Галина СЫРЛЫБАЕВА,
искусствовед, руководитель центра классического зарубежного искусства ГМИ РК имени А. Кастеева
Впервые в этом году в Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева была организована выставка, объединившая произведения живописи, графики, скульптуры на тему охоты и рыбалки, созданные художниками России, Италии, Голландии, Фландрии, Германии, Китая в XVII–XIX веках.
История Государственного музея искусств РК имени Абылхана Кастеева берёт своё начало в 1935 году, когда вышло постановление об организации Казахской государственной художественной галереи. Это был первый музей изобразительного искусства в Казахстане, в стране, где до 1930-х годов ещё не сложились традиции изобразительного искусства, практически не было художников, проходили редкие художественные выставки, не замеченные населением. Приказ об основании галереи вышел, но открыли её для широкой публики лишь в 1938 году: произведения искусства нужно было ещё собрать.
В этом плане Казахстану помогли крупнейшие музеи России – Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, чуть позже к этой акции – безвозмездной передаче произведений живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства присоединился Государственный Эрмитаж. Произведения местных художников, которые в 1933 году объединились в Оргкомитет Союза художников Казахстана, покупали с выставок.
В 1950-е годы происходит как бы второе рождение музея. Сотрудники уже самостоятельно налаживали контакты с московскими и ленинградскими коллекционерами. В результате коллекция быстро увеличивалась и по объёму и по качеству приобретаемых произведений. Если говорить о классическом искусстве, то на сегодня фонды русского и зарубежного искусства насчитывают более двух тысяч произведений, что позволяет формировать уникальные по своему содержанию выставки, интересные и знатокам и любителям искусства. И на этом пути исследователей ждут неожиданные находки. Порой на уже привычные вещи необходимо посмотреть с нового необычного ракурса. Как оказалось, в фондах музея есть целый ряд произведений искусства, в которых нашли отражение темы охоты и рыбалки, немного, но они дали возможность впервые организовать выставку.
Охота и рыбалка… Древнейшие занятия человека, которые были источником жизни, давали не только пищу, одежду, материал для изготовления орудий труда, но и вдохновляли на росписи стен в пещерах изображениями диких животных. Но с возникновением древних цивилизаций охота и рыбалка, как основные формы деятельности, постепенно сходили на нет, становясь привилегией «сильных мира сего», развлечением, источником острых ощущений, страсти и азарта. Широко известны росписи и рельефы с изображением охоты и рыбалки древнеегипетских фараонов.
Древние греки полагали, что охота развивает телесную силу, тончайший слух, острое зрение и крепкое здоровье. Римляне упивались зрелищем кровопролитных театрализованных охот на аренах цирков, истребляя тысячами слонов и диких животных. С эпохи Средневековья охота превращается в красочное шумное массовое действо с кавалькадой всадников, сворой охотничьих собак, загонщиками и прочими атрибутами.
В коллекции есть картины, которые дают возможность широко трактовать понятие охоты. Отдельные полотна позволяют подойти к теме охоты с определённой долей юмора. Например, картины с изображением амура. Да-да, ведь он тоже охотник, охотник за человеческими сердцами. В колчане за спиной у него были стрелы с разными наконечниками. Одни приносили радость и счастье любви, другие – боль и страдания. К XVII веку сформировалась его иконография: внешний образ и атрибутика. Художники изображали его как миловидного младенца с лукавой улыбкой, крыльями, луком и стрелами любви. Таким мы его видим и в музейных картинах – «Венера, отнимающая стрелы у амура» (Пьетро делла Веккья), «Мальчик с собакой» (неизвестный художник. Франция). Получил широкую популярность и сюжет из древнеримской мифологии, которая в XVII веке была источником вдохновения для многих западноевропейских художников, в том числе и для итальянского мастера Пьетро Либери, создавшего монументальное полотно «Венера и Адонис», повествующее об охотнике Адонисе, погибшем на охоте по воле злого рока от клыков дикого вепря. Нетерпеливые собаки, верные спутники героя, умоляющим взглядом смотрят на своего хозяина, призывая его оставить любовные утехи. Даже жаркие объятия возлюбленной Венеры, которая, предчувствуя неладное, пытается его удержать, не в силах остановить юношу.
Цель любой охоты и рыбалки – трофей, предмет особой гордости, хвастовства каждого охотника или рыболова. Прославить удачливых охотников и рыболовов призваны натюрморты с изображением пойманной рыбы, битой дичи, с подлинной виртуозностью передающие дары природы, добытые человеком. На этом поприще особенных высот мастерства достигли голландские и фламандские мастера XVII века, обладавшие способностью с иллюзорной точностью передавать красоты предметного мира человека. Лучшие работы этого жанра в коллекции музея – «В лавке» Иоахима Бекелара, «Натюрморт с рыбой» Абрахама ван Бейерена, «Натюрморт с битой птицей» Виллема Гау Фергюсона.
