Выражение “Долина царей” у большинства ассоциируется с Древним Египтом, храмами Луксора и гробницами на восточном берегу Нила. И мало кто знает, что своя Долина царей располагается в сердце Евразии, от озера Иссык-Куль до истоков Енисея.
“Народная историческая память” донесла из глубины веков легенды: в незапамятные времена в окрестных холмах хоронили исключительно знатных людей. Современная археология полностью подтвердила легенды: в Долине Царей действительно обнаружены древние курганы, где похоронены представители знати. Но археология – наука особая. И здесь каждая находка нередко несет с собой множество новых тайн. Одной из которых и стало знаменитое “Иссыкское письмо”, которое очень долго не поддавалось убедительной расшифровке.
Но сегодня таинственное послание, дошедшее до нас из глубины тысячелетий, удалось расшифровать азербайджанскому ученому-историку, сотруднику Института археологии и этнографии НАН Азербайджана Зауру Гасанову.
Какие загадки “Иссыкского письма” удалось раскрыть, как проходит процесс расшифровки таких письмен – об этом и многом другом наша беседа с Зауром Гасан оглу Гасановым.
- Cреди ученых-историков вряд ли кому-то необходимо объяснять, что такое “Иссыкское письмо” и почему его расшифровке придается такое значение. Но о широкой аудитории этого сказать нельзя. Поэтому давайте введем читателей в курс дела: о чем вообще идет речь?
– Надпись, о которой идет речь и которую мне удалось расшифровать, имеет прямое отношение к одной из тех находок археологов, о которых в течение десятилетий с уважением говорят специалисты многих стран. Напомним: в 1969 году казахские археологи недалеко от Алмааты обнаружили курган, в боковой могиле которого был захоронен скифский царевич. Большинство скифских курганов, к сожалению, было еще в древности разграблено, но на сей раз археологам повезло: могила царевича не подверглась грабежу и полностью сохранилась. Ученым достались богатые находки. Захороненный царевич был облачен в костюм из золотых бляшек, нашитых на ткань. На его голове был остроконечный головной убор полностью украшенный золотыми зооморфными фигурами и четырьмя стрелами, представлявшими собой символ власти. Всего, в кургане было найдено около четырех тысяч золотых изделий. Кроме того, здесь были найдены железные меч и кинжал инкрустированные золотом, бронзовое зеркало, серебряная ложка, серебряная чашас надписью на ней, и многое другое. Именно этого скифского, или сакского, царевича ученые называют сегодня “золотым человеком” или “золотым воином”. И если есть археологические находки, которые знаменуют собой переворот в науке, то это одна из них.
– А что вы можете сказать конкретно об Иссыкской надписи?
– В числе прочего, в этом кургане была обнаружена и серебряная чаша с рунической надписью, которая не поддавалась убедительной расшифровке в течение многих лет. Но теперь ее удалось прочитать. Как показало чтение этой рунической надписи из Иссыкского кургана на основе фонетики орхоно-енисейскихи древних ближневосточных знаков, надпись имеет тюркское происхождение. В оригинале надпись записанна следующим образом: Dort bul kuz S?ngl?y? ?r. Us yuz y?g anta ?c?r.А ее перевод таков: “Четырех (углов) сторон света племена Сынглы воспевают. Три сотни оплакивающих клятву пьют”. Причем нам удалось выявить целый ряд грамматических, исторических, включая ссылки на Геродота и “Историю китайской династии Хань”, а также литературных свидетельств, подтверждающих достоверность именно такого прочтения надписи.
– А какие именно исторические свидетельства подтверждают ее достоверность?
