Владимир ПРОСКУРИН
Эпизод первых экспедиций в Семиречье
Историко-географический выбор исследования пути из Сибири в окраинный край Семи рек, составление карты от Иртыша до Или, озёр Зайсан, Алакуль и Балхаш, дипломатическое составление «о заграничных обстоятельствах» выпали на казачьего сотника Волошенина. В ту пору малоизвестной стране, некогда открытой путешественниками Юханом-Густавом Ренатом и Иваном Унковским.
По сообщениям историков сибирского казачества Н. М. Ядринцева (Маршрут атамана Волошенина в Кульджу в 1771 г.//Известия ИРГО, т.19, 1883 г.) и бытописателя Г. Е. Катанаева, следует заметить биографию Г. А. Волошенина, четвёртого атамана войска после Ермака, сотника Фёдора Анциферова и поручика Козьмы Бардина. По мнению исследователей Иртышской линии, Волошенин Григорий Никитович (род. в 1761 г. – ум. 21 июля 1793 г.), был начальником Сибирского линейного казачьего войска. За выдающиеся историко-географические открытия, сведения военного характера, правительство оценило труд администратора Григория Волошенина, с присуждением ему звания поручика (что по тем временам выше звания хорунжего или сотника).
Полномочный посланник Иртышской линии
Биография сибирского атамана, одного из первооткрывателей Степного края, Западной Сибири и Семиречья, малоизвестна и противоречива. Отсутствуют метрические книги и исповедальные росписи, формулярные списки офицерских кадров. Результат нашего отвергнутого отношения к предкам, к культурному наследию прошлого. Надо полагать, что Волошенин (Волошин) имеет корни из Слободской Украины, родом из донских казаков местности Волощины. Фамилия в разных источниках писалась по-разному: Валошанин, Волошенин, Волошенкин, Волошка.
Дорога вела на погранпост Алтын-Эмель
В истории Сибири поручик Волошенин значится полномочным посланником. В служебной карьере он преуспел в иностранном деле с военно-дипломатической миссией. Во время Пугачёвского восстания вёл переговоры с ханом Средней орды Аблаем в целях предупреждения с его стороны нападений на обезоруженные по причине вывода против бунтовщиков всех пограничных войск и сибирских линий. Ему даны права изучения, обследования и доклада о местности между крепостью Усть-Каменогорск и резиденцией Кульджа, где посетил илийского губернатора (хана или жанжуна) Цзянь-Цзюня.
Григорий Волошенин «… у ограды жанжунского дома сошёл с лошадей и с толмачом драгуном Старицыным и сибирским казаком введён в ограду и прошёл в передние дверные ворота… Пришедши в покой к жанжуну, вокруг которого сидело пять амбанов, последовал обычай в почтении. Однако Волошенин не снял тесак, не стал падать на колени, держался ни по другим обстоятельствам китайского обычая и желань. Мол, по рассуждению нашего российского права и поведения исполнить он этого не мог. Но соответствовал международным почтением к жанжуну Цзянь-Цзюню…»
Образ 32-летнего сибиряка сохранился на картине Н. Н. Каразина «Приём атамана Волошенина илийским губернатором Цзянь-Цзюнем», исполненный «Августейшему Атаману. Картины из истории службы Сибирского казачьего войска». Известно, что в июле 1891 года цесаревич Николай Александрович посетил казачью столицу Омск. В дар ему был принесён альбом картин со сценами из трёхвекового служения сибирских казаков России. Автором художественной энциклопедии портретов и событий был замечательный художник, этнограф и писатель, туркестанец Николай Николаевич Каразин (1842–1908). Он считался первым в России акварелистом и лучшим рисовальщиком-иллюстратором, автором почтовой открытки. Его Сибирский альбом, как отмечал князь Э. Э. Ухтомский, писатель и фотограф, сопровождающий по кругосветному путешествию Николая Второго, являл собою «…двадцать семь разложенных по особым горкам акварельных рисунков из истории службы Сибирского казачьего войска».
Были детально обследованы памятники природы, истории и культуры, зодчества, быта и традиций народностей края. Среди достопримечательностей стали овеянная поэтами легенда о Козы-Корпеш и Баян-Сулу, их надгробие «мазар», с четырьмя статуями «балбалами»; планы уйгуро-дунганских городов Чугучак и Ак-Кент; земледелие и животноводство Каратальской долины; минеральные горячие источники Копал-Арасан; описания китайских деревень Тунчи и Седунчи, от города Баянды до Усть-Каменогорска. Копировал кроки инженер юнкер Стрельников в масштабе «…на дюйм аглицкий на десять частей с употреблением на российскую карту».
В виде резерва в дальний путь был снаряжён дополнительный эскадрон под началом подпоручика Дреера. Правда, в действии его отряд казаков не удовлетворял надеждам и характеру атамана. Он принял решение бросить Дреера в окрестностях Лепсы и с 15 отборными казаками двинулся к берегам озера Балхаш. Надо отметить, что территория, по которой предстоял путь, была во власти казахского владетеля Аблай хана, а на юге – с монгольскими правителями, только что освободившись от войны Джунгарского царства. Те и другие «сыны небес» набегами укрощали «чужих иноземцев» в Семиречье и Илийской долине. Потому тысячевёрстная дорога Волошенина в 27 трудных и опасных дней была не из лёгких, здесь требовалось ухо держать востро, быть храбрым и неподкупным между всевозможными препятствиями.
