Автор текста и фото Максим ЛЕВИТИН
Первый этап экспедиции «Ұлы Дала Еліне саяхат» пройден.
18 июля в четыре часа утра возле одной из гостиниц в центре Алматы начали собираться внедорожники живописного вида. Многие из них были обклеены старыми эмблемами различных автопробегов и ралли-рейдов. Некоторые участники знали друг друга, а некоторым предстояло познакомиться в пути. Под флагом экспедиции «Ұлы Дала Еліне саяхат», организованной национальной компанией «Kazakh Tourism» по заказу Комитета индустрии туризма Министерства культуры и спорта РК, в рамках празднования 20-летия столицы города Астана, им вместе предстояло преодолеть 1200 километров.
Участниками первого маршрута «Жемчужины Тянь-Шаня» стали не только казахстанские журналисты и блогеры, но и зарубежные. Так, например Фатима Ахмади прибыла из Кувейта в нашу страну впервые. Она, может быть, единственный в мире специалист по очень специфическим турам. Фатима собирает небольшие группы кувейтских женщин и путешествует с ними по миру. Только ей арабские магнаты доверяют своих жён. Раньше в арабских странах женщины не могли отправляться за границу без мужей, но времена меняются. У мужей, особенно у крупных бизнесменов, всегда столько дел… А женщинам так хочется увидеть мир, что приходится отказываться от былых традиций. Главное в таких турах, – конечно, безопасность. Фатима в восторге от Казахстана, но прежде чем приглашать сюда VIP-гостей, ей нужно всё проверить самой и убедиться, что здесь ничто не угрожает её высокопоставленным подругам и их ждёт приемлемый уровень сервиса.
Тревел-блогер из Китая Цяньфан Юаньцзин ориентирована совсем на другую категорию туристов. Миллион её подписчиков принадлежат среднему классу, возникшему относительно недавно. Они любят путешествовать большими группами, по 20–30 человек. Предпочитают недорогие и не очень экстремальные туры на автобусах с ночёвками в отелях среднего класса. Китайские туристы хотят познакомиться с культурой, кухней, экономикой, экзотическими объектами разных стран, при этом не выходя из зоны привычного комфорта. Для них важно наличие бытовых удобств, хороших дорог, вайфая, возможности сделать групповую фотографию на фоне какого-то живописного объекта и тут же выложить её в социальные сети.
Европейские и американские туристы охотно соглашаются на приключенческие туры, их не пугает спартанский быт пеших и конных походов. Они согласны мириться даже с некоторой долей риска, неизбежной в экстремальных видах активного отдыха. Для них большое значение имеет красота нетронутых ландшафтов, возможность увидеть диких животных и познакомиться с аутентичной традиционной культурой. Но после суровой романтики экстремального похода, возвращаясь в лоно цивилизации, они хотят комфорта и развлечений. Они готовы тратить деньги на шикарные отели, дорогие рестораны и различные увеселительные мероприятия. Поэтому экспорт капитала в страну от приключенческих видов туризма не ограничивается теми средствами, что туристы тратят на природе, они продолжают вливать деньги в экономику Казахстана и в города после окончания туров.
…Но вернёмся собственно к маршруту. Он был намечен таким образом, чтобы члены экспедиции могли познакомиться сразу с несколькими типами туристических ресурсов. Задача это непростая. В обычных турах группы формируются по интересам, и все усилия концентрируются на каком-то одном виде туристической активности: горные туристы готовятся к прохождению перевалов, альпинисты – к восхождению на вершины, охотники – к охоте, бёдвочеры – к наблюдению за птицами, а любители старины – к посещению живописных развалин. В этой экспедиции 25 человек разных национальностей, разных культур, разного возраста, разной степени физической подготовки должны за 12 дней испытать себя в разных ипостасях: почувствовать себя и горными туристами, и всадниками, и беркутчи, и экстремалами с ночёвкой в палатках на высоте три тысячи метров. Главная их задача – познакомиться с бытом, культурой, традициями, оценить природные и культурные туристские ресурсы, глубоко погрузиться в тему и передать свои ощущения своим читателям и зрителям так, чтобы всем захотелось здесь побывать.