– Таких свидетельств в расшифрованном тексте имеется по крайней мере четыре. К ним можно отнести следующее: имя золотого воина символизирует меч. Наличие в тексте фразы “пить клятву”. А также символика упоминаемых здесь цифр 4 и 3. Попытаюсь более подробно расcказать вам об этом.Мне удалось установить, что имя захороненного царевича – Сынглы. Это даже не имя, сколько титул Иссыкского золотого воина. Так, слово “Сынглы” идентично названию божественного клинка “Чинг-лу”, который принадлежал императору всех хуннов. Об этом написанно в китайских источниках периода династии Хань. Причем хунны поклонялись девяти небесам, но храмы воздвигали только в честь “Чинг- лу” или “Сынглы”. В истории китайской династии Хань есть упоминания о том, что хунны поклонялись мечу и золотому воину. Та же информация встречается и у Геродота. По его словам, скифы воздвигали святилища Аресу (богу войны) в виде железного меча, установленного на четырехугольной площадке на вершине холма.В Иссыкской надписи племена, окружающие царя, представлены цифрой 4 (“племена четырех углов”). В мифе царских скифов “о происхождении от Таргытая” приводиться информация о делении племенного союза первоскифов на 4 племени. В надписи страна Сынглы представлена в виде четырех углов. В своей работе Геродот описывает Скифию в виде четырехугольника. Погребальная яма скифского царя также имеет четырехугольную форму. На голове золотого воина четыре стрелы. В надписи представители племенного союза делятся на “три сотни”. У Геродота в скифских мифах “о происхождении от Таргытая” и “от Геракла” первоскифы представлены тремя братьями. В надписи три сотни оплакивают Сынглы, а у Геродота детально описывается процесс оплакивания скифского царя всеми племенами Скифии. Наконец, сообщение Иссыкской надписи о том, что оплакивающие Сынглы “пьют клятву” идентично информации Геродота о клятвенном обряде скифов: “Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши”. Аналогичные свидетельства есть у китайских историков. Описанный Геродотом клятвенный обряд скифов дошел до нас в золотом изображении IV в. до н. э., найденном при раскопках скифского кургана Куль-Оба в Крыму: здесь два скифа пьют за клятву крови одновременно из одного сосуда, прислонившись щека к щеке и нос к носу. И даже в современном азербайджанском языке есть выражение аnd icm?k. Как видно из изложенного, за каждым ее словом, за каждым знаком Иссыкской надписи, кроется целый пласт ценнейшей информации о скифских обрядах, которые таят в себе немало загадок.
– И одна из этих загадок – на каком языке говорили скифы…
- Да. История скифо-сакских племен занимает одно из самых важных мест в истории Евразии первого тысячелетия до н.э. Написано об этом удивительном народе достаточно много, первые источники восходят еще к античным временам. Но, к огромному сожалению, существо языка этих воинственных народов нам известно только по письменным сообщениям их соседей – ассирийцев, вавилонян, греков, персов и римлян. Но в тех источниках в основном приводятся имена богов, первопредков и царей скифо-саков, и очень редко – некоторые слова из их языка с переводами значений. Отсутствие письменных источников на языке скифов и саков, в конечном итоге, и вызвало множество споров о том, что представлял собой скифский язык. Эти споры среди историков ведутся еще с конца XIX века, и точка зрения, которую принято именовать общепринятой, пересматривалась не раз. И если первые исследователи скифов относили их к урало-алтайским народам, в том числе и к тюркским, то сегодня большинство исследователей разных стран настаивает на иранском происхождении всех скифо-сакских племен. Однако письменные источники для подобных выводов оснований не дают. Более того, говорить о неком едином “скифском языке” не совсем корректно. В “Истории” Геродота указывается, что в Скифии люди говорили на семи языках. Что это были за языки, “отец истории” не уточняет, но указывает, что часть скифов говорила на эллинском языке. А это уже серьезное доказательство, что скифов нельзя рассматривать как единый этнос, говоривший на одном языке. Особый интерес для ученых представляет сегодня язык, на котором говорило племя царских скифов. Они являются одним из немногих народов древнего мира, о которых в древних письменных источниках есть достаточное количество информации, чтобы можно было судить об их языке и культуре. Геродот подробно описывает их историю, мифологию, обряды, приводит имена их царей и богов, а также слова из их языка. В моей книге “Царские скифы” мне удалось установить, что язык этого племени относился к тюркской языковой группе.Что касается остальных племен населявших земли скифов и саков, то мы владеем сравнительно меньшим количеством информации о них. Именно по этой причине археологическое свидетельство с образцом письменности саков представляет огромное значение в деле изучения языка этого древнего народа.
– А как назывался народ написавший Иссыкскую надпись?
– Персы называли всех скифов сака, по названию наиболее близкого к ним скифского племени. В русской науке этот народ называют скифы. Но мне удалось установить, что в древнегреческих текстах слова скиф не существует. Это искаженная русская версия. В греческих источниках скифов называют куз. В ассирийских и вавилонских надписях скифов называют иш-куз и аш-гуз. Как мы видим основой названия этого народа является слово гуз. Расшифровка Иссыкской надписи показала, что сами Иссыкские племена также называли себя куз. Все эти названия идентичны названию огузов.
