Шёлковая терапия

Олег БЕЛОВ
Возрождающийся Шёлковый путь постепенно наполняется не только промышленным, торговым, но и туристическим содержанием. Тюркский совет приступил к тестированию новых трансграничных туристических маршрутов, объединённых концепцией «Современный Шёлковый путь» (Modern Silk Road).

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». Эту фразу, вырванную из контекста Киплинга, часто используют, чтобы показать непреодолимую разницу между этими частями света. Между тем есть страны, которые уже своим одновременным расположением в Европе и Азии доказывают обратное. К тому же есть государства, в которых Восток и Запад тесно переплелись в силу исторических причин. Именно эти страны – Турция, Казахстан, Азербайджан и Кыргызстан, объединённые тюркской историей, решили вновь наполнить ветром странствий главную дорогу Евразии. Мы также решили протестировать «Современный Шёлковый путь», чтобы понять, насколько он конкурентоспособен, и познакомиться с полезным опытом.

silkroad7

Маршрут начинается в Стамбуле, самом крупном городе на границе Европы и Азии. В Средние века именно здесь, в Константинополе, заканчивали свой путь караваны из Китая. Далее товар двигался, как правило, по морю. Для знакомства с маршрутами «Современного Шёлкового пути» собрались эксперты со всего мира – от США до Сингапура. Но как приветствовать такую пёструю группу на пресс-конференции? На помощь пришёл клип группы AKVAFON «Дай мне руку», в котором команда журнала «Ветер странствий» использует 43 языка.

Директор проекта Пелин Мусабай Баки рассказала нам: «Одним из направлений Тюркского совета, в который входят Турция, Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан, является сотрудничество в области туризма. В 2014 году на 4-м саммите Тюркского совета был представлен проект Modern Silk Road по развитию туристических маршрутов по Шёлковому пути. Затем были выбраны туроператоры в каждой стране, и началась работа. Сейчас двухнедельный маршрут по четырём странам проходит тестирование. Открытие для туристов намечено на март 2018 года. Оно состоится накануне Наурыза. Мы планируем создать гибкую систему маршрутов, чтобы каждый турист мог сам выбрать количество стран, которые он хочет посетить, и степень погружения в каждую страну. По предварительным расчётам, ожидается, что до 2023 года маршруты «Современного Шёлкового пути» посетит более миллиона туристов со всего света».

silkroad5

В поиске землескрёбов

Турция – самое популярное туристическое направление для казахстанцев. Но те, кто был на турецких пляжах, и ни разу не посетил Стамбул, совершают большую ошибку. Площадь между Софийским собором, крупнейшим христианским храмом древности, и величественной мечетью султана Ахмета, своеобразным симметричным ответом, поражает не только своей красотой, но и исторической глубиной. Именно здесь можно почувствовать, как соединяются Европа и Азия. Впрочем, в глубины истории здесь можно погрузиться буквально – на площади находится уникальный музей «Цистерна Базилика» – древнее подземное водохранилище Константинополя.

Ну и какой Шёлковый путь без рынка? Гранд-базар, или Капалы-чарши (Крытый рынок), Стамбула включает 66 улиц и более 4000 магазинов. Ежедневно его посещает свыше полумиллиона человек. Однако если вас интересуют более доступные цены, нужно пройти этот базар насквозь и попасть на открытый рынок.

Ещё больше открытий ждёт туристов во внутренних районах Турции. Город Конья, древняя столица сельджуков, сегодня является духовным центром страны. Несмотря на официальные запреты, ордены суфиев  продолжили здесь своё существование. А танцы вращающихся дервишей стали визитной карточкой этого региона, что активно стало использоваться в сфере туризма. Нужно помнить, что это не простое вращение, а танец-молитва.

Одним из самых явственных напоминаний о Шёлковом пути являются караван-сараи. В каждой стране они имеют свои особенности. В городе Аксарай можно не только осмотреть подобную гостиницу-крепость, но и отведать блюда национальной кухни, которые готовят там специально для туристов.

