Леонид ТРОЦЕНКО
Не случись в сумбурные 90-е годы очередной корректировки истории, можно только представить, каким бы помпезным был праздник в ноябре 2017-го, посвящённый революции в Петрограде, благодаря которой старшее поколение страны искренне верило, что светлые дни впереди, а всё плохое – позади. Пятьдесят лет назад комсомольцы Лениногорска решили сделать подарок будущему поколению. Тем, кто станет свидетелем торжеств, посвящённых 100-летию революционных событий.
…1967 год
Для жителей некогда огромной страны – СССР – тот год был памятным и знаменательным. Исполнялось 50 лет Советской власти. В честь этого трудовые коллективы брали на себя повышенные обязательства, в эксплуатацию досрочно сдавались жилые дома, социально-культурные объекты, производственные мощности. Участвовали в этом движении и жители Лениногорска. На пожелтевших страницах городской газеты череда соответствующих заголовков – «Рождённые Октябрём», «Вдохновлённые юбилеем», «Нерушимая основа социалистического государства». Хорошо это было или плохо – судить не буду. Здесь нет однозначного ответа. Но главная тема – об ином. Инициативе комсомольцев Лениногорска, решивших полстолетия назад сделать подарок будущему поколению. Тем, кто станет свидетелем торжеств, посвящённых 100-летию революционных событий. Все они были в той или иной степени связаны с комбинатом, о котором знали почти все жители СССР.
– Тогда, – говорит Иван Васильевич Егоров, – риддерская легенда туризма и экстремальных путешествий (в молодости он с друзьями на лыжах совершал «променад» от Усть-Каменогорска до Москвы, на вёсельной лодке переплывал Балхаш), – мы, конечно, были романтиками. Искренне верили в идеалы строителей коммунизма, нерушимость братства союзных республик, светлые горизонты СССР. Вместе с единомышленниками из клуба туристов и альпинистов «Искра», действовавшего при Дворце культуры, решили ознаменовать юбилей революции. На одном из советов, где были Алексей Нечепуренко, Миша Галкин, Валя Елизаров, Эльвира Коробейникова, Юра Коробко, Ефим Пивоваров, приняли решение отправить в будущее послание. Не при помощи мифической машины времени, а более прозаическим способом. Сошлись на том, что это должен быть металлический контейнер. Достаточно быстро его изготовили на одном из предприятий города. Благо, что достать тогда листы свинца не составляло особых проблем. Именно из них и сделали нечто подобное пирамиде, размером 50 на 50 сантиметров. После длительных споров определились и с начинкой. В первую очередь туда уложили газеты – «Лениногорскую правду», «Правду», «Неделю», журналы «Турист», брошюры о моде, техническую литературу связанную с деятельностью комбината, значки, открытки, мелкие купюры, монеты. Когда всё было готово, ёмкость запаяли. Унесли далеко в горы. Сделали тогда это молодые альпинисты ради ритуала. Осознания того, что где-то высоко, в поднебесье, по соседству с облаками, под охраной вековых кедров покоится новоявленный клад. Охотников за металлом не опасались. Тогда об этой напасти ещё и не подозревали.
Встреча наша с Иваном Васильевичем состоялась буквально перед тем, как подошёл срок, обусловленный договорённостью, для вскрытия капсулы. Её содержание необходимо было спустить вниз, предать огласке. Дата экспедиции – середина августа. В это время по традиции мало дождей, природные катаклизмы не станут пресловутой палкой в колёсах путешественников. Я тоже принял в ней участие.
Идею поддержал заповедник
Теперь о главном. О восхождении. Которое в памяти всё ещё рельефно, наполнено событиями, яркими мазками недавно минувших дней.
Выражаю коллективное мнение всех, кому на три дня довелось покинуть ради увлекательного путешествия город. Всё прошло слаженно и организованно во многом благодаря руководству Западно-Алтайского государственного природного заповедника. В штабе которого, аналоге военного, разрабатывалась тактика и стратегия, выдавались палатки, спальные мешки. Оговаривались нюансы питания, амуниции. В помощь покорителям вершин была выделена не только вахтовка, не боящаяся бездорожья, но и даже пара лошадей, на которых до начала густых зарослей кедрача была уложена тяжкая поклажа – молотки, топоры, зубила. Без всех этих «прибамбасов» было нереально заглянуть в чрево металлической коробки, покоящейся под облаками пятьдесят лет.
И стар и мал
Да, именно так. И стар и мал были в эти дни объединены одной целю. Если Юрий Иванович Коробко 29 ноября отметит юбилей – ему исполнится 80 лет, то Кирилл Тарасов лишь недавно разменял первую из этих цифр. Мальчугану 8 лет. Но по примеру дедушки – Николая Васильевича Дудченко, он ночевал в палатке, мок под дождём и в туманной субстанции, зависшей над промежуточным лагерем.
Развеяли в очередной раз злобную мужскую молву о слабости дамского пола женщины. Они не только выступали заводилами песенных посиделок у костра, но и безропотно покоряли каменные россыпи, крутизну скал, болота, чащобу кустарника – природных стражей капсулы времени, «выстрелянной» пять десятилетий назад.
– С 2001 года, – поведал Борис Дмитриевич Соловьёв, – живу в северной столице России Санкт-Петербурге. Когда ребята сообщили, что намерены совершить восхождение, сразу решил: обязательно приеду. Жена, конечно, поругалась, мол, ноги болят, а не сидится дома… Сколько лет прошло, а всё ещё хорошо помню, как долго побаливала спина от груза контейнера, который мы тащили на самую вершину, приваливали его камнями, предохраняя от порывов ветра до поры цементирования. Так и оказался в родных местах. Чему откровенно рад. Настоящее возвращение в молодость…
Ветер, дождь и туман
Все эти три составные, при которых согласно поговорке добрый хозяин не выгоняет собаку со двора, не стали преградой на пути к заветной вершине, символически наречённой Юбилейная. Именно там, на высоте 2400 метров над уровнем моря, Анатолием Ивановичем Черепановым была вскрыта металлическая ёмкость. Всё содержимое бережно спущено вниз, в базовый лагерь. В свинцовой пирамиде была оставлена лишь записка с датой, именами смельчаков потревоживших клад поднебесья.
О содержимом. Сохранилось почти всё в первозданном виде. Маленький урон фотоснимкам, газетам, журналам нанёс лишь кусочек концентрата полиметалла, добытого полвека назад шахтёрами Лениногорска. Кое-где он оставил жёлтые отметины. А вот в иных местах даже прожёг бумагу.
Без урона через полувековой рубеж перешагнули наставления о том, как надо экономно расходовать детонирующие шнуры, как действует установка сортировки металлических шнуров. Читая это наставление, один из участников восхождения, работающий на обогатительной фабрике, удивлённо воскликнул: «Так до сих пор эта техника в строю, исправно функционирует».
Не потускнели монеты с барельефом вождя мирового пролетариата Лениным, значки.
Главное – о главном
Отнюдь не ради дебатов, всё же задаюсь в очередной раз вопросом: а возможно, и не стоит так рьяно хулить всё в былых временах? Наотмашь мазать чёрной краской? Ведь у целого поколения той поры были идеалы. Цели. Принципы. Добрые помыслы. О которых рифмой точно сказано в гимне молодых и дерзких: ничто на земле не проходит бесследно, и юность ушедшая всё же бессмертна. Как молоды мы были. Как искренне любили. Как верили в себя…
Восточно-Казахстанская область
Фото из архива автора
Метки: Западно-Алтайский ГНПП, Лениногорск, Леонид ТРОЦЕНКО, Риддер