«Мрак» лесной отрасли

«Мрак» лесной отрасли

В первом номере журнала 2017 года был опубликован материал «Ликвидация лесопромышленной деятельности», в котором говорилось о возникших проблемах в лесной отрасли Восточно-Казахстанской области. Причиной стало то, что фонды рубок, отведённые и согласованные на 2017 год, пришли не в срок (в декабре предыдущего года), а лишь в середине января года настоящего в урезанном виде, с полным исключением всех санитарно-выборочных и сплошных санитарных рубок.

Предлагаем вам ознакомиться с вопросами от редакции в адрес Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и ответом комитета, а также комментариями представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова на данные комитетом ответы.

Письмо от редакции в адрес Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

pismo_v_komitet_1

pismo_v_komitet_2

Ответ на вопросы редакции из Комитета лесного хозяйства и животного мира.

pismo1

pismo2

pismo3

pismo4

pismo5

pismo6

Комментарии представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова, на данные Комитетом ответы.

  1. По вопросу исследования итогов моратория на рубки главного пользования в хвойном хозяйстве.

Как вы знаете, в 2004 году введен мораторий на рубки главного пользования в хвойном хозяйстве. Научное исследование итогов моратория на рубки главного пользования по хвойному хозяйству проведено в 2013 году Алтайским филиалом ТОО «Казахский научно-исследовательский институт лесного хозяйства» (копия прилагается). По рекомендациям Казахского научно-исследовательского института лесного хозяйства добровольно выборочные и постепенные рубки переведены на узколесосечные рубки и пересмотрены возраста рубок.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Никаких рекомендаций по изменению возрастов рубок на момент их ввода в 2009 году не существовало. Кроме того, рекомендации это ведь не научные исследования, которые должна была проводить наука и которые дальше должен использовать комитет. При введении новых возрастов рубок комитет ссылался на приказ от 1970 года, когда серьёзные научные исследования привели к принятию возрастов рубок обоснованно и на основании непосредственного проведения научных исследований, наблюдений и т. д.».

  1. По вопросу введения запрета на проведение санитарных рубок в хвойном хозяйстве.

В целях сохранения хвойных лесов комитетом принят приказ от 22 декабря 2016 года № 287 «О ведении запрета на проведение санитарных рубок в хвойных насаждениях на участках государственного лесного фонда» (зарегистрирован в МЮ РК от 19 января 2017 года № 14690).

Необходимо отметить, что до принятия этого решения указанный вопрос широко обсуждался со всеми заинтересованными органами и организациями республики (территориальные подразделения лесного хозяйства и животного мира, государственные лесовладельцы, долгосрочные лесопользователи, неправительственные организации, Национальная палата предпринимателей) с участием депутатов Мажилиса и Сената Парламента.

В целом все заинтересованные организации поддержали введение временного запрета на осуществление санитарных рубок в хвойных насаждениях республики до получения научных обоснований целесообразности их проведения и новых материалов лесоустройства.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Далеко не всё, так как описывают: привлекали в основном теринспекции, находящиеся в подчинении у комитета и министерства, и в том числе тех областей, где нет пихтовых насаждений и, соответственно, нет с ними проблем. Кто же из них будет против? Лесопользователи и госучреждения ВКО такое решение не поддерживали, а предложили компромиссный вариант, который мог бы снизить ущерб для бизнеса и на 2/3 уменьшить объём СВР, снизив их со 100–120 тыс. куб. м до 30–40 тыс. куб. м. А все остальные перечисленные участники не были в ВКО и не захотели выслушать мнение долгосрочных лесопользователей по поводу того, кто же довёл лесопользование, как утверждает комитет, «до развала хвойных пихтовых насаждений». А по нашему мнению, довёл до этого сам комитет, разрешавший все годы (более 13–15 лет) рубить СВР, в том числе и госучреждениям, в местах, где им вздумается. Но на самом деле состояние пихтовых насаждений не такое уж плачевное. На востоке площади лесов, в том числе пихтовых, не сокращаются, а увеличиваются за счёт неучтённых площадей (только официально добавилось не менее 200 тыс. га леса). Значит, состояние лесов хорошее. Растут не только площади лесов, но и запасы. Другое дело, что мы все годы говорим и требуем научно обосновать возраст рубок и, соответственно, сразу станет ясно, насколько омолодили леса области. Как так получилось, что количество перестойных лесов доходило до 70%, а стало не более 15 %, т. е. росчерком пера министра леса привели в идеальное состояние? Видимо, от этого количества деловой древесины не превышает 50% и заболеваемость пихтовых лесов прогрессирует».

