Из серии публикаций известного краеведа, писателя-натуралиста, фотохудожника Александра ЛУХТАНОВА о легендарных исторических личностях – исследователях Казахстана.
На рубеже XIX–XX веков началось изучение гор Сергеем Евгеньевичем Дмитриевым (1861–1931). Дмитриева можно смело отнести к тем пытливым и одержимым любителям-самоучкам, которые в своих исследованиях далеко опередили специалистов – образованных и опытных профессионалов и внесли неоценимый вклад в науку.
Он стал первым в описании и изучении ледников Северного Тянь-Шаня. Если до него у учёных вызывали интерес лишь самые крупные ледники Средней Азии, такие как в горной группе Хан-Тенгри, или ледники, дающие начало Сырдарье (группа Акшийряк), или у перевала Музарт, имеющего важное стратегическое значение, то Дмитриев задался целью проследить закономерности малых ледников, считая, что именно они могут дать ответы на многие интересующие науку и хозяйство вопросы. Да и возможности его были ограниченны, он не мог организовывать большие, дорогостоящие экспедиции. Жизнь его складывалась нелегко, и в начале его трудового пути ничто не говорило о деятельности в области гляциологии.
С. Е. Дмитриев родился в 1861 году в Нижегородской губернии в бедной семье бывшего солдата. Он рано потерял родителей и, будучи старшим в семье (ему было 15 лет), остался кормильцем. Именно нужда заставила его поступить в Казанский ветеринарный институт, хотя тяга была к естественным наукам, к изучению жизни природы. Жизнь же вынудила его быть военным: он начал службу в Первом казачьем Сибирском полку, расквартированном в захолустном Джаркенте. Но деятельность его не ограничивалась исполнением обязанностей полкового ветеринара, его пытливый ум искал и другие способы реализации своих способностей. Бывая по долгу службы на летних пастбищах высоко в горах, он не мог не обратить внимание на ледниковые потоки, спускающиеся с горных вершин. Он стал читать геологическую и географическую литературу, составляя описание новых местностей, посылал их в Русское географическое общество и вскоре стал его членом.
Первыми его работами в области гляциологии были описание и изучение жизни ледников южной части Джунгарского Алатау в верховьях Тышкана, Чижина и Бурхата, которые он произвёл ещё в 1896–1899 годах совместно с пржевальским краеведом Я. И. Корольковым и молодым поручиком Б. П. Кареевым.
Будучи переведён в Верный, Дмитриев занялся изучением ледников Заилийского Алатау. Вначале это были самые близкие к городу ледники Туюксу в истоках реки Малой Алматинки, которые он посетил впервые летом 1902 года, а затем повторно в 1903 и 1905 годах (между прочим, В. В. Сапожников, бывший в том же, 1902 году в Верном, написал, что не стал заниматься изучением ледников Заилийского Алатау именно потому, что в этом уже преуспел Дмитриев). С 1903 года Дмитриев начал изучение самого большого ледникового массива в истоках реки Чилик, у подножия главной вершины Заилийского Алатау пика Талгар и у Чилико-Кеминской горной перемычки, соединяющей хребты Заилийского и Кунгей Алатау.
О каждой из поездок Дмитриев публиковал отчёты в «Известиях» Туркестанского отдела Русского географического общества в Ташкенте. Это общество субсидировало его поездки в 1909 и 1910 годах к ледникам вершины Талгар как с южной, так и с северной стороны. Он открыл, описал и дал названия ледникам Богатырь, Тогузак, Джангырык, Богдановича и около 21 леднику Джунгарского Алатау. Интересна история наименования ледника Богдановича. Сам Дмитриев описывает это так: «Во время Верненского землетрясения, начавшегося 22.12.1910 года, я лично видел, как при сильных повторных ударах куски скал, оторвавшись от вершины, падали на этот ледник (Дмитриев наблюдал это летом 1911 года, так как толчки землетрясения продолжались полтора года. – Прим. авт.), почему ледник и назван мною ледником Богдановича, по имени исследователя Верненского землетрясения 1910 года, профессора К. И. Богдановича».
Дмитриев не делал восхождения из спортивного интереса, но как альпинистское достижение можно отметить переход на лошадях в 1910 году вместе в казахскими проводниками сложного ледового перевала Тогузак высотой 4233 метра, ведущего из верховий Чилика в Левый Талгар.
Дмитриев даже в чисто научных очерках сумел проявить себя поэтом гор, его любовь к высокогорью, вечным снегам вершин и красоте альпики прорывается сквозь скупые фразы с чисто научными выкладками.
Заслуги его перед наукой были отмечены золотой медалью Русского географического общества. В честь Дмитриева другой гляциолог и краевед Алма-Аты В. Горбунов уже в 1930-е годы назвал его именем один из крупнейших ледников Алатау в верховьях реки Левый Талгар.
Но эстафету Дмитриева по изучению ледников Заилийского Алатау приняли сначала В. Городецкий, а затем Н. Пальгов. Уроженец Верного, Владимир Дмитриевич Городецкий (1878–1957) – педагог по профессии, местный краевед и энтузиаст изучения природы и истории Семиречья, с 1915 года проводил гляциологические исследования ледников Заилийского Алатау. Городецким впервые описаны ледники истоков Большой Алматинки. Именем Городецкого в 1936 году назван один из открытых им ледников в верховьях реки Озёрной (Большая Алматинка).
В 1921 году в связи с катастрофическим селевым потоком на реке Малой Алматинке, происшедшем 8–9 июля и унесшем десятки человеческих жизней, Алма-Ату посетила ташкентская экспедиция для изучения причин и последствий этого грозного явления природы, руководил которой известный гляциолог и исследователь гор Средней Азии Николай Леопольдович Корженевский (1879–1958). Известен он ещё и тем, что в 1910 году открыл четвёртую по высоте вершину России 7127 м, назвав её именем своей жены Евгении. (Существует рассказ-легенда о том, как сохранилось и даже закрепилось это название в советское время. Ведь тогда было переименовано многое, убраны все «буржуйские имена. Но когда очередь дошла до «Корженевы», имени жены царского полковника, Сталин вдруг расслабился, сказав: «Ладно, пусть останется хоть одно женское имя».
Экспедиция обследовала долину Малой Алматинки, а затем прошла к озеру Иссык-Куль, перевалив через хребты Заилийского и Кунгей Алатау. В этой экспедиции участвовал геолог Сергей Федорович Машковцев, проводивший в 1915 году геологические исследования в верховьях реки Чилик Заилийского Алатау.
Именем Корженевского в 1935 году исследователь и краевед В. Горбунов назвал открытый им ледник Заилийского Алатау в истоках р. Чилик. Как оказалось, это самый крупный ледник Заилийского Алатау. Имя Машковцева осталось в названии ледника в верховьях реки Большой Кемин.
Метки: Александр ЛУХТАНОВ