Владимир ПРОСКУРИН, заслуженный деятель Казахстана, академик МАИН, писатель-краевед
Близится 200-летие со дня рождения Колпаковского Герасима Алексеевича (1819–1896), генерала-пехотинца и кавалериста, российского полководца и войскового атамана
Сибирского казачьего войска, Георгиевского кавалера, дважды удостоенного на фронтах Героя России. Он состоял членом Военного Совета, председателя комиссии по устройству казарм Военного министерства. Кроме военной карьеры генерал Колпаковский значится учёным – этнографом и археологом, путешественником и исследователем Степного края. Кочевники называли его «ханом Великой степи».
Первый Илийский мост в честь губернатора края. Фото Ф. Ордэ
Под седлом атамана губернатор изыскал пограничные земли для переселенцев из Китая, сумел превратить покорность дунган, уйгур и солонов во взаимную межнациональную заинтересованность1. Весну 1872 года Колпаковский встретил в Чугучаке и Сергиополе, на переговорах с губернатором Илийского края Жун Цзюанем. Дипломат Ю. Шюйлер, посетивший Верный осенью 1871 года, как и многие деятели, отметил нравы, обычаи и порядки при нём, его преобразовательную деятельность: «…достаточно даже недолго пробыть в Семиречье, чтобы убедиться в глубоких различиях между администрацией этой провинции и управлением чиновников в Ташкенте»16.
Краеведы Семиречья. На снимке стоят: В. Леденёв, И. Колпаковский. Сидят: О. Бородин, Н. Пантусов, Г. Колпаковский, П. Эйлер, В. Герн
Его жизнь и судьба отражают культурно-историческую память о первом военном губернаторе и первом наказном атамане Семиреченского казачьего войска. Стало быть основателем города Верного, ныне Алматы.
«…Всё было близко его доброму, отеческому сердцу, даже самые мелкие подробности, относящиеся к любимому им городу. И о нём выражается как «родной мне город», – писал его биограф и верненский зодчий П. Гурде10. В речи доктора Н. Л. Зеланда памяти Колпаковского, на день его именин 9 марта 1900 года, сказано: «…о том достойном сеятеле, который бросил первые семена культуры в пустынный дотоле, но богатый от природы Семиреченский край, и который всё равно что основал город Верный… Семиречье полно имени Колпаковского. Если бы о нём не говорили люди, то говорили бы города и поселения, которые он основал, сады и рощи, которые он насадил, дороги, которые он проложил, буйные реки, которые он впервые обуздал мостами, поля сражений, на которых он обращал в бегство варварские полчища, наконец, приюты, богодельни, школы, которые открылись благодаря его стараниям. Это был один из тех редких людей, в руках которых всё то получает жизнь, до чего прикасаются они»4. Не было «…лучшего знатока Семиреченской области и условия путешествий в ней», – писал о Колпаковском П. П. Семёнов-Тян-Шанский17.
Пароход «Колпаковский» по р. Или. Рис. Н. Каразина
Его деятельность в области завоевания и благоустройства Западной Сибири и Туркестанского края сравнивали с деяниями Петра Первого: «…При учреждении генерал-губернаторства Степного края пришлось набирать сотни чиновников для замещения должностей. Благодаря своему умению распознавать людей Колпаковский набрал контингент служащих довольно удачный, а главное, он умел зорко следить за всеми и крепко держать в руках весь служебный персонал… Обладая железным характером и силой воли, он оказался превосходным губернатором вновь образованной области…»2
Колпаковский «был крупным человеком» в больших делах административно-территориальных реформ. «…Созданное генералом Колпаковским носит характер более русский, общегосударственный, доказывающий его высокий государственный талант. Некоторые циркуляры генерала поражают дальновидностью, несмотря на то, что в столь сложном юридическом вопросе пришлось разбираться человеку, воспитанному на войне и проведшему почти всю жизнь в походах…»3
Служебная и личная характеристики – от рядового до генерала и высшего государственного чиновника – отражены в источниках. Колпаковский активно участвовал в работе академий, научных обществ и организаций, внося посильную лепту в дело науки и практики5. Со 2 апреля 1886 года он состоял почётным членом Императорского Русского географического общества (ИРГО), инициатором создания Западно-Сибирского отделения ИРГО и открытия Сибирского университета в Томске. Он являлся попечителем Туркестанского, Семиреченского и Западно-Сибирского учебного округов. По словам председателя Императорского Русского географического общества П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Колпаковский был видным общественным и научным деятелем, содействовал успеху географических экспедиций, изучению истории и материальной культуры народов, движению по изучению производительных и культурных сил 6.