Основанием для этого послужило следующее:

  1. Материалам авторского надзора за качеством выполнения лесоустроительных проектов было установлено, что выборочные санитарные рубки проведены с нарушениями в Риддерском учреждении лесного хозяйства, из 34,8 % обследуемой площади 12,7 % площади перешли в категорию вырубок, т.е. фактически проведены сплошные рубки.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Этой причины в актах никто не обозначал. Как нет и официального подтверждения, что после СВР стала пустыня. Хотя мы более 10 лет утверждали, что насаждаемые комитетом СВР приводят к неоправданным потерям древесины, которая после этих рубок во многих местах вываливается. Древесину не использовали, в бюджет средства не попали. Так для чего это нужно? Сразу после окончания 10-летнего моратория на рубку мы настаивали, что необходимо переходить на сплошные рубки, пусть даже небольшими лесосеками».

При проведении выборочных санитарных рубок, по сути, проводилась приисковая рубка деревьев, при которой выбиралась лучшая товарная древесина. Таким образом, цель проведения санитарных рубок по улучшению санитарного состояния лесов лесным учреждением не достигнута. Кроме того, сплошные санитарные рубки проводились на участках, не назначенных лесоустройством.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Интересно, а почему тогда мы не перешли раньше на сплошные рубки, а комитет продолжал их утверждать год за годом? У кого был в этом интерес и в чём он заключался? Видимо, нужно задать вопрос и терринспекции, ведь именно они утверждали СВР перед отправкой в комитет на дальнейшее одобрение. Они ежегодно делали проверки и скрывали, что лесхозы проводят свои СВР там, где им это удобно и выгодно. А у долгосрочников в большинстве своём ещё остались неосвоенные и назначенные лесоустройством СВР, которые они (лесоустройство) официально признали (назначили) для проведения необходимыми и обоснованными».

В Пихтовском учреждении лесного хозяйства неудовлетворительное проведение выборочных санитарных рубок составило 46 % от обследуемой площади.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Процент гораздо меньше, но мы говорим о незаконном назначении СВР всех материалов лесоустройства, а они – о нарушениях, которые не являются нарушением правил отвода СВР».

Восточно-Казахстанской областной территориальной инспекцией лесного хозяйства и животного мира при проведении материалов отвода в период 2014–2016 годов выявлено 97 случаев нарушений Правил отвода и таксации лесосек, когда под видом санитарных рубок отводились в рубку здоровые пихтовые леса.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Но почему не указать, кто конкретно по каждому случаю нарушил и что это за нарушения? И кто допустил, чтобы они произошли, и кто их разрешил и согласовал к рубке? Много актов ежегодно составляет терринспекция, но практически нигде не указаны нарушения правил отвода СВР и практически почти ничего из выявленных нарушений по актам не дошло до судов. Что это? Как же тогда работает инспекция? Если нарушения выявляет прокуратура, то почти всегда дело доходит до суда».

  1. Специалистами Казахского лесоустроительного предприятия и комитета в 2016 году проведён анализ существующего положения по санитарным рубкам в хвойном хозяйстве страны.

По материалам лесоустройства 1961 года по области объёмы рубок формировались за счёт рубок главного пользования (71 %), промежуточного пользования (15 %) и прочих рубок (14 %).

В настоящее время объёмы лесозаготовок формируются за счет рубок главного пользования (19 %), промежуточного пользования (49 %) и прочих рубок (32 %).

Как показал анализ, в процентном отношении резко сократились объёмы рубок главного пользования, при этом в разы выросли рубки промежуточного пользования и прочие рубки.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «По-нашему мнению, данные факты не соответствуют действительности. Главное пользование в лиственном хозяйстве действительно сведено к минимуму. Нет рынка сбыта (отсутствие производств потребителей низкокачественной древесины и рынку эта древесина не нужна). В 1961 году в области было два крупных плитных потребителя любой низкокачественной древесины – заводы ДСП И ДВП, потреблявшие до 270 тыс. древесины плохого качества. А что сейчас? Практика сваливать с «больной головы на здоровую» стала нормой. Объявляют виновной Ассоциацию в отсутствии строительства новых производств, а что делал комитет для увеличения лиственных насаждений в рубку? Или им чем хуже качество лесов, тем лучше? А как же их ответственность за выращенный урожай? Пусть гниёт на корню, чем искать пути их реализации в народное хозяйство и возврат в бюджет затраченных на ведение лесного хозяйства средств (охрана лесов, лесовыращивание и т.д.)»!

  1. По республике объём санитарных рубок выполнен полностью, а в пихтовой зоне выполнен на 136% по материалам лесоустройства.

