Марат УАЛИ и Марал ТОМПИЕВ
Большинство казахов уверены, что Сарыарка всегда была казахской. Однако все доступные нам источники XVII–XVIII веков – русские дипломатические документы и свидетельства путешественников, казахские исторические предания, местная топонимика, джунгарские могилы «Калмак кырылган», джунгарский фольклор – свидетельствуют о том, что часть ойратских племён в XVII веке кочевали в Сарыарке. Казахи называли их киши каракалмак – малые калмаки. для нескольких поколений малых калмак Сарыарка стала второй родиной…
КОРОВЫ И ЛОШАДИ
Если территории Калмыкии на западе Казахстана и Джунгарии – на востоке более-менее известны, то в Сарыарке ситуация была несколько сложнее. Хотя нередко малые калмаки выступали самостоятельной силой, имели посольские отношения с Россией, воевали против Казахского ханства, но в итоге не смогли создать своего государства. Тем не менее они продолжали самостоятельно кочевать по Сарыарке отдельными улусами-анклавами под управлением Далай Батура, его сыновей, Хундулена Убаши и других тайджи. В русских документах не раз упоминается Далай Батур как главный «колмацкий тайша» и места его зимовок «в Казачьей Орде на рубеже». Казахам просто повезло, что на севере не возникло третье ойратское государство.
Возникают вопросы: как шло разграничение казахов с малыми калмаками? Где же был упомянутый выше «рубеж Казачьей Орды»?
В исторической литературе мы не нашли однозначного ответа на эти вопросы. Понятно, что если письменных источников, монет и археологических развалин нет, то для историков вопрос неразрешим. Тем не менее включим логику и попробуем найти ответ, проанализировав разницу в составе стад двух соседних кочевых народов.
Оставшиеся в Сарыарке отдельные улусы дербетов и хошоутов имели самостоятельный статус и не всегда подчинялись джунгарскому хунтайджи. Особенно при Далай Батур тайджи (ум. около 1637 г.), который был независимым правителем и вёл самостоятельные дипломатические отношения с Россией. В посольских документах русско-ойратских отношений XVII века часто упоминается его имя, его кочевья у подножия гор Итык (Ерейментау), а также места кочевий калмаков по берегам Иртыша и Ишима, Нуры и Убагана, в горах Казылык, где-то «возле Казачьей Орды».
Хорошо известно, что главной частью кочевого стада у обоих народов были овцы (60–75%), а остальная часть отличалась тем, что ойраты держали преимущественно крупный рогатый скот – коров, а казахи – лошадей. В чем причина этих отличий и как это отражалось на выборе кочевых маршрутов? В первую очередь, конечно, влияют исторические традиции ойратов как лесостепных жителей и казахов как чистых степных кочевников. А вот для ответа на вопрос, как это отражается на выборе кочевых маршрутов, предложим свою версию, основанную на отличиях кочевого скотоводства ойрат от кочевых традиций казахов, а также их питейных предпочтений.
«А сам он, Баатырь тайша,кочует на Итыковых горах от Тобольска месяц ходу, а иные многие тайши с колмацкими людьми прикочевали блиско твоей царской отчины – сибирских городов, и кочюют ныне вверх по Ишиму промежю Тоболом».
История Казахстана в русских источниках(ИКРИ), док. № 179 от 1620 г
АРХИ И АРЗА
Ойраты, имея в составе стад относительно большое количество коров (до 22%), занимались преимущественно отгонным скотоводством. Такие традиции, кстати, сохраняются и в настоящее время среди калмыков и монгол. Выпас коров требует хорошего травостоя, обильных водных источников и небольшого радиуса кочевания (15–20 км). Поэтому при существенной доле коров в структуре стада ойраты не могли, как казахи, кочевать в пустынных степях, или, как киргизы, в высокогорьях. Исторические места обитания ойратов в западном Прибайкалье, на склонах Монгольского Алтая, на Чёрном Иртыше отличались территориальной ограниченностью и достаточной водообеспеченностью. Следуя этим традициям, ойраты в XVII веке, добившись военного и политического преимущества, обладая возможностью выбора, занимали лучшие водообеспеченные пастбища, и не только в Сарыарке. Места их кочевий располагались в долинах рек Аягоз, Или, Чу, Сарысу, Ишим, Тобол, Убоган, Иртыш, Эмба, Жаик, Иргиз и др., а также в других предгорных долинах Сарыарки и Жетысу.
