Аргали сохранит трофейная охота

Максим ЛЕВИТИН
В начале декабря прошлого года в Бишкеке прошёл очередной семинар в рамках трансграничного сотрудничества для сохранения аргали (архаров).Мероприятие организовано CMS UNEP (Боннская конвенция по мигрирующим видам), GIZ (Германское общество по международному сотрудничеству), BMZ (Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии) и департаментом охоты Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства правительства Республики Кыргызстан.

Ведущие эксперты из Пакистана, Афганистана, Германии, России, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана и других государств обсудили матрицу плана действий по сохранению архаров. Были представлены презентации успешных проектов по сохранению редких видов животных. Тахир Рашид из Пакистана ознакомил участников с деталями знаменитого проекта «Восстановление мархура в Торугарте», в котором благодаря разумному и справедливому распределению доходов от трофейной охоты, численность мархура за 15 лет выросла с нескольких десятков до трёх тысяч особей.
Навиндер Сингх рассказал о системе управления охотничьими животными в Швеции, где на сравнительно небольшой территории добываются сотни тысяч лосей, больше, чем в громадной Российской Федерации.
Том де Муленар ознакомил экспертов с требованиями СИТЕЗ (Конвенция по международной торговле вымирающими видами фауны и флоры) в отношении экспорта трофеев аргали. Также он рассказал о деятельности международной программы, которая собирает оперативную информацию о нелегальной торговле редкими видами. Он отметил, что часто официальная, полученная от уполномоченных органов статистика браконьерства существенно расходится с данными экспертов этой программы.


Кай Вольшейд (CIC – Международный совет по охоте и охране дикой природы) рассказал о роли международного сообщества трофейных охотников в сохранении редких видов.
– Люди обычно не понимают ценности природных ресурсов, не имеющих рыночной стоимости, – считает г-н Вольшейд. – Во многих странах сообщество трофейных охотников – это пока единственный институт монетизации ресурсов охотничьих животных. Высокая цена охоты на некоторые виды (в сотни раз превышающая их реальную стоимость на внутренних рынках) по сути является наиболее эффективной формой финансирования природоохранной деятельности.
Проще говоря, если просто дать нам деньги на сохранение архаров, то мы их можем потратить неэффективно, а если нам будут платить за трофей, то волей-неволей нам нужно этот трофей как-то сохранять.
Кристиане Реттгер представила план действий по трансграничному сотрудничеству по сохранению архара в странах ареала, сайт и систему коммуникации между участниками программы.
Алмаз Мусаев, заместитель директора департамента охоты Республики Кыргызстан, ознакомил собравшихся с институциональными и нормативно-правовыми реформами в сфере управления охотой и пастбищами.
Нам кыргызский опыт показался наиболее интересным, так как мы с нашим южным соседом имеем намного больше общего, чем с патриархальным Пакистаном или демократической Швецией.


Оптимизация нормативно-правовой базы в области управления ресурсами диких животных коснулась в Кыргызстане многих статей и пунктов, но объём данного материала позволяет лишь упомянуть несколько из них:
1. Охотничьи угодья в ключевых местах обитания редких и охотничьих животных могут иметь статус основного землепользования.
Но субъект охотхозяйственной деятельности обязан в этом случае платить в пастбищный комитет на местном уровне за пользование пастбищами такую же сумму, как и при отгонном животноводстве.
2. Егеря частных охотничьих хозяйств уравнены в правах с государственными инспекторами охраны природы и наравне с ними получают премию в размере 30 процентов от суммы иска за вскрытый факт браконьерства или иных действий, нанёсших ущерб животному миру. Введён также институт общественных инспекторов, которые тоже имеют право на премию за составление протокола.
(Иными словами, борьба с браконьерством – это не привилегия избранных, а право и обязанность любого гражданина. – Прим. автора.)
3. Плата от реализованных лицензий на аргали распределяется следующим образом:
– 20 процентов – в местный бюджет на поселковом уровне;
– 35 – охотпользователю, с обязательным целевым использованием на охрану и биотехнические мероприятия;
– 35 – уполномоченному органу с обязательным целевым использованием на охрану;
– 10 процентов – в бюджет.
4. По мнению кыргызского уполномоченного органа, сохранить аргали Кыргызстану позволит трофейная охота вкупе с целевым использованием полученной прибыли на охрану и воспроизводство вида.
Закон насчёт целевого использования – на самом деле определяющий. У нас в Казахстане до 2002 года под фиговым листочком «научных целей» проводилась трофейная охота на аргали, но положительного влияния на сохранение архаров замечено не было, так как вся полученная от неё официальная прибыль растворялась в бюджете, а личная мотивация исполнителей, как всегда, скромно пряталась в тени неформальных отношений. Ни местные органы самоуправления, ни охотпользователи, ни инспектора не получали от такой охоты законных выгод.
План действий по сохранению аргали предусматривает согласование национальных законодательств среди стран, подписавших Боннскую конвенцию. Конечно, парламент каждой страны вправе сам регулировать своё природоохранное законодательство, но, подписав Конвенцию, государства ареала берут перед мировым сообществом ответственность за сохранение включённых в неё видов.

Фото автора

Метки:

Ваш комментарий