Казахским лесоустроительным предприятием после проведения лесоустройства в 2009–2014 годах в лесных учреждениях Восточно-Казахстанской области объём санитарных рубок в пихтовых насаждениях был определён в размере 640,4 тыс. куб. м.

За период с 2010 по 2016 год включительно, по данным Восточно-Казахстанской территориальной инспекции, лесными учреждениями пихтовой зоны санитарными рубками было вырублено 855,9 тыс. куб. м.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «С цифрами по республике с какой-то натяжкой можно согласиться. Но почему же никто не реагировал многие годы на нашу критику в адрес руководства комитета за их торговлю лесхозами хвойной древесиной у пня. Просто обдирая бизнес! И, соответственно, сколько лесхозы рубили по СВР хвои и сколько долгосрочники? И сколько вырубили на территориях долгосрочных лесничествах по СВР лесхозы, и, главное, кто согласовывал эти рубки? Этой информации не приводится. Понятно, что если её озвучить, то кто-то должен нести серьёзную ответственность за содеянное за эти годы. В таблице приведён пример освоения СВР рубок за 10 лет».

  1. Отсутствие научных обоснований целесообразности (необходимости) проведения санитарных рубок, заражённых корневой губкой. В результате интенсивных санитарных рубок в период 2004–2014 годов (действие моратория на рубки главного пользования в хвойных насаждениях) значительно уменьшились запасы спелых насаждений.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Не согласны. На уменьшение запасов хвойных насаждений это не повлияло. До 1990 года по области рубилось всеми видами рубок, но в основном сплошными рубками, почти 1 млн. куб. м, а все проведённые лесоустройства не подтверждали снижение площадей хвойных насаждений, несмотря на страшные пожары 1963, 1974 и 2007 годов. Хвойные насаждения практически остались либо на том же уровне, либо частично временно после пожаров восстанавливались через смену пород. А что касается интенсивности рубок с 2004 года, то их годовой объём не превышал  200–220 тыс. куб. м. Так о какой интенсивности можно говорить и утверждать?»

Лесопатологи учреждений лесного хозяйства Восточно-Казахстанской области назначают в санитарную рубку пихтовые насаждения, обосновывая их заражённостью корневой губкой.

При анализе лесоустроительных проектов 1965–1985 годов было отмечено не об отдельных очагах корневой губки, а об общей заражённости пихтовых насаждений в целом по региону, и в насаждениях любых возрастных групп можно найти деревья, повреждённые стволовой гнилью.

Как показывает анализ лесоустроительных материалов, естественный отпад в пихтовых насаждениях, при их общей заражённости корневой губкой, составляет 15–20 куб. м на 1 га, что в пределах естественной нормы.

Санитарные рубки, назначенные по причине заражённости корневой губкой, должны быть определены степенью поражения дерева. Все пихтовые насаждения, назначенные в выборочные рубки по данной причине, определены на основании визуального осмотра по шкале санитарного состояния без закладки пробных площадей. Визуально определить стадию заражения корневой губкой невозможно.

Таким образом, проведение выборочных санитарных рубок по причине заражения корневой губкой имеет слабое обоснование.

В текущем году планируются научные исследования по изучению распространения корневой губки в пихтовых насаждениях с целью обоснования необходимости проведения санитарных рубок.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Что верно, то верно. Материалы 1965–1985 годов правильно отражали снижение и стабилизацию корневой губки, т.к. в эти годы шла значительная по объёмам рубка леса на площадях созревшей древесины, т.е. шло обновление лесов на более молодые леса. При обследовании большинства насаждений четыре года назад специалисты-лесопатологи сделали однозначный вывод: там, где леса омолодили после рубки, заражение достигает 30–35%, а там, где леса доведены до глубокой старости изменением возрастов рубок, заражённость достигает 90–100%. И совершенно не требуется проводить запреты, можно за летне-осенний сезон обследовать все насаждения, но должны это делать не карманные специалисты, а профессионалы-лесопатологи, не зависящие от комитета и, соответственно, от мнения и желания лесного бизнеса. Только правда и ничего кроме правды».

  1. По вопросу предупреждения заинтересованных сторон о предполагаемом введении запрета.

9 сентября 2016 года под председательством вице-министра сельского хозяйства Нысанбаева Е. Н. с участием депутата Сената Парламента Республики Казахстан Плотникова С. В. проведено совещание в г. Усть-Каменогорске с государственными учреждениями лесного хозяйства и лесопользователями Восточно-Казахстанской области по вопросу введения запрета на проведение санитарных рубок в хвойном хозяйстве.

