Анна МАЦЮК
Мировой экономический кризис диктует свои условия. Спад на рынке выездного туризма понятен – выезжать за рубеж стало дорого. Но, с другой стороны, открываются новые перспективы и есть резервы для роста именно внутреннего туризма. Где и как сегодня могут отдохнуть казахстанцы, мы узнали у руководителя Управления туризма и внешних связей города Алматы Тимура Дуйсенгалиева.
Как раз в этом году мы ожидаем, что внутренний туризм даст ощутимый рост. В Казахстане множество зон отдыха, но здесь главное понять, если ты вдруг меняешь ориентиры, то хочется, по возможности, на что-то равноценное. И вот здесь, конечно, есть проблема. Инфраструктура наших зон отдыха пока не дотягивает до уровня тех стандартов, к которым привыкли люди, ранее отдыхающие в Таиланде, Турции и других странах. Тем не менее в этом направлении работа идёт, к примеру, на озере Алаколь скоро будет построен 5-звёздочный отель, на Балхаше уже построен современный санаторий.
Тимур Талашевич, то есть можно сказать, что долгожданный спрос и стимул для развития инфраструктуры у нас появился?
– Появился реальный рынок, реальный клиент, который может на самом деле опираться на свой предыдущий опыт и требовать более высоко сервиса. Ожидая при этом, что всё это он получит здесь, на родине. С другой стороны, растёт сегмент достаточно простого и доступного туризма. Для любого человека, на каком курорте он бы ни находился, нужна чистая постель, вкусная еда, нормальная береговая линия, если это пляж и безопасность. Поэтому можно начинать с достаточно простых объектов и сервисных услуг, но это совсем не значит, что на этом нужно останавливаться.
Существует ли реальная перспектива того, что в ближайшее время не только казахстанцы будут путешествовать по стране, но и наши соседи – россияне или китайцы зачастят к нам?
– Безусловно, уже сегодня достаточно большой поток россиян приезжает к нам на Алаколь, в «Голубой залив», в Щучинско-Боровскую курортную зону, в «Баянаул», на Балхаш. Причём едут, как правило, своим ходом. В связи с кризисом российскому рынку Казахстан интересен, и мы на это рассчитываем! К тому же сейчас находится на утверждении наша «Дорожная карта» (Алматинская), которую мы готовили с региональной палатой предпринимателей. В ней прописан, условно говоря, ряд системных мер, которые мы можем решать совместно. Это в первую очередь визовые процедуры, а также обеспечение транспортными услугами наших граждан, которые хотят, к примеру, выезжать в тот же «Алтын-Эмель» не только по выходным. Сегодня купить новые комфортабельные автобусы не может позволить себе ни одна турфирма. Поэтому нужны какие-то законодательные меры, позволяющие через фонд «Даму», либо через другие институты развития оформлять в длительный и недорогой лизинг нужную технику. Сегодня реально, если единовременно приедет большое количество китайцев или россиян, транспорта на всех не хватит. В то же время вопрос можно решить достаточно просто, если институты развития пойдут нам навстречу.
Не так давно в Алматы приезжал мэр города Сочи, который с гордостью утверждал, что после XXII зимних Олимпийских игр Сочи по праву считается туристской столицей России. Можем ли мы с таким же успехом назвать Алматы туристской столицей Казахстана?
– Конечно, тем более что Алматы – это единственный полноценный туристский кластер. Мы можем одновременно быть интересны для разных видов туризма. От бизнесменов до «рюкзачников». Другими словами, Алматы – это центр притяжения! Стартовая точка для путешествия по всему Казахстану. Конечно, идеи есть и по инфраструктуре города и по созданию новых объектов, мы над этим работаем, поэтому потенциал города будет только расти! Так что свою нишу мы точно имеем, здесь не стоит сомневаться. Ну а стать вровень с другими столицами – амбиций и стараний тоже хватит!
В прошлом году на одной из конференций вы говорили, что в ближайшее время для привлечения туристов из России и Юго-Восточной Азии нужно пересмотреть список рынков-поставщиков, а также оптимизировать затраты на рекламно-имиджевые мероприятия и географию международных выставок. Что сделано за год в этом направлении?
– Есть такое понятие «туризм» – это тот же товар, который нужно продать. Поэтому здесь лучше рассматривать два инструмента, два подхода – это выездные ярмарки и международные выставки, когда мы свой товар вывозим куда-то и показываем туристской общественности. Это один путь. Но есть и более короткий путь, когда мы, располагая хорошим продуктом, приглашаем к нам на информационные туры. Второй вариант наиболее выгоден, ведь мы значительно сокращаем время. Алгоритм простой, когда мы едем за рубеж и показываем там свой товар – в лучшем случае первые продажи пойдут через год, два. Поэтому нужно стараться их рынок приблизить к себе, в этом направлении и шла работа в нынешнем году.
Как сегодня обстоят дела с продвижением казахстанского туристского имиджа?
– Самое интересное, что произошло на сегодняшний день, – это кризис, который хоть и создаёт проблемы, но даёт новые возможности! Наш турпродукт, наши услуги стали более конкурентоспособными, а в продвижении огромную роль играет цена. Теперь мы ставим перед собой задачу – донести информацию о наших туристских возможностях как можно шире и обстоятельнее. Основные рынки – это Россия, Китай, Индия и Иран. Европу мы, конечно, не забываем, но она не даст нам такого потока туристов, как эти страны. Поэтому наш фокус – это системная работа именно с этими странами. Организация инфотуров, работа по поиску серьёзных партнёров, реально заинтересованных в работе. Поэтому я считаю, что результат той работы, которую мы в этом году проводим – расширяем событийный ряд, информированность населения, разрабатываем новые турпродукты, уже буквально через год принесёт плоды.
Фото предоставлены Управлением туризма и внешних связей г. Алматы