ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТРЕНЕР О ЛЕГЕНДАРНОЙ КОМАНДЕ

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТРЕНЕР О ЛЕГЕНДАРНОЙ КОМАНДЕ

Автор: Галина МУЛЕНКОВА 

Алматинская федерация альпинизма проводит лектории по истории казахстанского альпинизма. В начале мая на встрече в Казахской Академии спорта и туризма заслуженный тренер СССР Ерванд Ильинский, который более сорока лет был главным тренером по альпинизму в спортивном клубе армии, а также руководил сборной Казахстана,  рассказал о длинном пути под названием «Казахстанцы на высочайших вершинах мира».

Ильинский захватил три этапа развития альпинизма. Он начинал ходить в горы в конце эпохи географических открытий. В эру массовости, когда количество спортсменов неизменно перетекало в качество, создал команду, которую можно было считать профессиональной, если бы в СССР был профессиональный спорт. С 90-х, когда прекратилось государственное финансирование и люди уходили из спорта в поисках заработка, он остался верен своему делу.

«Казахстанский альпинизм имеет давние традиции. Первое серьёзное восхождение было совершено в 1936 году командой «Динамо» под руководством Евгения Колокольникова на пик Хан-Тенгри, начал Ильинский. Это был большой успех и у кого-то родилась мысль, что пора пробиваться в Гималаи для восхождения на Эверест. Было немало попыток организовать первую Советскую Гималайскую экспедицию, пока в 1982 году сборная СССР не прошла маршрут по Юго-Западной стене Эвереста». 

dsc_7896m

Многие пытались первыми достичь вершины Эвереста, но только в 1953 году это удалось сделать новозеландцу Эдмунду Хиллари и шерпе Тенсингу Норгею. Ильинский помнит: было такое  дремучее представление о Непале, что где-то промелькнула информация о подходах к этой вершине, мол, часть пути надо ехать на слонах.

В 60-е годы намечалась совместная  Советско-Китайская экспедиция на Эверест. Было закуплено снаряжение, проведены сборы в районе пика Ленина, а экспедицию назвали «Москва-Пекин», но в  Тибете начались беспорядки и экспедицию отменили. Ильинский в то время был начинающим альпинистом и в 62-ом  официально получил значок «Альпинист СССР».

Сам он впервые поднялся в горы ещё ребёнком, когда семья жила в Краснодаре. В 49 году отца пригласили на работу в Алма-Ату, где он возглавил кафедру химии в Медицинском институте, а его сын Эрик Ильинский занимался современным пятиборьем, любил ходить в горы и поначалу бродил по ущельям дикарём, потом отучился в школе инструкторов туризма и сходил в качестве стажёра на Иссык-Куль. Он встречался в горах с альпинистом, поэтом и журналистом Сарымом Кудериным, который подарил парню книжку своих душевных стихов и  ледоруб, и Ильинский стал тренироваться в студенческой секции, которую вёл Кудерин. Он много рассказывал про Гималаи и Эверест, и высочайшая горная система мира не казалась столь уж недосягаемой.

Ильинский поступил в Политехнический и стал тренировать альпинистов в институтском клубе. Параллельно выступал за команду ТуркВО, ставшую бронзовым призёром чемпионата Союза в 67-ом и чемпионом страны в 68-ом в составе команды «Спартак». В 71-ом к нему пришли третьеразрядники Казбек Валиев и Валерий Хрищатый, и в том же году серебряным призёром чемпионата стала команда, которую  Ильинский подготовил уже как тренер студенческого общества «Буревестник». Тогда-то его и пригласили на тренерскую работу в Среднеазиатский военный округ.

 

«В середине 70-х  советские горовосходители готовились к экспедиции на Дхаулагири. На леднике Гармо прошёл сбор, в котором участвовали пятьдесят высотников со всей страны, но и эта экспедиция не состоялась. В 79 году была организована массовая альпиниада на пик Ленина, продолжил рассказ Ильинский. Двумя эшелонами на вершину взошли 54 и 28 человек. Тогда стало понятно, что в стране очень много высотников. А первая самостоятельная Казахстанская Гималайская  экспедиция 91-го года состоялась именно на Дхаулагири . Я был тренером, и надо было отобрать  из 60 претендентов 10 человек, которые совершили первопроход по Западной стене и достигли вершины».

Но вернёмся  в конец 70-х, когда создавалась сильнейшая в стране команда. Новички тянулись за такими мастерами, как Вадим Смирнов и Сергей Чепчев, быстро росли и закалялись в экспедициях. Лучшие из лучших переходили из других секций в армию. Тогда это был 12 СКА САВО – элитный дивизион, высшая лига, скорый поезд, который нёс своих избранных пассажиров к недосягаемым вершинам.