А также неоднократно на совещаниях в режиме видеоконференцсвязи и «круглых столах» с участием депутатов Парламента, местных исполнительных органов, лесовладельцев, лесопользователей, НПО, НПП «Атамекен» широко обсуждался запрет на проведение санитарных рубок в хвойных насаждениях

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Очередное недостоверное извещение о проводимой работе. Уж идеологи комитета должны знать, что по закону проведение отводов лесосек на 2017 год проводось с мая по сентябрь. То есть к моменту проведения «операции» на запрет отводы были проведены и заявки согласованы со всеми инстанциями в области. Уж если что-то задумали, то должны были провести запрет на отвод лесосек и эту работу узаконить, обосновав её в начале года – до мая. А так молчали, молчали, вплоть до 25 декабря не выслали разрешения на фонды, как требуют правила, а прислали только в конце января 2017 года, убрав все хвойные отводы. Вогнали бизнес с заключёнными контрактами на поставку в долговую яму. При этом комитет нарушил все правила, что сам и создал в законах и положениях. Так, комитет при утверждении приказа некорректно сослался на ст. 15 Правил отпуска древесины: Статья 362. Превышение власти или должностных полномочий. Ущерб по запросу каждый долгосрочник предоставит нанесённый им нарушением их прав:

В соответствии с подпунктом 18-20 пункта 1 статьи 13 Лесного кодекса РК были разработаны и утверждены правила отпуска древесины на корню на участках ГЛФ (государственный лесной фонд) (далее  – Правила) приказ МСХ от 27 февраля 2015 года. В соответствии со  ст. 4. Отпуск древесины в порядке рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок на участках государственного лесного фонда, переданных в долгосрочное лесопользование, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и Правилами рубок леса на участках государственного лесного фонда, утвержденными приказом министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 18-02/596 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 11894). В данных правилах чётко регламентируется порядок отпуска древесины на корню на участках ГЛФ.

В частности, в ст. 15 Правил сказано, что «ежегодный размер отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда включает ежегодные объёмы рубок главного пользования (лесосечный фонд), промежуточного пользования, прочих рубок, определяемых в соответствии с лесоустроительными проектами, планами рубок, проектами по расчистке лесных площадей под строительные объекты, разрешениями на проведение сплошных санитарных рубок согласно пункту 2 статьи 93 кодекса». В утративших силу правилах было написано, что ежегодный объём отпуска древесины утверждается уполномоченным органом, как видим в действующих правилах, уполномоченный орган не утверждает ежегодный объем рубок.

В ст. 16 Правил сказано, что «Государственные лесовладельцы формируют сводные материалы на ежегодный отпуск древесины на корню на основании заявок лесопользователей, имеющих право долгосрочного лесопользования, с включением в них собственных заявок на рубки промежуточного пользования и прочие рубки». В данной статье не написано, что лесовладелец должен передавать сводные материалы на ежегодный отпуск в уполномоченный орган на утверждение. Хотя в старой редакции правил было сказано, что «Порядок установления ежегодного размера отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда, проведения подготовительных работ для разработки лесосек, освидетельствования мест рубок и заготовленной древесины определяется уполномоченным органом». То есть была ссылка на Правила установления ежегодного размера отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда, которые определяли порядок формирования ежегодных объемов отпуска древесины на участках государственного лесного фонда по рубкам главного пользования, рубкам промежуточного пользования и прочим рубкам, где в ст. 20. было сказано, что «В соответствии с пунктом 15 Правил отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 2003 года N 1287, объёмы рубок главного, промежуточного пользования, прочих рубок в разрезе государственных лесовладельцев утверждаются уполномоченным органом и в срок до 25 декабря года, предшествующего началу рубок леса, доводятся до государственных лесовладельцев». Правила установления ежегодного размера отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда утратило силу приказом министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 18-06/1085.

В ст. 17. Правил четко написано, что «Отпуск древесины на корню осуществляется на основании материалов отвода и таксации лесосек, разрабатываемых государственными лесовладельцами в соответствии с лесоустроительным проектом, планом рубок, а также с учётом потребностей местного населения в топливной древесине за год до поступления лесосек в рубку». В старой редакции Правил было указано, что «Государственные лесовладельцы производят отвод и материально-денежную оценку лесосек для проведения рубок леса в соответствии с лесоустроительным проектом, планом рубок, а также с учётом потребностей местного населения в топливной древесине за год до поступления лесосек в рубку.
Из вышеизложенного следует, что на сегодняшний момент (исходя из Правил отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда приказ и.о. министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 18-02/178. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 апреля 2015 года № 10679) отпуск древесины на корню осуществляется на основании материалов отвода и таксации лесосек, разрабатываемых государственными лесовладельцами в соответствии с лесоустроительным проектом, планом рубок, и для этого не требуется утверждение ежегодного размера отпуска древесины уполномоченным органом. А сформированные сводные материалы на ежегодный отпуск древесины на корню на основании заявок лесопользователей, имеющих право долгосрочного лесопользования, находятся в КГУ «лесного хозяйства» и не утверждаются уполномоченным органом.