Подземные лабиринты Каппадокии – пожалуй, самые экзотичные города на маршруте Шёлкового пути. Благодаря сравнительно мягкой вулканической породе дома в этом районе не строили, а выбивали в скалах. Появились целые подземные поселения, вмещавшие до 30 тысяч человек. Многие из них были заселены ранними христианами, скрывавшимися от римлян и арабов. Нам удалось спуститься в Каймаклы, второй по величине из открытых подземных городов. Это своеобразный антипод небоскрёбу, можно сказать землескрёб. Три верхних его этажа открыты для туристов. Но отправляться в этот лабиринт стоит лишь тем, кто не страдает клаустрофобией и излишней полнотой – некоторые проходы слишком узки для любителей фастфуда.

silkroad3

Одним из популярных развлечений в Каппадокии является прогулка на воздушном шаре. Но нужно быть готовым к раннему подъёму в 4 утра, и к тому, что после ожидания в стартовом кафе вам объявят об отмене полёта по метеорологическим причинам. С воздушными потоками здесь не шутят. Именно так произошло с нами и нашими снами. Но мы не в обиде. Каппадокия и без воздушных шаров оставляет неизгладимое впечатление. Чего стоит ночёвка в отеле-пещере, где номера со всеми удобствами выдолблены в скале. Невольно приходит на ум сравнение: во всём мире в пещерах живут бедные люди, а в Каппадокии – люди с нормальным достатком.

По тюркскому Кавказу

Перелёт в Гянджу – второй по величине город Азербайджана, открывает для нас кавказскую часть «Современного Шёлкового пути». Храмы времён Кавказской Албании, культовые сооружения огнепоклонников, величественный мавзолей Имам-заде погружают нас в особую историческую и архитектурную реальность. Жители удалённых районов ездят на старых жигулях, что говорит о непростой доле сельчан. Но в городах есть новые музеи, ведётся реставрация старинных зданий, чувствуется серьёзный подход к истории. Украшением Гянджи стал недавно построенный музей поэтессы XII века Мехсети Гянджеви, рубаи которой переносят нас в эпоху Исламского Возрождения. В музей упирается уютная пешеходная улица Джавад-хан. Нашим градостроителям можно было бы перенять опыт создания пешеходных зон у азербайджанских коллег. На таких улицах сохраняются крупные деревья, новые дома строятся в старинной стилистике, к этому добавляются уютные лавочки, фонари и скульптурные группы. Невольно вспоминаешь разрушаемые одно за другим старые здания в Алматы и пни на месте здоровых деревьев, которые мешали обзору ресторанов и банков.

Древний город Шеки удивляет изысканностью ханского дворца с цветными окнами в технике шебеке. Это здание входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда его строили в XVIII веке, то планировку здания привязали к двум старым платанам, которые уже несколько веков росли на этом месте. Достойный пример уважительного отношения к деревьям.

В Шеки у туристов есть редкая возможность увидеть, как производится шёлк. Конечно, мощность шелкопрядильной фабрики уже не та, что в советские годы, но изделия из натуральной тонкой ткани, давшей импульс дороге между Востоком и Западом, могут войти в вашу коллекцию. Важная особенность шекинских караван-сараев – после реставрации они работают как гостиницы и рестораны, то есть сохраняют свою начальную специализацию.

silkroad4

Археологический заповедник Гобустан с его суперсовременным мульти-медиамузеем – пример того, как превратить петроглифы и древние стоянки в захватывающий рассказ. Как тут не вспомнить наскальные изображения Тамгалы в окрестностях Алматы, куда до сих пор нет нормальной дороги, несмотря на статус ЮНЕСКО. А ведь его солнцеголовые изображения могли стать туристским брендом региона.

Наш кавказский этап заканчивается в Баку. Это настоящий город контрастов, который впечатляет Старым городом и футуристическими зданиями, уютными пешеходными кварталами и современными магистралями. Не случайно здесь снималось множество фильмов, в том числе «Бриллиантовая рука» и «Бондиада». Может быть, кто-то догадается запустить круизный лайнер с именем «Алексей Светлов», который бы возил обликоморальных туристов по каспийским странам, в том числе и в Казахстан.

Сердце Шёлкового пути

В Алматы нас ждало захватывающее шоу охотничьих птиц, прогулка на гору Кок-Тобе и Зелёный базар. Главные исторические объекты ждали нас на юге Казахстана. Ночной поезд перенёс нас в Туркестан, где находится, пожалуй, главное историческое здание страны и духовный центр – мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи. Недалеко от городища Отрар, которое постепенно приобретает явственные черты, нас ждал сюрприз – этноаул «Алаш». Масштабный комплекс с юртами, лавками ремесленников, народными песнями и танцами, национальной кухней, ковром для казахша-курес позволил полностью окунуться в мир казахских традиций.

В Шымкенте нам удалось встретиться с архитектором Бахытжаном Аширбаевым, вице-президентом Союза архитекторов Казахстана.