– Какие наиболее важные выводы можно сделать в результате прочтения Иссыкской надписи?
– Это по крайней мере два вывода. Один из них касается расовой принадлежности древних тюрков, а второй времени происхождения тюркской письменности. Мой казахский коллега академик Оразак Исмагулов определил, что захороненный в кургане Иссык “золотой человек” имеет характерный для семиреченских саков европеоидный облик с некоторой примесью монголоидных черт. Возраст его ученые определили в 16-18 лет. Он скорее всего был молодым царевичем скифо- саков юго-восточного Казахстана. Как отмечает К. А. Акишев, антропологами установлено, что в Средней Азии и Казахстане в V в. до н.э. (к этому времени относиться захоронение Иссыкского царевича) основная масса населения имела резко выраженные европеоидные черты. Исключение составляли отдельные племена, населявшие территории, близкие к Северной Киргизии и югу Казахстана, именно здесь в результате расового смешения происходила ранняя монголоизация населения. Получается, что в V в. до н.э. европеоиды говорили на тюркском языке. Это очень важный вопрос. Согласно устойчивому стереотипу, тюрки могут быть лишь монголоидами, и если сегодня археологи находят, условно говоря, “европеоидное погребение”, то сразу пытаются сделать заключение, что оно не может иметь никакого отношения к тюркам. Прочтение Иссыкской надписи на тюркской основе полностью переворачивает наше представление о расовом составе тюркских племен 2500 лет тому назад. Еще один очень важный вывод прочтения Иссыкской надписи заключается в том, что тюркские народы в V в. до. н.э. имели письменность. Приблизительно к этому же времени относиться появление персидской письменности. То есть письменная культура тюркских и персидских народов являются ровесниками.
– Возможно, мой вопрос покажется дилетантским, но как вообще проходит процесс чтения таких надписей?
– Здесь действительно множество секретов. В клинописи, к примеру, один знак может обозначать целое слово или отдельный слог. Во многих древних текстах гласные буквы при письме пропускаются. Чаще всего ученые должны определить еще и язык, на котором эта надпись сделана, и нередко язык этот оказывается неизвестным современной науке. Что же касается “Иссыкской надписи”, о которой идет речь, то эта надпись выполнена знаками, очень похожими на знаки орхоно-енисейского и таласского письма древних тюрков. Текст состоит из 25 знаков, кроме того, здесь присутствует одна идеограмма в форме прямоугольника и один отдельно стоящий от текста письменный знак. Исследователи, которые брались за расшифровку этого письма, должны были ответить на множество вопросов: где должна находится прямоугольная идеограма при чтении – слева от текста или справа? То есть где у этого текста начало а где конец? Читать надо справа налево или слева направо? Сколько здесь на самом деле букв – если учесть, что некоторые гласные могли быть пропущены? И, наконец, какие звуки обозначают эти 25 знаков? Насколько такое чтение соотносится с тем, что уже известно историкам о том народе, который оставил нам этот артефакт? И любое предположение должно быть четко и убедительно обосновано и доказано. Надпись на чаше из Иссыкского кургана ранее пытались прочитать неоднократно, но результатов, не вызывающих сомнений, получить не удавалось.
– То есть попытки чтения и расшифровки “Иссыкской надписи” предпринимались и прежде?
– Да. Но, к сожалению, эти попытки нельзя называть убедительным. Так, Я. Харматта пытался прочитать Иссыкскую надпись на основе иранских языков. В то время как Иссыкская надпись состоит из 25 знаков, Харматта при транскрипции записал ее 67 буквами в латинской графике. Другими словами, он произвольно добавил 42 новые буквы к тексту письма.Но и тюркские попытки расшифровок надписи на серебряной чаше не очень убедительны. Тюркологами в основном ошибочно определяется начало и конец текста. Искусственно, добавляются гласные, в то время как они уже имеются в тексте надписи. Неправильно определяется направление текста – справа налево. В то время как надпись написана слева направо. При чем в самом тексте есть прямое указание на это. Наконец самое главное – ни одна из попыток дешифровки не имела исторического подтверждения. Иссыкская надпись представляет собой образец письменности 2500 летней давности. Расшифровка Иссыкской надписи позволяет пролить свет на подлинную историю скифо-сакских племен. Где еще очень много неясного и, к сожалению, хватает устоявшихся заблуждений.
– Спасибо за беседу
Газета “Эхо” (Азербайджан)