Кроме того, эксперты компании «Kazakh Tourism», обработав полученный в экспедиции материал, смогут провести аналитические исследования по инвентаризации этих туристических ресурсов, оценить их практическую пригодность для развития туризма.
Первый объект на маршруте– долина реки Баянкол у подножия самого северного семитысячника мира – пика Хан-Тенгри. В общем-то, Хан-Тенгри – это уже хорошо раскрученный бренд. Во время альпинистского сезона в базовых лагерях одновременно собираются сотни альпинистов из разных стран. Каждый из них оставляет здесь примерно 4000 евро. Местные жители сдают туристам в аренду лошадей, работают поварами, гидами.
Безусловно, эта точка на маршруте произвела на нашу группу путешественников очень сильное впечатление. Хан-Тенгри часто скрывается под плотной завесой облачности. У туристов есть поверье, что гора показывается только хорошим людям. Видимо, в нашей экспедиции с этим было всё нормально. Туман волнами накатывал на гору, скрывая то её левый, то правый бок. Где-то там в тумане сейчас непрерывной цепочкой идут на восхождение люди…
Кроме альпинистов «Хан» привлекает и горных туристов-треккеров. Каждый год несколько сотен человек совершают по Терскей Алатау походы разной степени сложности. Здесь есть уникальная возможность увидеть диких животных: маралов, козерогов и архаров. Некоторым даже удаётся встретиться со снежным барсом, но такое случается нечасто.
Днём можно сколько угодно сканировать биноклями и подзорными трубами склоны Баянкола. Они кажутся безжизненными. Но на закате ситуация меняется. Из лесного полумрака выходят на опушки самки маралов. Чуть позже появляются осторожные самцы. Они будут пастись на альпийских лугах до утра. Их можно будет заметить на рассвете, если встать пораньше и внимательно просмотреть склоны в подзорную трубу. Фатима Ахмади не поленилась встать в четыре часа утра и подняться на гребень ближайшего распадка и была вознаграждена: впервые в жизни она увидела красавцев-маралов! Её восторгу не было предела!
Однако в Алматинской области есть и другие, по-своему не менее живописные природные локации, о которых мало кто знает.
Из Баянкола экспедиция выезжает в горную долину Шалкодесу. Здесь специально для журналистов была организована конная игра Кокпар, а на следующий день прошла районная байга. Древняя игра номадов кому-то может показаться слишком жёсткой, но не стоит забывать, что возникла она в те времена, когда каждый мужчина с раннего детства должен был тренировать свои воинские навыки, мужество и искусство верховой езды.
Участникам экспедиции тоже предстояло испытать себя в экстремальном конном переходе через хребет Кетмень. Крутые обрывы, скользкие тропы нипочём для специально подготовленных лошадей, а вот неопытным всадникам страшно! Для многих этот поход стал настоящим вызовом.
Неделя в диких условиях может утомить даже самых опытных путешественников, поэтому на седьмой день был запланирован отдых. Экспедиция заезжает на горячие источники неподалёку от районного центра Чунжа. Для кого-то это отдых, для кого-то востребованный туристический ресурс, а для журналистов это работа. Журналисты и операторы без устали снимают«стендап» за «стендапом» – ведь зрителям нужно показать всё.
Следующая точка – долина реки Чарын. Чарынские каньоны называют младшим братом Большого каньона в Аризоне. На самом деле место очень живописное, уже достаточно известное и привлекающее много туристов. Из Алматы в тёплый сезон любой желающий может сюда добраться через многочисленные турфирмы города как на туристическом автобусе, так и на специально подготовленных джипах.