Бахытжан Кудайбергенович, Узбекистан привлекает туристов прежде всего древними городами – Бухарой, Самаркандом, Хивой. Южный Казахстан во многом утратил своё архитектурное наследие. Есть ли у нас возможность восстановить кварталы древних городов?

– Этот вопрос давно волнует и историков и архитекторов. Южно-Казахстанская область обладает самым большим в Казахстане наследием древней городской культуры. Процесс восстановления уже начался. Туристы, посещающие городища Отрар, Сауран, уже могут увидеть восстановленные ворота. Кроме этих двух городов реконструкции старых кварталов будут проведены в Шымкенте, Туркестане, Сайраме, Турбате, Созаке. Проектирование будет длиться ещё около двух лет. Затем в течение трёх лет будут проводиться строительные работы. Это позволит воссоздать колорит древних городов Шёлкового пути на территории Южного Казахстана, что наверняка отразится на посещении туристов. Но прежде всего это нужно самим казахстанцам, для того чтобы они могли прикоснуться к своей истории, ведь именно здесь в Южном Казахстане располагались столицы Казахского ханства – Созак и Туркестан.

silkroad2

Обязательной частью маршрутов по Жамбылской области является мавзолей Айша-Биби – утончённый памятник любви и верности. От археолога Искандера Торбекова мы узнали, что при его оформлении использовались терракотовые плитки более шестидесяти разновидностей. Некоторые из оригинальных плиток, в том числе с изображением тюльпана, можно увидеть в областном музее.

В Таразе мы наблюдали удивительную метаморфозу. На месте огромного рынка в центре города теперь расположен историко-культурный центр. Доходный рынок перенесли, когда обнаружили на его территории остатки цитадели. Нечастый пример трепетного отношения перед историей.

И дольше века длится путь

Пожалуй, точнее всего кочевой дух Шёлкового пути смогли передать киргизские организаторы маршрута. Они устраивали обеды в просторных палатках на берегу озера или в долине, где проводились конные состязания. Одна из ночёвок была в юрточном городке на высоте 3000 метров, недалеко от крепости Таш-Рабат. Это сооружение на юге Киргизии – одна из интригующих исторических загадок. До сих пор не ясно, кто построил эту крепость – ранние христиане, буддистские монахи или кто-то ещё. В эпоху расцвета Шёлкового пути Таш-Рабат стал спасением для многих караванов.

silkroad1

Посёлок Кочкор встретил нас весёлым этнопредставлением. Причём в программу фольклорного ансамбля вошли не только киргизские, но и цыганские и русские народные композиции. В гостевых домах часто можно увидеть советские плакаты, на фоне которых любят фотографироваться туристы.

Башня Бурана в окрестностях города Токмак в результате землетрясения утратила половину своей высоты. Но и в таком виде 22-метровое сооружение впечатляет своим масштабом и говорит о столичном статусе города Баласагун в эпоху Караханидов.

В Киргизии немного уцелевших памятников древней городской культуры. Но здесь смогли создать новые центры притяжения для туристов. Это этнокомплекс «Супара» в Бишкеке и духовный центр «Рух Ордо» на берегу Иссык-Куля. Стоящие рядом храмы всех мировых религий – это важное послание «Рух Ордо» всему миру. И это не фантазия создателей парка, а реальность Шёлкового пути. Не случайно, во время раскопок средневекового городища Каялык в Алматинской области были обнаружены остатки христианской церкви, мечети и буддистской пагоды, стоящие недалеко друг от друга.

silkroad

Работа над собой

Проект «Современный Шёлковый путь» – это не банальный пляжный отдых, это захватывающее путешествие в историю, к своим корням, в атмосферу и пейзажи главной дороги между Востоком и Западом. Возможно, у него меньше шансов стать массовым направлением, так как подобные путешествия требуют работы духа. Но этот проект очень важен сейчас, как своеобразная терапия для раздираемого противоречиями мира.

Для Казахстана это хороший шанс поднять свои позиции в туризме, понять причины отставания. Важно сделать так, чтобы на первых шагах из аэропорта туристов встречала не орава таксистов бомбил, предлагающих довести за 40 тысяч тенге, а информация о комфортном и предсказуемом общественном транспорте. Чтобы полицейские охотились не за закурившими в пяти метрах от урны иностранцами, а оказывали им реальную помощь. Чтобы исчезло бульдозерное мышление, сметающее старые здания и деревья. Ведь сердце Шёлкового пути, которым мы себя называем, должно быть добрым и любящим.

Фото автора

Ваш комментарий