Линия пути вела к неизвестной реке Чар-Гурбан с двумя притоками Кабылка и КараУсун. К востоку от пути следования находилось труднодоступное озеро Нор-Зайсан, с впадением реки Купкак (ныне Кокпекты). С севера шёл громоподобный Чугучак, в верховьях притока лежал легендарный «камень Кол». Между Нор-Зайсаном и Алакулем нанесены пять китайских караулов. В пути казаков окружали сыпучие пески и богатые живописные долины, горы, вершины которых прячутся в облаках, и мрачные глубокие ущелья, на дне которых с рёвом бегут потоки Лепса, Баскан, Саркан, Аксу, Каратал, Коксу. Кажется, было несчётным число прозрачных речек и ручьёв, звонко спешащих по ущельям из самоцветных камней и орошающих страну живительной влагой, еловые леса на горах и нежные плоды в долине Или. В Семиречье обитали медведь – обитатель гор и тигр – в непроходимых камышевых зарослях Балхаша.
Путники отметили особенность природы озёр Уялы, Сасыкколь и Жаланашколь, огромные запасы ветров в Джунгарских воротах, в так называемой теснине Каптагай, в горной подкове ограничивающей Алаколь. Во время дуновенья ветра – восточного, по-местному Евгей (Эби), и северо-западного Салкын (Сайкан или Сойкан), по долине реки Эмель – стихия поднимает вверх тормашками всё и всякого, или прячет на дно озера, перемешивает берега друг с другом. Тем же манером складывает археологические древности – бронзовые казаны, монеты, майоликовые чаши, оружие. Когда-то здесь, по ныне засыпанным песком городам и весям, пролегали купеческие и миссионерские маршруты Шёлкового пути.
Волошенин едет из Аягуза (в переводе «красивейшая местность на реке») к вожделенному озеру Балхаш, и был благополучно принят в ауле Куржурпеш. Река Или (Йил) впадает в озеро тремя устьями, образуя обширную дельту в 1000 кв. вёрст, называемую Камау (длина 125 км, максимальная ширина 75 км). По замечанию востоковеда В. В. Бартольда «…по местным баканасам, следы старых каналов и развалины построек. По Шереф ад-дину Йезди, Балхаш был известен под именем Атрак-куль». В камышах дельты располагаются на зимовку киргизы (казахи) Большой орды. Семьи остаются в самом устье на летнее время и занимаются здесь земледелием и рыболовством. Местный деликатес – особый вид илийской рыбы, т. н. «маринка».
Маршрутная карта атамана Волошенина, составленная в 1771 году от крепости Усть-Каменогорск до Кульджи, с описанием пути через степь и аулы «киргизских кайсаков», через земли и распашки, форпосты и караулы, редуты-маяки, избы с надолбами и рогатками, возведённые драгунами и казаками, солдатами и крестьянами.
Итоги путешествия в «Небесную страну»
Дорога вела на пограничный Алтын-Эмель. В ту пору перевал Югон-Тас и гора Карашоку были китайской границей на джунгарском пути к реке Борохудзир и переправе Огуз-Уткуль через Или к «дикокаменным» горам и долинам Тянь-Шаня. Следующий бурный поток лежал на пути к древнему Илибалыку (т.е. город на Или) или Илансу, по-монгольски «мерцающая, сверкающая, серебристая». Старожилы ошибочно полагали реку за исток Или (т.е. образно зацепка или колючка).
Конечной остановкой Волошенинского маршрута была илийская Кульджа (в ту пору Кульчжа; по китайски Иынь-юань-чэнь). Некогда курень Джунгарских владетелей, основан в 1758 году из кашгарских сартов и кашкарлыков. Сюда хлынули народности сибо, солоны, калмыки, иные народы Дальнего Востока, Поволжья, Восточного Туркестана, вынужденные переселенцы по поводу восстаний, раздоров, недоразумений национального – политического, экономического, историко-культурного свойства. Город стал мусульманским центром с уйгуро-дунганским зодчеством. Представившись Цзянь-Цзюну верительной грамотой и разузнав прямым и косвенным путями всё, что ему было нужно, Волошенин тем же путём благополучно возвратился в Усть-Каменогорск.
Атаман был отправлен для доклада в Петербург. Маршрут казачьего отряда, планы калмыцких укреплений были представлены в российскую Коллегию иностранных дел. Подробный научно-практический отчёт маршрута, с номинацией пройденных местностей, план и кроки, детальные рисунки вызывают сегодня восхищение. Его бумаги ныне хранятся в архиве МИД России. Сведения Григория Волошенина, человека образованного и воспитанного армией и казачеством, легли в науку и практику разносторонних учёных: Иоганна-Петр Фалька и его спутников Христофора Барданеса, Иоганна Сиверса, Петра-Симона Паласса, Иоганна-Готлиба Георги, однажды исследовавших неведомую для России «Небесную страну», побывавших в строящихся крепостях, городах, сёлах Семиречья, на северо-востоке Казахстана.
Иллюстрации из Сибирского альбома Н. Н. Каразина