По мере продвижения вперёд сложность маршрута возрастает. Самая труднодоступная и самая безлюдная локация – это долина реки Шелек (Чилик – рус.) между Заилийским и Кунгей Алатау. Туда смогут пройти только подготовленные машины с опытными водителями. Экспедиция миновала живописные каменные столбы-останцы, называемые в народе «Каменный город» и на высоте 2900 метров вышла к обрыву плато. Урочище это называется Каракия. Далеко внизу в контровом свете серебрится змейка реки, а чуть ниже по течению белеет отвесными бастионами Актас. За его вершину уцепилась ель, похожая на горного козла. Путешественники так и подумали, что это козёл, но, посмотрев в бинокль, убедились, что это никакой не козел, а согнутое ветрами крохотное деревце на скале.
Не успел закипеть на горелках чай, как в верховьях реки солнце пробило в туманной завесе оранжевую брешь. С обрыва открылся грандиозный вид. Фотограф Максим Золотухин, забыв про чай, уронив бутерброд, схватил фотоаппарат и убежал на край утёса. Не верилось, что эта грандиозная архитектура всего лишь слепая игра воды, ветра и времени! В отточенной слаженности деталей, симметрии, композиционной безупречности угадывался замысел великого художника.
Врач экспедиции Андрей Лобанов установил подзорную трубу. После семи вечера на поляны из леса начали выходить маралы. Они, без сомнения, были тоже частью замысла.
Из всего нашего многодневного «похода» долина реки Шелек произвела на меня наибольшее впечатление, куда хотелось бы ещё вернуться, и не раз!
Необходимо отметить очень важный момент: создавая в таких местах новые туристские маршруты, в первую очередь нужно думать о том, чтобы не навредить дикой природе. Первозданная глушь в наши времена становится очень дорогой и изысканной роскошью. Она исчезает там, где появляется слишком много людей, поэтому разрабатывая туристские маршруты нельзя забывать о пределах допустимой рекреационной нагрузки.
…Далее наш путь лежит в Иле-Алатауский национальный парк. Долина реки Ассы находится именно там. Это традиционное место отгонного животноводства. Тысячи белых юрт и бесчисленные стада скота занимают всю долину. Здесь туристы могут познакомиться со всеми нюансами местного агротуризма.
Кайракский водопад в долине реки Тургень – излюбленное место отдыха алматинцев. Каждые выходные сюда приезжают сотни горожан, чтобы прогуляться по живописному ущелью, подышать свежим воздухом и сфотографироваться на фоне водопада. Не менее живописно Иссыкское озеро. Оно тоже является популярным объектом туризма для горожан и гостей южной столицы, желающих выехать на природу на несколько часов. От центра города до озера всего 80 километров по вполне сносной дороге.
По каждому из объектов на нашем маршруте можно сделать отдельный материал, они по праву этого заслуживают. Но не все красивые места становятся популярными среди путешественников. Иногда туристические бренды возникают стихийно, но большей частью их создают грамотные менеджеры. Свежий пример: в летний сезон на Байкал приезжали десятки тысяч туристов, а зимой желающих отдыхать на морозе минус сорок градусов находилось немного. Несколько лет назад один фотограф сделал очень удачную серию фотографий байкальского льда. Снимки опубликовали ведущие мировые издания. В эпоху фейсбука и инстаграмма все немного фотографы. Многим захотелось выложить у себя в ленте такие красивые фото. Так возник новый туристский бренд – «Зимний Байкал». Зимой на Байкал потянулись тысячи туристов. Спрос рождает предложение – начали строиться зимние кемпинги, рестораны, лыжные трассы.
Какие фотошедевры удастся сделать участникам экспедиции? Развитию каких брендов они будут способствовать? Насколько эффективно эти бренды будут продвигаться на международные туристические рынки? Это всё зависит от нас! Только вместе мы сможем сделать Казахстан, узнаваемой туристской дестинацией.