Работники Мамлютского зоологического заказника в СКО спасают диких животных от голода

С февраля по март в такую снежную зиму – самое трудное время для лесных жителей. Они не могут достать корм из-под глубокого снега, вот мы и обеспечиваем зверям трехразовое питание. Закладываем корма на специально отведенных площадках по понедельникам, средам и пятницам», – рассказал «Литеру» Каирбек Касенов, директор государственного лесного учреждения «Мамлютское».

Лесное население в этом зоологическом заказнике составляют лоси, косули и кабаны, численность которых трудно поддается подсчету. Поскольку содержание в заказнике не вольерное, звери постоянно мигрируют в поисках корма по территории области и в ближайшее российское приграничье. Поэтому управление природных ресурсов оперирует общими данными. В четырех имеющихся на территории Северного Приишимья заказниках, по их сведениям, сегодня обитают 1 865 косуль, 38 лосей и 838 маралов и оленей. Кабанов только в Мамлютском заказнике 80 голов. Чтобы все это зверье пережило одну из самых снежных за последние годы зим, сотрудниками управления природных ресурсов для них заготовлено свыше 100 центнеров сена, 400 центнеров соломы, 101 тонна фуража и свыше 12 тысяч кормовых веников. К слову, в выполнении звериной продовольственной программы активное участие принимала молодежь – участники движения «Жасыл ел», которые заготавливали ветки.
В рационе диких животных обязательно должны быть витамины и микроэлементы, поэтому в кормушках и на откормочных площадках егери обязательно оставляют так называемые «лизунки». Соли для зверей заготовлено на зиму 60 тонн. Для подкормки также припасено 100 тонн мела. По словам Каирбека Касенова, кормов вполне достаточно, чтобы не только сохранить поголовье, но также для размножения животных.
У каждого зверя свои повадки, и егери охотно о них рассказывают. Егерь Валерий Новиков, который работает на своем лесном посту уже 45 лет, говорит, что самый страшный и злобный зверь – это кабан, но и тот узнает руку кормящую и никогда не нападет на человека, если только его не ранят браконьеры, которые захаживают в заказник.
– Кабан – зверь ночной, людей не подпускает. Но и к нему можно подойти чуть не вплотную, когда он выходит из леса на откормочную площадку. Только идти надо с подветренной стороны, зрение у него плохое, но слух и чутье – отменные. А вот молодняк совсем человека не боится. Ему в такую голодную зиму, как эта, совсем корма не достается. Взрослые его швыряют, только визг стоит. Поэтому, когда мы отходы зерновые привозим, пока площадку чистим, чтобы высыпать корм, они уже залазят на сани и теребят мешки, – смеется Валерий Новиков.
К слову, кабаньи тропки ведут не только на откормочные площадки на опушке леса, который в этом заказнике занимает 12 тысяч гектаров. Кабаний молодняк протоптал дорожку и к домику самого егеря.
– Много корма свалили этой зимой возле моего дома. Так они, елки-зеленые, вечером прямой наводкой бегут ко мне во двор. Каждую ночь визг стоит. Выйду на улицу, прогоню, а через час-полтора они снова под окнами визжат. Мне не жалко корма, если бы ели аккуратно, а то они разворошат все, – говорит Новиков.
Ареал обитания лесного населения ввиду суровых условий этой зимы с 54 тысяч гектаров – таков размер Мамлютского заказника – сузился до размеров болота близ домика егеря. Говорят, звери всегда жмутся друг к дружке и к человеку, когда возникает опасность. Там, на болоте, в кустах ивняка, звери переживут и эту зиму под опекой сотрудников управления природных ресурсов, которая продлится до самого апреля, пока не растает снег.

Зауре ЖУМАЛИЕВА, фото автора, “Литер”

Петропавловск

Комментарии

  1. ОтветитьЖучков Александер
     

    super

Ваш комментарий