Зоогеограф В. Н. Шнитников писал о значении деятельности генерала Колпаковского для изучения Азиатской России: «…он препровождал в дар научным организациям собранные естественно-исторические коллекции, прося лишь об одном: о сообщении открытия – для сведения, ошибки и упущения – для назидания и урока при будущих подобных работах наших местных офицеров и чиновников, соединяющих выполнение своих административно-служебных задач с посильною деятельностью на пользу науки…»7 В его честь, и его супруги, соратника и благоустроителя Меланьи Колпаковской, были образованы именные стипендии военных корпусов и гимназий, учебных заведений, научных организаций. Среди них Российское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, Общество акклиматизации растений и животных при МГУ, Русское техническое общество, Российское минералогическое общество, Туркестанский отдел Российского общества садоводства, Уральское общество естествознания, Общество омских врачей, Семиреченское местное управление Общества Красного Креста.
В 1883 году Колпаковский возбудил вопрос о передаче из приполярного Берёзова в Омскую казачью церковь (Никольский Войсковой собор) войскового знамени Ермака. За труды по истории казачества и постоянное внимание к его судьбам Колпаковский был выдвинут в почётные члены войскового сословия Сибирского казачества. Генерал строил на свои средства Ташкентский военный собор, учредил в 1885 году комитет по сбору пожертвований для расширения в Омске Воскресенского военного собора. Колпаковский состоял почётным членом православного миссионерского общества и братства радевших за сохранение народной истории и духовной культуры края. Генерал был изображён Преподобным Герасимом на одной из икон православного Туркестана, хранящейся в Иссык-Кульской мужской обители.
С 1853 года начинается увлечение ханты-мансийскими древностями майора Колпаковского, в ту пору Березовского начальника. Он производит раскопки в деревне Карагай Ишимского округа и отправляет в Петербургское археологическое общество бронзовый орнаментированный котёл из Большого скифского кургана. Три другие металлические вазы в 1880 году переданы в музей Западно-Сибирского ИРГО. По воспоминаниям современников Колпаковский занимался археологическими раскопками ещё с кавказского времени, когда он, начинающий офицер, вёл с модлинцами строительство военных крепостей. Во время возведения базы передовой Чеченской линии молодой подпоручик обнаружил 22 августа 1844 года предмет, некогда принадлежавший христианину. После обсуждения столь странной для мусульманских владений находки укрепление было названо Воздвиженским.
Первое описание Березовского и Заилийского краёв, местности Алматы было сделано его другом, исследователем Сибири Н. А. Абрамовым. Благодаря творческой дружбе с Колпаковским составлено «Описание Березовского края». Первая рекогносцировка Семиречья осуществлена военным географом и путешественником М. И. Венюковым. Первые астрономические и метеонаблюдения в Заилийском крае, определение укрепления Верное на глобусе сделаны геодезистом А. Ф. Голубевым, сотрудником главного краеведа России П. П. Семёнова-Тян-Шанского. Плодотворной была и его переписка с Чарльзом Дарвином и отправка ему сортов зерновых, выращиваемых в Семиречье. Многое сделали для успеха учёных экспедиций геолог и сейсмолог И. В. Мушкетов, зоогеограф Н. А. Северцов, путешественник Н. М. Пржевальский и дипломат П. П. Матвеев. Ряд учёных устроитель Степного края зачислял сверх штата в аппарат края для финансирования кабинетных исследований8. В ту военную пору рядом с Колпаковским были пытливые офицеры, отважные путешественники, научные сотрудники и коллеги, известные экспедициями по Заилийскому краю и Прииссыккулью, Илийскому краю, в Кульджу и в Кашгар. Среди них войсковой старшина Д. А. Шайтанов и начальник артиллерии укрепления Верное В. В. Обух, полковник А. А. Кушакевич и его жена Мария Егоровна; ботаники А. Э. Регель и А. М. Фетисов; чиновник особых поручений В. К. фон Герн, который по рекомендации Колпаковского исследовал прииссыккульские древности «киргизского моря»; военный топограф А. А. Шепелев, составитель географической карты Кульджинского района; военный топограф К. А. Ларионов и его жена Вероника Сильвестровна, десятки и сотни других краеведов, деятельность которых не могла бы состояться без прямого содействия генерала Колпаковского. При первом военном губернаторе и наказном атамане Семиречья, возникло шесть городов Заилийского края, выросли областной центр Верный (ныне Алматы), уездный город Джаркент, с населением в двадцать тысяч человек, упрочено 64 казачьих и крестьянских поселения с великолепными мечетями, синагогами и храмами9.