Но не только человек выходит на охоту. В густых непроходимых лесах разыгрываются настоящие драмы в борьбе за выживание. В стилистике барочного искусства, основанного на страстях, эмоциях, безудержной динамике, выполнены полотна немецкого художника Иоганна Элиаса Ридингера «Нападение на табун» и неизвестного фламандского мастера «Охота на кабана». Пасти животных оскалены, глаза налиты кровью, тела переплелись, тёмные краски усиливают ощущение трагедии и неизбежной гибели, разворачивающейся на полотне…
Особое удовольствие доставляет разглядывание китайского свитка со сценами возвращения охотников длиной около 13 метров. Недавно отреставрированный, а его восстановление – достаточно трудоёмкий процесс, учитывая размеры, при которых никакие реставрационные мастерские музея не позволяли полностью развернуть свиток, он предлагает терпеливому зрителю часами рассматривать каждый сантиметр изображения. Тропинка вьётся между скал, и каждый поворот открывает новый сюжет, новую историю, новую сценку, действующих лиц. Чиновники восседают на лошадях, а простые охотники несут добычу на своих плечах – дичь, пушных зверьков, есть даже тигры. Трудолюбивый китайский мастер с особой тщательностью выписал каждую деталь. Даже ресницы у лошадей видны невооружённым глазом.
Русские художники к теме охоты обратились много позже своих западноевропейских коллег – в XIX веке. Один из таких художников, посвятивших своё творчество русской охоте, – Николай Сверчков, чья работа «Возвращение с охоты в метель» – одна из лучших в «охотничьей» коллекции музея. Писал и рисовал он и других участников действия – лошадей и собак.
«Дух» русской охоты, осеннее настроение русской природы – в картине Алексея Кившенко «Охота на зайцев». В работе Владимира Маковского «Привал охотников» (1917) так и слышатся хвастливые байки отдыхающих в крестьянской избе охотников: один, постарше, с пышными седыми усами, сразу видно – опытный рассказчик – «заливает», другой снисходительно посмеивается.
В отличие от охоты рыбалка порой отождествляется с тяжёлым физическим трудом, особенно это относится к морской её разновидности: рыбаки с усилием тянут сети, наполненные рыбой, стоя по колено в воде, разгружают корзины с удачным уловом, возвращаются домой поздним вечером (Франц Хут. «Пейзаж с рыбаками». Германия). А на берегу их уже ждут жители деревни «от мала до велика» – женщины и дети, чтобы по справедливости разделить добытое (Карл–Фритьоф Смит. «Морской пейзаж». 1896. Норвегия).
Но паруса, наполненные солёным морским ветром, ощущение опасности, связанное с выходом в открытое бушующее море, преодоление природных стихий вызывают романтические настроения. В таких произведениях особую роль играют морские пейзажи, так называемые марины. У художника появляется возможность продемонстрировать своё живописное мастерство в изображении морских волн с гребешками белой пены, влажного песка на берегу, клубящихся облаков, то подсвеченных лучами заходящего солнца, то окрашенных в серые, свинцовые оттенки, предвещающие надвигающуюся бурю…
Иное дело рыбак с удочкой – само олицетворение тишины и покоя, полной гармонии с окружающим миром. В иных картинах сразу и не заметишь притаившегося рыбака. В работе Александра Борисова «Становище Териберка на Мурмане» (1896) перед глазами зрителя медленно проплывает лодка. В последний момент пытливый взгляд замечает в ней рыбаков.
Неизвестный голландский художник XIX века в своей картине «Ферма на берегу пруда» строит композицию своей работы так, что для обозрения доступно всё – и сама ферма, и женщины, стирающие бельё, и плывущие по спокойной глади воды многочисленные забавные уточки. И только в самом конце рассматривания в поле зрения попадает сидящая на берегу мужская фигура с еле заметной удочкой в руках.
Сильвестр Щедрин посвятил свой пейзаж изображению знаменитых памятников архитектуры Древнего Рима – замка Св. Ангела. Но не удержался на пафосной ноте прославления древностей и на первом плане спиной к зрителю поместил фигуру рыбака, тем самым подчеркнув, что вокруг исторических древностей происходит реальная жизнь, и рыбак – частица этого повседневного мира.
Скульптура – составная часть изобразительного искусства, передавая окружающий мир в трёхмерном объёме, тем не менее ограничена в своих возможностях.
Ей не подвластен такой жанр, как пейзаж, она не может передать состояния природы. Главные объекты её внимания – человек и животные, портрет и анималистический жанр. Поэтому тема охоты достаточно гармонично реализуется в скульптурных формах.
Уникальны парные композиции «Охотник с убитой козой» и «Женщина с рыбами» французского ваятеля первой половины XIX века Джеймса Прадье. Обнажённые стройные тела юноши и девушки выполнены в лучших традициях классицистического искусства, основанного на достижениях античности.
Возможно, такие сюжеты, как убитая лань на рогоже или упавшая лошадь с рядом стоящим волком, не достойны «высокого искусства». Но русское искусство второй половины XIX века становится более демократичным, и такие темы нашли свою реализацию в творчестве многих русских скульпторов, в том числе у Николая Либериха и Петра Клодта фон Юргенсбурга. В скульптурной бронзовой композиции Либериха «Охота. Струнка волка» разворачивается динамичная сцена погони всадника с собаками за диким хищником.
Коллекция русского и западноевропейского искусства ГМИ РК имени А. Кастеева таит в себе ещё немало шедевров, которые, безусловно, будут показаны нашему зрителю на различных тематических выставках.