Александр ВОЛКОВ
Работа гида в некоторой степени схожа с ювелирным мастерством, где в роли знаний выступает драгоценный камень. Метафорически выражаясь, недостаточно иметь алмаз, нужно ещё иметь и грамотную огранку, чтобы он засиял бриллиантовым переливом. Именно поэтому Казахстанская туристская ассоциация (КТА) запустила в Алматы проект по оказанию методической помощи туррынку.
В южной столице сотни туристических фирм, но далеко не в каждой есть гид, способный грамотно преподнести информацию о «Яблочном городе», то есть гиды дают информацию полезную, нужную и интересную, но не всегда она является своевременной. Как раз для того, чтобы минимизировать этот «недостаток», и был проработан комплекс сити-туров, на которых в течение всего сезона, каждую последнюю пятницу месяца будут проводиться тематические экскурсии.
Первый из таких туров состоялся 27 мая, где группа гидов и работников туризма взглянули на город по-новому – в соответствии со всеми канонами обзорной экскурсии, которую возглавил экскурсовод-методист Олег Лютерович.
Олег Григорьевич, для чего создан этот проект?
– Начать стоит с того, что экскурсия – это услуга, – уточняет Лютерович. – И в соответствии с существующим стандартом она должна осуществляться в том случае, если разработан маршрут, причём утверждённый органом дорожной полиции. Также у туркомпании должна существовать технологическая карта этого самого маршрута, где определены объекты, показано время, которое необходимо потратить у каждого объекта, рекомендации по методическим приёмам показов и рассказов. Увы, но на сегодняшний день в Алматы мало гидов, которые работают по всем этим правилам и документам. Экскурсия построена по всем классическим канонам, исключая лишнюю информацию, акцентирую внимание на технических деталях. Именно поэтому на экскурсию были приглашены профессионалы своего дела, гиды и представители туристических фирм.
Может быть, вы можете назвать какие-то цифры, сколько гидов в Алматы работают по канонам?
– Если говорить о цифрах, то сделать это практически невозможно, поскольку статистика по туризму не отражает реальной действительности. До начала девяностых годов, работая в турфирме, мы еженедельно принимали до 70–80 туристских групп со всего Советского Союза, но эта отлаженная система была разрушена в девяностых.
Сегодня на туристском рынке Алматы есть две доминирующие фирмы, все остальные не организуют обзорные экскурсии самостоятельно, а просто дополняют формирующиеся туристические группы на базе двух основных, то есть фактически выполняют роль агентов, посредников. Туризм в упадке! Кратковременный пик притока туристов наблюдается в летнее время, кода открывается сезон отпусков, но говорить о плановой работе, увы, не приходится, в первую очередь потому, что заезды туристов носят спонтанный характер. Нет планового приёма туристов в городе – отсюда все проблемы, включая статистику.
Как определялся маршрут обзорной экскурсии?
– Существует наука – экскурсоведение, которая и предписывает, каким образом отбираются объекты. Ведь есть чёткие требования к отбираемым объектам, требования к построению маршрута, которые необходимо выдерживать. И это мозоль сегодняшнего туризма, поскольку в обзорную экскурсию могут включить, как ВСК «Медео», так и Парк Первого Президента, а это неправильно. Ведь тот же парк – это самостоятельный объект, который требует к себе внимания, причём он включен в маршрут вечерней Алматы, а не дневной. Конечно, эти и другие объекты могут быть включены в экскурсию, но это уже будет не обзорная, а комплексная экскурсия. В черте города может быть множество самостоятельных экскурсий, это и архитектурная, и литературная, и экскурсия по периодам застройки, а обзорная – она в общем говорит о всех вышеперечисленных подтемах.
Со слов Олега Григорьевича, алматинским гидам приходится в буквальном смысле изощряться для того, чтобы показать туристу ту или иную достопримечательность. Выше уже отмечалось, что маршрут экскурсии должен быть заверен в органах дорожной полиции. Но время идёт, в городе проводятся реконструкции улиц и вводятся новые дорожные знаки и разметка, которые ограничивают туристическую сферу. Так, из-за «нововведений» сейчас очень сложно показать туристам площадь им. Абая, в первую очередь из-за банального отсутствия парковочного места. Что интересно, раньше такая возможность представлялась – около Дворца Республики, но сейчас из-за разного рода бюрократических коллизий и новых «закрытых» на шлагбаум территорий, разрешение получить не удаётся.
Если углубиться в тему, то таких «подводных камней» окажется хоть отбавляй, что в конечном итоге негативно сказывается на туризме в целом. КТА на своём примере показала, что если двигаться к заданной цели, пусть даже небольшими шагами, можно навести порядок во всём экскурсоводческом сегменте.
Олег Григорьевич Лютерович работает в туризме с 1975 года, кандидат наук, заслуженный работник туризма РК, защитил диссертацию на тему «Подготовка экскурсоводов», активно занимается экскурсионными проблемами и написанием методических пособий.
Фото автора