Мухтар КУНЫРБАЕВ
Охота в мою жизнь вошла уже в зрелом возрасте. Очень повезло, что практически в это же время в Казахстане появилось активное и дружное сообщество ТОР (туризм, охота, рыбалка). Именно ребята из ТОРа однажды предложили мне стать участником коллективной охоты в Актобе. О чём мне и хотелось бы рассказать. Охотники собрались из Атырау, Актау и Актобе. Наши приключения длились несколько дней, мы добыли зайцев, косуль, кабана, но здесь я подробно остановлюсь только на самом для меня захватывающем моменте – схватке с секачом!
..Это был третий день нашей охоты. С чувством эйфории от предыдущих побед (зайцы, косули) мы собрались на точке сбора перед домом нашего друга Камшата. Если изначально нас было двадцать человек, то сейчас осталось семеро с Атырау (плюс пять собак) и Камшат с моим отцом в качестве представителей Актобе.
В течение двух предыдущих дней у многих охотников с принимающей стороны возникали вопросы по работоспособности привезённых нами русских гончих, да порой мы и сами думали, а не зря ли их взяли с собой? Но в этот день, так как нас и так было мало, решили пустить их по следу и наблюдать, что из этого получится. Первую лесную полосу мы прочесали безрезультатно. В итоге Камшат предложил охватить очень сложный участок лесного массива Оркаш, так называемый «Качковое». Вся сложность ситуации заключалась в том, что этот массив представляет собой достаточно большой треугольник, заросший плотными слоями непролазного тальника от начала массива и до его середины. Ближе к концу массива всё это выходит на небольшое озеро с плотными слоями камыша и далее упирается в сопку с выходом на хвойные деревья. Протяжённость – примерно километра три. Решение было принято такое: одна группа остаётся с западной стороны и запускает собак по команде, а вторая объезжает с восточной стороны и наблюдает за движением внутри массива. Мы с Камшатом и моим отцом направились в восточную сторону и заняли позиции. Из-за густого тальника я решил зачехлить свою винтовку, да и формат подобной охоты не предусматривает такого рода оружие, что дополнительно подтолкнуло меня на приобретение полуавтоматического нарезного карабина, но это уже другая история. В этот раз представилась возможность охотиться с помощью многозарядного гладкоствольного ружья ТОЗ 87-01. Было такое ощущение, что в руках у меня какой-то американский винчестер, так как механизм зарядки и разрядки данного ТОЗ был не совсем мне привычен. Особенно после моего «Франки».
В результате я выхожу на кабана первым. Вроде сзади слышу: «Не стреляй». Хочу признаться, это первый раз, когда я вижу кабана в естественной среде обитания и, более того, это первый раз, когда я на охоте на кабана Итак, иду я к окраине густого тальника и, не успев осмотреться вокруг, замечаю в метрах десяти от меня поднимающегося с лёжки кабана… Доли секунды – и он исчезает в густых зарослях! Немедленно сообщаю об этом Камшату. Он тут же отзывает ребят, планировавших запускать собак с западной стороны, и вызывает их к нам. На самом деле не прошло и пяти минут с момента, как была замечена дичь, но время ожидания собак показалось вечностью. Решили выкурить по сигарете в надежде, что время пробежит быстрее, но не тут-то было. Стою с озадаченным видом и вдруг встречаюсь взглядом с самцом косули, который, в свою очередь, был не менее удивлён, увидев курящего охотника! Но лицензии наши были уже закрыты, так что пришлось просто наблюдать, как животное быстро уходило вдаль, прыгая с одного холма на другой. Тут же, спустя пару минут, послышались звуки подъезжающего транспорта, это были наши долгожданные собаки во главе с именитым кинологом Сериком Халменовым. Посмотрев на место подъёма кабана, он сразу же спустил собак, где они мгновенно взяли след и исчезли в лесной чаще. Видимо, кабан залёг неподалёку, и собаки смогли найти его очень быстро. То ли кабан бегал по кругу, то ли собаки кружили вокруг, но звук стоял такой, как будто к тебе стремительно приближался поезд и тут же уходил в противоположном направлении. Продолжалось всё это минут десять, и вдруг настала тишина. По рации Жомарт сообщил, что собаки ушли по озеру и далее выше по сопке. Решили во что бы то ни стало следовать в сторону ухода собак, и я, Радик и мой отец быстро сели к Камшату в машину. Ощущение было тревожным, надо было ехать вдоль данной лесополосы, но дороги как таковой не было, и как же всё-таки хорошо, что мы сидели в видавшем виды УАЗе «Патриот». Каждый проезд вдоль поймы реки или плотного кустарника отзывался звоном веток, бьющих и в без того полуразбитые зеркала заднего вида. Да, УАЗ – это однозначно та техника, к которой понижено чувство жалости, но она делает своё дело на отлично.
Пробив себе путь через тальник, мы оказались за пределами того массива, где изначально планировалась наша охота, и голос собак уже был еле различим из-за ветра, но уходил в западном направлении, куда мы и последовали. Проехав то ли три, то ли четыре массива, мы услышали нервозные голоса собак, они звучали всё чётче и чётче. Объехав очередной массив, мы упёрлись в песчаный бархан и начали его штурмовать. Ощущение было, как на американских горках в первом ряду: то видишь небо, то упираешься мордой в землю. Каким-то чудом мы заехали на вершину бархана и очутились на краю лесного массива Оркаш. Выехав на противоположную сторону леса, Камшат, всё-таки как никак хозяин, привёз нас прямо к истошному лаю собак. Столкнувшись с тальником один раз, ты понимаешь, что с длинным ружьём там ловить нечего, да и использовать дробовой заряд нельзя, так как есть большая вероятность нанесения повреждения собакам, пришлось взять сайгу в короткой версии. Вдвоём с Радиком побежали в сторону лая собак, пробивая путь через тальник чем только можно. В какой-то момент почувствовал, что Радик начал отставать. В результате я выхожу на кабана первым. Вроде сзади слышу: «Не стреляй». Хочу признаться, это первый раз, когда я вижу кабана в естественной среде обитания и, более того, это первый раз, когда я на охоте на кабана. Радик, да и другие более опытные ребята, меня инструктировали, что кабан, а особенно, как в нашем случае, секач, – очень опасное животное. И после всех рассказов о разорванных собаках и покалеченных охотниках, конечно, чувство страха присутствовало. При выходе на кабана картина открылась следующая: кабан был положен на брюхо, а собаки в жёсткой сцепке не позволяли животному даже двинуться, держали его, прижав к земле. Да и стрелять не было возможности из-за того, что одна из собак находилась прямо позади передней части кабана. Но при виде меня кабан резко поднялся, и пёс сместился назад, это и был момент выстрела и прекращения мучения животного. То ли рассказы парней о живучести этих животных, то ли возможность опасности при ранении, но то движение вперёд заставило меня, не думая, отправить пулю 308-го калибра прямо в сердце зверя. Секунду спустя я услышал разочарованный голос Радика позади меня из-за не полученного желанного фотокадра, но также и слова поздравления о добытом кабане совместно с собаками Бертой, Герой, Боем, Роем и Бесом. Вытащив добытое животное за пределы тальника, обессиленные собаки, сразу же успокоившись, легли отдыхать. Так и закончился наш третий день охоты с добытым совместными усилиями кабаном. Далее нас ждал приготовленный супругой Камшата вкусный борщ и задушевные разговоры о прошедшей охоте…
Фото из архива автора