В конце 80-х в стране вновь заговорили об Эвересте, и в 82-ом сборная СССР, в составе которой было пятеро алматинцев, прошла беспрецедентный стенной маршрут. В 1989 году состоялась вторая Советская Гималайская экспедиция на Канченджангу, и в ней участвовали девять представителей республики.

В 90-ом, во время успешной международной Американо-Советско-Китайской экспедиции на Эверест с севера Ильинский достиг вершины, из-под которой он был вынужден повернуть в 82-ом, когда сопровождал вниз после ночного штурма двойку Валиев-Хрищатый.  Впервые высоты 8848 м без кислорода достигли двое казахстанцев – это Григорий Луняков и Андрей Целищев, и двое ленинградцев – это Сергей Арсентьев и Анатолий Мошников. В 91-ом на высочайшую вершину мира без кислорода поднялись Анатолий Букреев (Алматы) и Владимир Балыбердин (Ленинград). В тот год состоялась и первая самостоятельная Казахстанская экспедиция на Дхаулагири.

В 95-ом Валиев руководил экспедицией на Манаслу – в зимнее время на вершину восьмитысячника без кислорода поднялись восемь человек. В 96-ом состоялась совместная Казахстанско-Японская экспедиция на Чо-Ойю. В одиночку на вершину взошел Букреев, позже поднялись ещё две двойки, но погиб японец Ойо, который тоже пытался взойти на гору без кислорода.

В 97-ом под руководством Ильинского на Эверест с севера взошли десять альпинистов, в их числе первая женщина из Казахстана Людмила Савина. Кислородным оборудованием не пользовался только Владимир Сувига – единственный представитель старой команды.

 dsc_7941m

В начале 2000-х годов тренер набрал молодёжь, которая продолжила гималайскую эпопею. Тогда к нему пришли Максут Жумаев, Василий Пивцов, Денис Урубко. Вопрос об использовании кислорода на высоте уже не стоял, живительный газ использовался исключительно в медицинских целях. В зачёте уже были Гашербрум 1, Гашербурм 2, Канченджанга и Шишапангма, когда в 2003 году перед командой была поставлена задача за один сезон подняться на три восьмитысячника. Благодаря акклиматизации в барокамере, на Нангапарбат поднялись в кратчайшие сроки, восхождение на Броуд-пик было успешным, а вот на К2 команда достигла высоты 8200 и была вынуждена повернуть назад из-за обильного снегопада.  Формат экспедиций поменялся, теперь это были мобильные группы, способные работать в скоростном  альпийском стиле.

Потом были восхождения сборной Казахстана на Чо-Ойю, Макалу, Дхаулагири, Аннапурну, Эверест, были попытки взойти на К2, пока по обработанному командой маршруту вершины не достигла самостоятельная двойка Денис Урубко – Сергей Самойлов. Так гора вошла в зачёт сборной Казахстана.

«В мире уже знали, что наша команда успешно и без потерь делает вершины, сказал Ильинский. Пивцова и Жумаева пригласили в австрийскую экспедицию на К2 2011 года.  Вместе с Герлинде Кальтенбруннер и поляком Дареком Залусски они взошли на эту гору. Троим казахстанцам удалось выполнить программу «14 вершин» лично – это Урубко, Пивцов и Жумаев. Надо сказать, что на тот момент во всём мире было только 12 человек, которым удалось пройти весь это путь без кислорода».

И на этом длинном пути сменились три, а то и четыре поколения горовосходителей. А легендарный тренер легендарной команды первым в Казахстане стал членом клуба «Семь вершин». На Эвересте он побывал, вместе с друзьями взошёл на Килиманджаро в Африке, на пик Винсона в Антарктиде, на Аконкагуа в Южной Америке, на Мак-Кинли в Северной Америке, на пик Косцюшко в Австралии и Океании, на Эльбрус в Европе.

Летом он собирается на Памир и хотел бы подняться на пик Корженевской. А ведь мог бы почивать на лаврах,  вдыхая запах цветущей акации в своем саду в посёлке Горный садовод. Он живёт в горах, спускаясь в город только на работу в горный клуб, где у него постоянно бывают люди: скалолазы и альпинисты, которым нужны консультации и советы мэтра.

Е.Т. Ильинский награждён Орденом «Знак Почёта» (1982) за штурм Эвереста, Орденом Дружбы народов (1990) за восхождение на Эверест, Орденом «Отан» (1997) за руководство восхождением на Эверест, Памятной медалью «Ветерану войны в Афганистане 1979—1989 гг» за выполнение спецзадания Генштаба МО СССР (2000), он является Лауреатом премии «Тарлан» («За вклад») 2007 года и Кавалером Золотого ордена Национального Олимпийского комитета РК за выдающиеся заслуги в спорте (2010).

Алматы

Ваш комментарий