров прибрежных скал, пошли в места, разрешённые для ловли рыбы, – к острову Завьялова.
От сумасшедшего клёва у острова Завьялова мы быстро забыли про касаток. Буквально опускаешь maga06леску с грузилом и через пару секунд тут же вынимаешь её обратно с какой-нибудь рыбиной. Чего мы только там не наловили – и треску, и минтая, и огромного бычка, и ерша. Чуть ближе к острову поймали камбалу.
Погода в этих местах суровая, с сильным ветром, температура за всё время рыбалки не поднималась выше 10 градусов.
Но как бы нам ни нравились суровая красота и богатства Охотского моря, ветер странствий уже нагостился и задул в сторону дома…

ПОДАРКИ КОЛЫМЫ

Обратную дорогу вновь было решено попробовать проехать по С.К.Т., этот участок Ночёвка на реке Кон-Юрях буквально манил нас. Ко всему прочему, мы надеялись, что вода за неделю, проведённую в Магадане, уже спала.
Целые сутки мы упорно пытались пройти этот злополучный участок трассы, но то ли силы иссякли, то ли кончилось терпение, однако было принято решение попробовать пройти участок с другой стороны.

maga6
Первые несколько километров и вправду казались несложными, но, уже осознавшие коварную природу Дальнего Востока, мы не уповали на эту простоту. И не ошиблись. Спокойно проехав небольшой участок трассы, потратили двое суток на преодоление остальной части дороги. Что только ни встретилось на пути: непроходимый бурелом, высокая вода. Приходилось строить мосты и пропиливать дорогу сквозь брёвна. Все два дня вертелась одна только мысль: «Если тут такое творится, что же там дальше…» Пройдя эти преграды, мы добились своего, замкнули круг, преодолели эту тяжёлую Староколымскую трассу.
Довольные своей работой, продолжили путь. Впереди – долгая дорога домой. На рубеже ночи и утра, у берегов неизвестной реки, Старая Колыма преподнесла прощальный подарок…
На подъезде к реке застопорился целый автопарк посреди диких лесов. Стоянка пустых уазиков и джипов. Вскоре стало ясно, что же случилось. Мост, по которому мы уже два раза спокойно проезжали просто «сложился».
Однако утро развеяло страхи, по мосту можно было пройти пешком. Ребята отправились в ближайший посёлок Тамтор. Самое интересное и приятное – это отношение местных жителей к чужой беде. Видимо, на них действует волшебная фраза: «Людям надо помочь». Для попавших в беду путешественников и магазины открыли, и бензин где-то нашли. Подзаправившись, повернули обратно, благо мосты, что возводили на всём сложнейшем участке трассы, остались, это и помогло проехать его всего за сутки.

КРАЙ КОНТРАСТОВ, МЁРТВОЕ И ЖИВОЕ

Новая Колымская трасса не предвещала никаких проблем, поэтому было решено заехать в небезызвестный город Кадыкчан. Стоит и умирает он по автодороге Магадан – Усть-Нера, совсем недалеко от вполне живого Сусумана. Кадычкан – город-призрак, окончательно умерший после развала СССР. Пустые глазницы многоэтажных домов, покорёженные административные здания – жуткое место. А серые свинцовые тучи, застилавшие небо, добавляли пейзажу безысходности.

maga7
Надо сказать, район на Колымской трассе вообще очень контрастный. Поселения подобные Кадыкчану соседствуют с новыми городками и посёлками на протяжении всей трассы. В одном из подобных полуразрушенных посёлков мы даже остановились на ночёвку. Нашли заброшенный домик, забрались на второй этаж, а утро встретили в копоти и дыму, выяснилось, что на первом этаже тоже кто-то обитал.

ДОРОГА ДОМОЙ

По дороге домой особых приключений не ожидалось. Выезжая из России в Казахстан, сразу чувствуешь чёткую разницу. Исчезло хорошее дорожное покрытие, разметки и знаки. Хотя в Алматинской области нас очень обрадовало строительство новой трассы Алматы – Капшагай. Было видно – делают на совесть. Может, и у нас когда-нибудь будут отличные дороги.
В начале сентября мы наконец-то вернулись домой.
Познавая красоты чужой страны, свою родную природу начинаешь любить ещё сильнее.

Фото предоставлены участниками FJ Club

Метки:

Ваш комментарий