Подтверждением правоты трактования нами закона мы предлагаем вам посмотреть приказы прошлых лет Комитета лесного и охотничьего хозяйства об утверждении объёмов отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда ВКО, где видно, что комитет утверждает объёмы отпуска древесины на корню, ссылаясь на пункт 15 Правил отпуска древесины на корню на участках ГЛФ».

Также ставим вас в известность, что 27.12.2010 года за № 384 был издан приказ за подписью председателя Комитета лесного и охотничьего хозяйства об утверждении лесоустроительного проекта ГУ «Пихтовское лесное хозяйство». В п.1 приказа председатель комитета (уполномоченный орган) утвердил и ввёл в действие лесоустроительный проект.

В соответствии с п. 2 ст. 57 Лесного кодекса РК «Лесоустроительные проекты государственных лесовладений и другие документы лесоустройства, прошедшие государственную экологическую экспертизу, утверждаются уполномоченным органом и являются обязательными нормативными актами для ведения лесного хозяйства, его текущего и перспективного планирования».

При лесоустройстве п.п. 7 п. 1 ст. 55 Лесного кодекса осуществляют «определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования, возрастов рубок главного пользования на участках государственного лесного фонда;

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности:

В приказе незаконно отказано в предоставлении разрешения на рубку ВСР и ССР (сплошных санитарных рубок).

Существуют строго регламентированные правила отпуска древесины на корню, в них расписан порядок отпуска древесины на корню на территории ГЛФ.

  1. Ежегодный размер отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда включает ежегодные объёмы рубок главного пользования (лесосечный фонд), промежуточного пользования, прочих рубок, определяемых в соответствии с лесоустроительными проектами, планами рубок, проектами по расчистке лесных площадей под строительные объекты, разрешениями на проведение сплошных санитарных рубок согласнопункту 2 статьи 93 кодекса.
    16. Государственные лесовладельцы формируют сводные материалы на ежегодный отпуск древесины на корню на основании заявок лесопользователей, имеющих право долгосрочного лесопользования, с включением в них собственных заявок на рубки промежуточного пользования и прочие рубки.
    17. Отпуск древесины на корню осуществляется на основании материалов отвода и таксации лесосек, разрабатываемых государственными лесовладельцами в соответствии с лесоустроительным проектом, планом рубок, а также с учётом потребностей местного населения в топливной древесине за год до поступления лесосек в рубку.
    Отвод и таксация лесосек производятся государственными лесовладельцами в соответствии с
     Правилами отвода и таксации лесосек на участках государственного лесного фонда, утвержденными приказом исполняющего обязанности министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 18-02/161 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10693).
    В соответствии с указанной выше инструкцией долгосрочные лесопользователи подали государственным лесовладельцам свои заявки на ежегодный отпуск древесины на корню на 2017 год. В свою очередь лесхозы сформировали сводные материалы на ежегодный отпуск древесины на корню на основании поданных заявок и материалов отвода. Для сведения, копии всех материалов отвода на 2017 год имеются в природоохранной прокуратуре. Лесовладельцы отправили сводные материалы в управление, т.е., сделав свод, отправили в комитет через теринспекцию. Лесовладельцы и лесозаготовители сделали всё строго в соответствии с действующим законодательством. Комитет, рассмотрев предоставленные сводные материалы без обоснования и мотивации, отказывает в согласовании рубок промежуточного пользования.

У каждого долгосрочника в договоре на аренду есть разрешённые к рубке объёмы, которые Комитет не даёт ему рубить. Лесной кодекс, статья 32. Условия договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда.

В договоре долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда указываются следующие условия:

4) объёмы (размеры) лесопользования.

Из вышеизложенного получается, что комитет своим приказом № 296 от 23.12.16 года грубо нарушил права предпринимателей, которые понесут и уже начинают нести значительный материальный ущерб. Готовятся к их расторжению. На лицо явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов.

Статья 365. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Для сведения, на сегодняшний момент имеются материалы лесоустройства с корректировкой 2016 года, но они ещё не прошли экологическую экспертизу и поэтому являются не действительными. По материалам лесоустройства с корректировкой 2016 года, в Бутаковском лесничестве по главному пользованию расчётная лесосека составляет по узколесосечным рубкам 2347 куб. метров и по добровольно выборочным 70 куб. метров. Итого 2410 кубометров ежегодного пользования по хвойному хозяйству – главное пользование.