По распоряжению Колпаковского на озере Иссык-Куль начинаются планомерные этнографические и художественные экспедиции, также проводятся выставки, где местные краеведы представляют публике древние вещи и монеты, оружие, восточные рукописи11. Востоковед В. В. Бартольд одним из первых обратил внимание русской научной общественности на остатки древних поселений на дне Иссык-Куля и занятия Г. А. Колпаковского подводной археологией в течение четверти века12. В. В. Бартольд указал на колпаковскую коллекцию древностей, включавшую предметы материальной культуры народов Восточного Туркестана – уйгуров, дунган, сибо, солонов, тангутов, монголов и других народностей. Работы включены в «Этнографический и антропологический альбом народов Семиречья» (1882 г., художники Г. В. Глушков и Н. Г. Хлудов). По распоряжению Колпаковского найденные чаши были оставлены в Ташкенте в качестве экспонатов для будущего музея, монеты переправлены на исследование в Археологическую комиссию С. Г. Строганову13. Отметим отдельной страницей творческую связь Колпаковского с востоковедом Н. Н. Пантусовым, в ту пору чиновником Кульджинской канцелярии. Пантусов составил список восточных рукописей, собранных Колпаковским для Туркестанской публичной библиотеки – ценных источников по политической истории Кокандского ханства. В 1871–1877 годах, в период вхождения Кульджи в Семиреченскую область, он составил научный труд о крае, где уделено немало места научно-практической деятельности Г. А. Колпаковского, благоустройству им края, изучению природы, памятников истории и культуры. Среди раритетов Семиречья находился архитектурный памятник «батыру Косу-Корпечу и его возлюбленной Баян-Слу» близ Аягуза (народное предание было записано приглашённым востоковедом В. В. Радловым). По рекомендации губернатора Г. А. Колпаковского памятники истории и культуры Семиречья были взяты под охрану, финансировались, изучались и реставрировались приглашёнными специалистами.
Генерал Колпаковский принял участие в Русской этнографической выставке общества любителей естествознания МГУ (1866 г.), представив часть своей коллекции – «два медных идола и три древних орудия»14. В архиве канцелярии туркестанского генерал-губернатора обнаружено дело «Об археологических находках в озере Иссык-Куль, приобретении водолазного аппарата и найме водолазов для подводных исследований в Иссык-Куле».
Омск. Усадьба генерал-губернатора
3 ноября 1871 года Герасим Алексеевич высылает в Ташкент губернатору Туркестанского края К. П. Кауфману археологические трофеи: медные (бронзовые) чаши и серебряные монеты, сопровождаемые пространным письмом: «…загадочность Иссык-Куля с каждым годом усложняется и побуждает меня вновь заявить мысль о необходимости исследования… Для полноты предприятия недостаёт водолазного аппарата, приобретение коего посредством частных средств более чем сомнительно. Не будет ли позволено выписать этот аппарат на кульджинские доходы?»15
Губернатор Кауфман благосклонно отнёсся к этому предложению.
Насчёт водолазного аппарата решили обратиться к генерал-майору К. Я. Звереву, строителю крепости Кронштадт. Имевшиеся на складе водолазные скафандры были старой конструкции и не подходили для подводных археологических исследований. Зверев высылает губернатору Туркестанского края К. П. Кауфману описание современных водолазных костюмов, наиболее совершенные из которых предлагает закупить в Англии или Франции. По словам современников, Колпаковскому удалось построить подводную лодку под началом англичан, инженеров-механиков Джона Нормана и Эмиля Георга (с 1869 г. они были жителями и коммерсантами г. Верного). Однако в первое погружение подлодка стала тонуть и чуть не погубила краеведов-семиреков, знатных братьев Герасима и Ивана Колпаковских. Одновременно в Семиречье было продолжено судоходство «компанией Поклевский – Юлдашев» – налажены промышленность и торговля между Балхашом и Кульджой, были построены верфи в казачьих станицах и выселках, сооружён мост, соединяющий берега реки Или, пущен пароход, грузом доставленный из Туманного Альбиона (Англии). Все эти новшества, новые города и сёла, памятники природы, флоры и фауны, носили имя генерала Г. А. Колпаковского, благоустроителя и исследователя края 5.
Библиография:
1. Bоulger de Kavanagh Dem. Ch. General Kolpakoffsky — Central Asian Portraits. The Celebrities of the Khanates and the Neighbouring States. – London, 1880.
2, 7. Моисеев В. А. Колпаковский – воин, администратор, политик// Актуальные проблемы Центральной Азии и Китая: история и современность. – Барнаул, 2006.
3, 16. Schuler E. Turkistan. Notes of a Journey in Russian Turkistan, Khokand, Bukhara and Kuldja, vol. 1–2. – Lоndоn, 1876.
4, 15, 10, 12. Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана. – М. – Л., 1927 г.; Отчёт о поездке в Среднюю Азию с научной целью. Сочинения. Т. 2. Ч. 1. – М., 1963.
5, 8, 9. Проскурин В. Н. Жизнь и судьба генерала Колпаковского. – Алматы, 2017. С. 1 – 404 (научно-популярный, военно-биографический, литературно-художественный альбом); его же. Колпаковский Г. А. (историко-биографическая статья-справка ) – в кн. Свод памятников истории и культуры города Алматы. – Алматы, 2006; его же. Необычный генерал: учёный, археолог, географ, этнограф// Казачий курьер, № 9 (437), сент. 2016.
6, 17. Семёнов П. П. История полувековой деятельности Императорского Русского географического общества. 1845–1895. – СПб, 1896.
7, 11, 14 . Археология Семиречья. 1857–1912 гг. Сборник документов и материалов (под ред. И. Самигулина). – Алматы, 2011.
8, 13. Колпаковский Г. А. О древних постройках, найденных в озере Иссык-Куль// Известия ИРГО. Т. 6. № 3, 1870.