Соседние же с ойратами казахи были вы-теснены на юг, в низовья рек Чу и Талас, в горы Каратау. Используемые казахами северные жайляу – полупустынные и маловодные степи Приаралья, Бетпакдалы и При-балхашья со скудным травостоем (0,5–3 ц/га) вынуждали к увеличению площади пастбищ для жайляу, и, соответственно, радиуса кочёвок (50–150 км). Овцы и лошади могли выдерживать такие условия и расстояния кочёвок, а коровы – нет. По нашему мнению, казахи, кочевавшие в пустынных и полупустынных степях, не держали коров. Об этом говорят и русские исследователи XIX века Я. Гавердовский и А. Левшин, утверждавшие (в начале XIX века), что сто лет назад крупного рогатого скота у казахов вообще не было и что коровы появились у них позже – как добыча от проходивших в 1771 году торгоутов.
В пищевом рационе ойрат большую роль играла молочная продукция: масло, сливки, сметана, творог, курт, айран, само молоко для калмыцкого джомба чая. Особое значение имела молочная водка – архи (по-тюркски арак) – традиционный напиток всех монголов (и ойрат). Изготавливается путём перегонки забродившего молока. Молоко бродит около недели, и в итоге получается прохладительный слабоалкогольный напиток чигян – основа под архи. После первой перегонки самогонным аппаратом получают архи, после двойной перегонки получаемый самогон называется арза. Из 100 литров чигяна выходит менее 10 литров арзы с содержанием алкоголя до 25–30 процентов.
А вот независимое свидетельство немецкого профессора Г. Ледебура, который в составе немецкой научной экспедиции побывал на Алтае в 1826 году и встречался с калмыками (из сборника «Живописное путешествие по Азии»): «Наклонность калмыков к кочевой жизни препятствует у них успехам гражданственности, но, может быть, не менее пагубна в этом отношении беспредельная страсть их к крепким на-питкам: все уверяли меня, что летом трудно встретить достаточного калмыка в трезвом виде. Оттого путешествия в здешнем крае и сношения с этим народом крайне затрудняются, особенно если вы имеете дело до зайсанов, которые почти беспрестанно ездят один к другому в гости и тянут араку». Трезвого калмыка можно было встретить зимой, когда молока нет. Проницательный читатель скажет, что архи можно делать из кобыльего молока. Да, можно. Но кобылу надо доить пять раз в день, получая три-четыре литра, а корова при двухразовой дойке дает 12–15 литров сырья в день. Чувствуете разницу? Из кобыльего молока много арзы не сделаешь, а ойраты были «ещё теми» любителями самогона.
«Значительная доля молока использовалась для приготовления чигяна, из которого, как правило, выкуривалась молочная водка – арака. Перегонка кислого молока на водку была массовым явлением. ею занималась каждая семья».
«Калмыки». У. Эрдниев
КУМЫС
Казахи предпочитали «стирать черноту печали с сердца пьющих» не архи и арзой, а кумысом, и в составе стад держали относительно большое количество лошадей (до 36%). О пристрастии казахов к кумысу хорошо известно любому современному казаху, но для симметрии и пущей убедительности приведём независимые свидетельства посторонних свидетелей и путешественников из прошлого. Вот, например, независимое свидетельство другого немецкого путешественника, Е. Мейера, о казахах Каркаралы (из той же немецкой экспедиции 1826 года): «Впрочем, они вообще трезвы и умерены, и хотя довольно неопрятны, однако же всё же не так, как калмыки… Всего более держат кобыл для избежания недостатка в кумысе. У многих султанов и богачей есть страшные табуны от четырёх до пяти тысяч».
