Битва за Сарыарку

Мурат УАЛИ и Марал ТОМПИЕВ
Обширные возвышенные плато и низкогорные массивы Центрального Казахстана составляют единый геолого-климатический регион и простираются с запада на восток от Тургайской ложбины до Иртыша и Аягоза на 1000 километров, а с севера на юг от гор Кокшетау до Балхаша – на 800 километров.
Геологи называют этот регион «Казахской складчатой страной», географы – «Казахским мелкосопочником», русские путешественники XVIII века – «Зюнгорской (джунгарской) степью», а сами казахи именуют Сарыаркой…

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАЛА САРЫАРКА

Мы покидаем Улытауский район и едем на восток по направлению гор Тайаткан – Шунак и реки Моинты. В предгорьях Улытау нас мучила пыль и жара, но стоило отъехать от Жезказгана на сотню километров, как небо заволокло тучами и пошёл настоящий ливень. Вода заливала ветровое стекло, а пара особо яростных порывов ветра чуть не снесла тяжёлый «Лэндкрузер» с трассы. Пришлось сбавить скорость. Дождь с перерывами шёл весь день и всю ночь, зато под вечер, в одном из перерывов мы увидели впереди огромную и яркую радугу. «Тенгри подаёт нам знак благословения», – сказал Марал и сильнее пришпорил нашего тулпара…
Сам Марал – уроженец Северного Прибалхашья, поэтому приближение к родным местам вызвало у него поток воспоминаний и рассказов о Сарыарке.
Марал: Сарыарка представляет собой возвышенное плато, на котором беспорядочно раскиданы многочисленные сопки, холмы и увалы высотой до 40–50 м. Кроме того имеется несколько невысоких горных хребтов, покрытых лесом. Кроме Улытау, это Каркаралы, Баянаул, Кокшетау, Кызыларай, Кызылтау, Чингистау, Акшатау, Бектау-ата и др. С севера регион открыт для вторжения арктических воздушных масс, поэтому здесь беспрепятственно циркулирует Сибирский антициклон. Это самая северная зона лесостепного кочевого скотоводства. Севернее кочуют только якуты на оленях. Зима холодная и ветреная, и снежные бураны не позволяют кочевникам зимовать, где попало.
Мурат: Где же они зимуют?
Марал: Кыстау (зимовки) возможны только в отдельных выделенных местах – в камышах по берегам рек и озёр или в защищённых горных долинах, окружённых лесом. Там, где можно найти дрова для отопления. Тот, кто владеет зимовками, владеет Сарыаркой. На севере Сарыарки для зимовок подходят лесистые горы: Баянаул, Эдрей, Ку, Кент, Догалан, Бахты, Абралы, Актау, Ортау, Бугылы, Тагылы, Кызылтас. Ну а летом – рядом великолепные жайляу, на которых воздух чист и бодрящ, вода из родников прозрачна и холодна, а трава мягка, как тонкая шерсть. Казахи зимовали на юге в низовьях рек Талас, Чу, в предгорьях Каратау, на южных берегах Балхаша. А весной уходили через Бетпакдалу на жайляу, в гористую часть Южной Сарыарки.
Мурат: А северная часть Сарыарки относилась к территории Сибирского ханства. Там кочевали те же тюркские племена, относящиеся к кипчакам, татарам, башкирам, ногаям. Но после разгрома Сибирского ханства в Северную Сарыарку из долины Иртыша хлынули ойратские племена. Постепенно, к середине XVII века, они заняли большинство удобных зимовок в Сарыарке.
Марал: А казахи жили южнее и держали преимущественно лошадей, причём у некоторых баев их количество доходило до 20 тысяч.
Мурат: А причём здесь лошади?
Марал: Лошади были основой конницы – главной ударной силой армий мира! Торговля лошадьми была очень выгодным делом. Как сейчас Япония – мировой центр автомобилестроения, так и Сарыарка была мировым центром лошадеразведения. Туда стекались оптовики из России, Китая и мусульманских стран.


Мурат: Хотя казахские и джунгарские племена в мирные годы могли кочевать на жайляу по-соседству или даже чересполосно друг с другом, но общая тенденция была такова, что казахам пришлось потесниться на юг…
Марал: А мне мой дед Кали Томпиев говорил, что Сарыарка всегда была казахской. И на школьных картах джунгар размещают на востоке от Иртыша в предгорьях Алтая.
Мурат: Да, большинство казахов уверены, что Сарыарка всегда была казахской. Однако все доступные нам источники XVII–XVIII веков: русские дипломатические документы и свидетельства путешественников, казахский историко-богатырский эпос, местная топонимика, джунгарские могилы «калмак кырылган», джунгарский фольклор – свидетельствуют о том, что часть ойратских племён остались кочевать в Сарыарке. Для нескольких поколений джунгар Сарыарка стала второй родиной…

Фото авторов

Полный текст читайте на страницах нашего журнала.
Купить полную бумажную (либо pdf) версию

 

Метки: , ,

Ваш комментарий