Галина МУЛЕНКОВА
В Казахстане на парапланах летают там, где есть горы или высокие холмы. Но основное место сбора – плато Ушконыр на запад от южной столицы, где с 70-х годов прошлого столетия проводились чемпионаты СССР по дельтапланерному спорту.
В Алматы желающих полетать всегда было немало, но то, что я увидела на плато Ушконыр на границе лета и осени, меня поразило. Мне доводилось бывать на чемпионатах Казахстана много раз, но в этом году провели ещё и чемпионат СНГ. Народу на горе было столько, что трижды пришлось переставлять машину с места на место, чтобы никому не помешать и чтобы никто не приземлился на крышу. Это был настоящий карнавал красок. Даже оставаясь на земле и наблюдая, как, подавшись вперёд, человек в три прыжка поднимает параплан и отрывается от склона, ощущаешь необъяснимую радость. И в голове каждый раз звучит фраза: «Ух ты!»
В открытом чемпионате РК участвовали 127 спортсменов из Ирана, Китая, Кореи, Польши, России, Украины, Узбекистана, Казахстана. В мужском зачёте отличились спортсмены из Ирана и России, в женском – спортсменки из России и Кореи. В рамках чемпионата СНГ стартовали 70 парапланеристов.
Под горой много мест для посадок: можно смело сесть на любое поле. Командная работа по организации соревнований приносит свои плоды: участники всегда довольны гостеприимством казахстанцев, высокой безопасностью полётов, подбором приземлившихся спортсменов, работой врачей – это и скорая помощь, и дежурный доктор в лагере, где жили участники, ещё один врач летал на параплане и мог оказать помощь пострадавшему, сев рядом с ним. Кроме того, Евгений Орешкин (на фото), который отвечает за организацию соревнований, тоже способен вполне квалифицированно оказать первую помощь.
– У нас есть две организации – это Международная федерация парапланерного спорта, включающая все авиационные виды, – говорит Евгений, – а вторая организация называется Кубок мира. Они проводят альтернативные соревнования, по их правилам все национальные чемпионаты являются предкубком и за участие в них дают рейтинги, чтобы попасть на этапы Кубка мира.
Евгений Орешкин мог стать учителем физики, математики или программистом, а стал одним из основателей парапланеризма в Казахстане.
– Это авиационный вид спорта, и надо помнить, что авиация не может быть безопасной. Тут надо быть профессионалом, а это значит, всю жизнь приходится учиться, то есть проходить стажировки, как это бывает у лётчиков, которых время от времени посылают на тренажёры и курсы переквалификации. Если вы учитесь самостоятельно, что позволяет параплан как летательный аппарат фри-фри, то будете делать ошибки, а в авиации ошибки допускать опасно. Кроме того, надо знать метеорологию.
Орешкин учился в школе ДОСААФ с 14 лет. Сначала освоил полёты на дельтаплане и посвятил этому семь лет, потом увлёкся альпинизмом, а когда появились парапланы, полюбил этот летательный аппарат и стал инструктором.
– Это старая как мир мечта людей подняться в воздух, и параплан – единственный летательный аппарат, который позволяет летать любому человеку, включая детей и инвалидов. Когда в 1998 году я открыл свою школу, желающих было много, но сложная экономическая ситуация не всем давала развернуться. Сейчас нас больше, а для меня хобби превратилось в работу. Я обучаю летать не только новичков, но и спортсменов. Если вы решили стать пилотом, нужно прийти в школу и довериться инструкторам – ведь это хорошо подготовленные люди, которые заинтересованы в том, чтобы у вас всё получилось.
По словам Евгения, написан специальный курс учебной подготовки пилотов, где весь процесс разбит на упражнения, и человек, отрабатывая каждое из них, медленно обучается, постепенно овладевая определёнными навыками. Процесс растянут во времени, появляются отдельные рефлекторные навыки, которые очень нужны пилоту. Некоторые рефлексы делают полёты опасными. Когда же человек на маленьких высотах от этих вредных привычек избавляется, поднимается высота. Во всей авиации самое сложное – это взлёт и посадка, а летать на параплане очень просто, – уверяет Орешкин.
– Не надо прыгать выше головы, надо понимать, что ты делаешь. Необходимо знать ограничения летательного аппарата, а у нас очень медленный летательный аппарат, его балансировочная скорость – 40 км в час. Чем меньше скорость, тем безопаснее летательный аппарат. Параплан прощает кучу ошибок, и если случаются падения, то редко погибает лётчик, а на любом другом летательном аппарате скорость больше. Когда падает самолёт или вертолёт – это катастрофа, у нас – всего лишь лётный инцидент. За счёт того, что аппарат медленный, мы не можем летать в сильный ветер, то есть существуют ограничения по ветру. Мы летаем высоко, далеко, и организация полётов обязательна. Все эти вопросы решаются в клубе, и всё это – основы безопасности, – уверяет Евгений.
Он летал в Индии, в Европе, Австралии и Мексике. Больше желающих летать становится в Казахстане, где, несмотря на то что большая часть территории страны – равнинная, появляются новые дельтадромы. В разных городах открываются новые клубы. Но Ушконыр по-прежнему удерживает лидерство: это воздушное пространство от границы Алматы почти до Курдайского перевала, узкая полоска между горами и дорогой, которую парапланеристы стараются не нарушать. Там летают самолёты, а в горах не везде может проехать машина, чтобы подобрать приземлившегося лётчика. И здесь команда Евгения Орешкина устраивает настоящие улётные карнавалы.
Алматинская область
Фото: Лиза МУЛЕНКОВА
Метки: авиационный вид спорта, Галина МУЛЕНКОВА, Евгений Орешкин, Лиза МУЛЕНКОВА, парапланеристы, плато Ушконыр, федерация парапланерного спорта