Если взять в расчёт, что по рубкам главного пользования отводятся лесосеки за два года, то выходит, что заявка по рубкам главного пользования была подана на основании материалов отвода 2015 года, т.е. по материалам лесоустройства с корректировкой 2014 года, где объём разрешённой рубки составлял 820 куб. метров. Как эту коллизию понимать?

Лесной кодекс гласит: Статья 47. Расчетная лесосека на участках государственного лесного фонда

  1. Расчётная лесосека на участках государственного лесного фонда – норма ежегодной заготовки древесины в порядке рубок главного пользования, устанавливаемая на ревизионный период по каждому государственному лесовладению при лесоустройстве исходя из принципов непрерывности и неистощительности лесопользования.
    Для всей территории республики и территории отдельной её области расчётная лесосека определяется как сумма расчётных лесосек отдельных государственных лесовладений.
    2. Расчётная лесосека на участках государственного лесного фонда утверждается уполномоченным органом в составе лесоустроительного проекта государственного лесовладельца.
    3. В случае передачи лесных ресурсов на участках государственного лесного фонда в долгосрочное лесопользование для заготовки древесины расчётная лесосека при необходимости может устанавливаться для этих участков в порядке, определённом уполномоченным органом.
    4. При изменении границ и состояния государственного лесного фонда, возрастов рубок главного пользования, категорий государственного лесного фонда в расчётную лесосеку вносятся изменения.
    Утверждение измененной расчётной лесосеки на участках государственного лесного фонда производится уполномоченным органом при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

Об утверждении Правил отвода и таксации лесосек на участках государственного лесного фонда

Приказ и.о. министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 18-02/161. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 апреля 2015 года № 1069.

  1. Отвод и таксация лесосек производятся в бесснежный период с 25 мая по 25 октября:
    1) по рубкам главного пользования – за 2 года до поступления лесосек в рубку;
    2) по рубкам промежуточного пользования – за 1 год до рубки;
    3) по прочим рубкам – по фактической необходимости.
    7. Отвод и таксация лесосек для заготовки живицы и древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, а также зоны возможной подсочки древостоев не производится.
    8. Отвод и таксация лесосек не производится при рубке единичных деревьев, рубке отдельных деревьев на участках, отведённых под строения и сооружения, а также при расчистке участков, предназначенных для реконструкции малоценных лесных насаждений, границы которых определены при отводе этих участков.

Об утверждении Методических указаний по учету и определению ущерба, причинённого незаконными порубками леса на территории лесного фонда

Приказ и.о. министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 25-02-02/145. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 мая 2012 года № 7609

  1. Незаконная порубка леса – рубка деревьев и кустарников в лесном фонде Республики Казахстан, в том числе повреждённых и погибших в результате природных, антропогенных и техногенных факторов: без лесорубочного билета; по лесорубочному билету, произведённому с нарушением правил рубок леса на участках государственного лесного фонда, совершенная с нарушением сроков, установленных в лесорубочном билете; рубка в размерах, превышающих расчётную лесосеку.

Статья 340. Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников.

Все нововведения комитета повлекут за собой:

  1. Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд и запрещённых к порубке, кроме деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках, а равно уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняков естественного происхождения, подроста, либо самосев на площадях, предназначенных для воспроизводства лесов и лесоразведения, наказываются штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шестидесяти суток.
    2. Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, входящих в лесной фонд,  наказываются штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток.
    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые:
    1) неоднократно;
    2) лицом с использованием своего служебного положения;
    3) с причинением крупного ущерба;
    4) на особо охраняемых природных территориях,
    наказываются штрафом в размере до пятисот месячных расчётных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до трёхсот часов, либо арестом на срок до девяноста суток, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
    4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершённые преступной группой, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 371. Халатность, статья 370. Бездействие по службе (приказ № 296 подписан 23декабря 2016, довели 16 января 2017 года).

Из-за халатности комитета лесопользователи вынуждены были простаивать 16 дней, не работать, что повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций, госслужбе (ст. 507. Необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством Республики Казахстан, либо её задержка, передача недостоверной или неполной информации.

Ответ комитета на четвёртый вопрос по поводу проведения отвода и таксации лесосек.

В комитете отсутствует информация по выделению средств на проведение отвода и таксации лесосек, так как данные мероприятия финансируются из местного бюджета. По данному вопросу необходимо обратиться в Управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Восточно-Казахстанской области.

Материалы отвода и таксации лесосек сохраняются и будут использованы после снятия запрета.