Помню, как в детстве, на каникулах жил у деда в Каркаралинском районе. Конечно, тогда уже не было личных стад в тысячи лошадей. И коров, кстати, не было, а овцы и лошади были совхозными. Но у деда была одна кобыла, которую он сам лично доил пять раз в день. Кобылье молоко сливали в деревянную сабу, закрытую крышкой, из отверстия которой торчала мутовка – писпек. Кумыс в сабе нужно было мешать писпеком несколько часов в день. Дед заставлял меня заниматься этим муторным занятием, а на улице ждали мальчишки, игра в асыки, скачки на лошадях. Бабушка, видя мое нетерпение, нередко отпускала меня и сама бралась за писпек. Суточный кумыс – саумал – сливали в другую сабу, где он доходил и набирал градусы. Его пили взрослые, а нас, детей, поили саумалом.
«Кумыс подобен ароматному напитку из райской реки… белизна его цвета стирает черноту печали с сердца пьющих… Он наложит пластырь удовлетворения на язву голода. Этот благодатный напиток вдыхает жизнь и исцеляет больное тело… его веселящее опьянение не достигает до предела потери разума, чтобы наложить на него запрет подобно вину. наоборот, кумыс укрепляет мозг, освещает светом радости и веселья мрак нутра мозга».
«Записки бухарского гостя». Фазлаллахибн Рузбихан (1514 год)
ГДЕ ШЛА ГРАНИЦА
Такая разница между соседними кочевыми народами в питейных традициях и, соответственно, в составе стад объясняет мно-гие моменты их расселения, использования тех или иных пастбищ. Ойратам безводные степи были совершенно не нужны. Они не могли кочевать в Бетпакдале, в Сарыесик-Атырау, в Приаральских Барсуках, поэтому и политическая граница между казахами и ойратами в Сарыарке формировалась главным образом как естественная граница между разными зонами влагообеспеченности, то есть между природно-климатическими зонами Центрального Казахстана. Сейчас эта граница пролегает между полупустынной и пустынной зонами Сарыарки, и она хорошо известна. Она указана на климатических картах Казахстана и проходит севернее Балхаша около 470широты, с востока, от западных склонов Тарбагатая, на запад, через реки Аягоз, Баканас, Дагандалы, южную часть гор Абралы, Бахты, Кент, Каркаралы, реки Нура, Кайракты, Сарысу, Моинты, горы Тайаткан-Шунак, вновь по Сарысу, до реки Белеуты и озера Шубартениз. Далее уже политическая граница уходила на север по хребту Арганаты на Тобол. В своих путешествиях по Казахстану мы не раз пересекали эту условную границу. Действительно, севернее климат более влажный, норма выпадения осадков – более 250 мм/год, урожайность травы – 3,5–12 ц/га, имеется много рек и озёр, есть леса для зимовок и заготовки дров. Для коров – раздолье. Там и кочевали малые калмаки.
Конечно, граница не была опутана колючей проволокой, а была условна. Часть калмаков нередко зимовала вдоль неё («возле Казачьей Орды»), а весной уходили на жайляу в Ишимскую степь, вплоть до русской границы. Часть Орта жуза зимовала на южных берегах Балхаша, переходя озеро по льду, а весной уходила на север, на места джунгарских зимовок.
К концу XVII века группировка малых калмаков уменьшилась и ослабела. В результате междоусобных конфликтов часть хошоутов ушла к калмыкам, часть дербетов вместе с Галдан Бошокту ханом ушла на завоевание халха-монголов. Оставшиеся немногочисленные улусы подчинились Джунгарии и стали её периферией. Зато казахи постепенно усиливались, и с конца 1720-х годов сполна воспользовались слабостью не всегда трезвого ойратского духа, вытеснив малых калмак и расселившись по Сарыарке.
Фото авторов
Архи.
Забытый рецепт возрождён! Изготовлю под заказ.
Тел: +7 707 108 0003