 

  1. По вопросу проведения исследований на регуляторное воздействие приказа о введении запрета на осуществление санитарных рубок ухудшения состояния лесов.

В соответствии с действующим законодательством анализ регуляторного воздействия проводится на новые нормы, вводимые в законодательные акты, предусматривающие наложение новых требований к субъектам малого и среднего бизнеса.

Приказ от 22 декабря 2016 года № 287 был утверждён в соответствии с требованиями подпункта 18-43 статьи 13 кодекса, указанная норма действует с 2003 года и проведение анализа регуляторного воздействия по ней не требуется.

 Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Значит, никто не будет нести ответственность за серьёзное сокращение рабочих мест и доходов бюджета?».

  1. 6. По вопросу обеспечения местного населения топливными дровами.

В целом по области расчётная лесосека по лиственному хозяйству составляет 988 тыс. куб. м. Ежегодно она осваивается не более чем на 2%. Если следовать вопросу о нехватке дров населению, то необязательно оттапливать дома хвойной деловой древесиной, для этих целей населением используется лиственная древесина, отходы лесозаготовок от рубок главного пользования, а также древесина от уборки ликвидной захламлённости, рубок ухода за лесом.

По информации Восточно-Казахстанской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира на зимний сезон 2016-2017 годов население полностью обеспечено дровами, включая самые отдалённые районы, так как заготовка дров осуществлялась до введения запрета.

В настоящее время комитетом утверждены объёмы санитарных рубок в лиственных хозяйствах по государственным учреждениям лесного хозяйства для обеспечения местного населения топливными дровами.

Лесными учреждениями в конце 2016 года делались специальные запросы по районам области о необходимости обеспечения населения дровяной древесиной, на эти цели согласован отпуск древесины на 2017 год в объёме 113,5 тыс. куб. м.

  1. По вопросу отмены приказа комитета.

В настоящее время лесопользователи не хотят рубить рубками главного пользования даже пихту, предпочитая рубить хвойный лес только санитарными рубками (выбирается лучшая древесина, попенная плата значительно ниже, чем при главном пользовании, нет ограничений ни по площади, ни по запасу), и ведутся эти разговоры только для того, чтобы получить доступ к рубке пихтовых насаждений посредством санитарных рубок.

 Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Рубить согласны все, но этих отводов на сегодня нет, а те, что были сделаны в 2016 году отменены и чтобы что-то рубить сегодня сначала надо провести отводы в натуре после схода снежного покрова, и провести всю процедуру согласования, так что к рубке в соответствии с законом можно в лучшем случае приступить в августе, а там и до зимы рукой подать. Вот такая арифметика. Тем самым комитет, чтобы снять напряжение, подталкивает лесопользователей и лесовладельцев провести фиктивные отводы на бумаге. Но если это вскроется, то нести серьёзную ответственность будут все кроме комитета».

В 2003 году с принятием нового Лесного кодекса в республике был введён механизм закрепления участков государственного лесного фонда в долгосрочное лесопользование.

При введении указанного механизма преследовались следующие цели:

  • Снижение нагрузки на республиканский и местный бюджеты по вопросам охраны лесов от пожаров, воспроизводства лесов, борьбе с незаконными рубками.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Так и снизили реально».

  • Развитие малого и среднего бизнеса в сфере деревообработки, рационального использования лесных ресурсов, создание новых производств и углубленная переработка древесины.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «А что сделано комитетом? Программу развития лесной промышленности начали делать, деньги освоили, а потом программу похоронили. Более года над ней корпели лучшие умы. А итог один».

3) Увеличение поступлений в бюджет за счёт производства товаров с увеличенной добавленной стоимостью.

Необходимо отметить, что до приобретения независимости в республике заготовкой древесины занимались государственные предприятия (Казлес, лесохозяйственные предприятия), переработкой получаемой древесины занимались также государственные предприятия (завод ДВП и ДСП, цеха по выпуску товаров широкого потребления в лесных хозяйствах).

Получаемая продукция широко использовалась в мебельной, химической и лёгкой промышленности.

В свое время была разработана Программа развития деревообрабатывающей промышленности в Восточно-Казахстанской области на 2006–2015 годы».

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Эту программу разработала наша Ассоциация, и только она одна. Остальные все уклонились, соответственно, и сотрудники комитета. Инициатором её написания были Резанов В. и Чернецкий В. Они её и готовили. Поддержал аким области и начал её осуществление».

Концепция развития деревообрабатывающей отрасли Восточно-Казахстанской области базировалась на организации кластера, центром которого является реализация проекта «Строительство завода древесно-стружечных плит и производство деревообработки с глубокой переработкой древесины на базе ТОО «Шыгыс-Агаш KZ», производство которого основывается на утилизации низкокачественной и низкотоварной древесины при проведении рубок ухода, использовании лиственных перестойных насаждений, сосновых горельников, а также утилизации древесных отходов.

Конечный результат – производство древесно-стружечных плит для производства мебели и применения их в строительной индустрии.

Ожидаемые результаты:

  1. Вывод из системного кризиса деревообрабатывающей отрасли области.
  2. Воссоздание высокоэффективных, рентабельных, конкурентоспособных, комплексных и безотходных технологий древесины и древесных отходов в продукцию с высокой добавленной стоимостью.
  3. Увеличение поступлений налогов в размере 473,5 млн. тенге ежегодно.
  4. Производство 140 тыс. куб. м ДСП, в том числе 70 тыс. куб. м ламинированных, что обеспечит выпуск мебели на 125 млн. долларов США.

Предусматривалось развитие сети малых предприятий, занятых переработкой ДСП. Это повлекло бы за собой развитие лесозаготовок в лиственных лесах, создание дополнительных рабочих мест для 580–600 человек.

 Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «Скромно забыли указать, что, несмотря на все препоны, этот проект ТОО «Шыгыс Агаш» был осуществлён в первой очереди на 100%. Было запущено производство лесопиления, производство деревянного клееного бруса для деревянных домов, производство окон и дверей, сушка древесины. Но в стране не нашлось людей, которые не позволили бы разорить предприятие и распродать оборудование банком исходя из непонятных интересов. Об этом беспределе знали и в комитете. Все приведённые цифры соответствуют действительности, и для этой программы были подготовлены бизнес-планы, найден инвестор и многое другое. Было доказано, что не только можем считать и планировать, но и созидать. А в настоящее время законотворчество комитета, по-нашему мнению, напрочь отбило всех инвесторов от отрасли, видимо, на десятилетия. Так что ожидать развития пока сложно».

За время действия механизма долгосрочного лесопользования (13 лет) Ассоциация предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности Восточно-Казахстанской области не приняла меры по переоснащению оставшихся производств, внедрению новых технологий углубленной переработки древесины.

Комментарий представителя Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимира Резанова: «А за что отвечает комитет в развитии всего лесного сектора, когда он своими законотворческими крючками полностью перекрыл инвестициям возможность прийти в бизнес по лесу?».

Анализ работы лесного сектора экономики за 10 лет в горных лесах области проведенный Ассоциацией совместно с Управлением природных ресурсов и регулирования природопользования, Палатой предпринимателей

Сводная таблица № 1

Выделенные объёмы и освоение лесосечного фонда по области за период 2003–2013 годов

les1

Примечание: лесничества были переданы в долгосрочное лесопользование в 2005 году. С 2005 по 2012 год долгосрочниками было заготовлено 239,6 тыс. куб. м, в том числе 104,7 тыс. куб. м хвойных пород. Государственными лесовладельцами за этот же период времени было заготовлено 1360,6 тыс. куб. м, в том числе 1118,6 тыс. куб. м хвойных пород, или в 5,6 раза больше, чем долгосрочниками, объем заготовки, которых составил 15% от общего объема заготовленной древесины и 8,4% хвойных пород.

Данные для сводной таблицы № 1 взяты из ежегодных годовых отчетов Управления природных ресурсов и регулирования природопользования, территориальной инспекции и материалов, утверждаемых ежегодно объёмов разрешённых к рубке Комитетом лесного и охотничьего хозяйства. За 2013 год цифры указаны не в полном объёме.

Как видно из озвученных результатов, лесосырьевые возможности значительные, а отдача крайне маленькая. Среднегодовой объём заготовки древесины 200 тыс. куб. м. Последние 3 года (2014, 2015, 2016) объёмы заготовки стали менее 200 тыс. куб. м и тенденция снижения будет продолжаться.

Основным игроком по лесопользованию является государственный лесовладелец, который сам, не имея возможности вести лесопользование из-за отсутствия кадров, техники, нанимает частную, зачастую случайных приобретателей древесины и продаёт им древесину у пня. При этом право на заготовку у ГУЛХ (на них выписывается лесорубочный билет), они же отчитываются перед статистикой и вносят попенную плату в бюджет, собирая её с приобретателей древесины. Но все приобретатели древесины зачастую остаются в теневой экономике. Никто не проверят приобретателей, как они выплачивают заработную плату, соответственно, налоги, сопутствующие проведению операций с лесом, выплаты с заработной платы и т.д. Создаётся ненормальная конкурентная среда. И всё это продолжается на протяжении 15 лет с разрешения и благословления комитета.

Ваш комментарий