Чарынский маршрут для Карлсона

Степан ПЛУЖНИК
Я много раз слышал о таинственной красоте Чарынского каньона. И вот, наконец, судьба приготовила мне незабываемое свидание с этим чудом творения природы.

Поймал на днях себя на мысли, что, прожив в Алматы чуть более тридцати пяти лет, довольно сомнительно знаю его окрестности. И я в этом не одинок, ну вот, скажем, некоторые москвичи за всю жизнь ни разу не были на Красной площади или жители Рима не посещали знаменитый Колизей. Чем это может быть вызвано? Возможно, человек, живущий в определённом месте, не сомневается, что рано или поздно он непременно посетит все достопримечательности и красоты своего региона. И зачастую так и проживает жизнь, не порадовав глаз всем тем необычным и потрясающим, что находится совсем рядом.

karlson3

Я много раз слышал о таинственной красоте Чарынского каньона, в мировом рейтинге он входит в десятку самых грандиозных каньонов нашей планеты. И вот, наконец, судьба приготовила мне незабываемое свидание с этим чудом творения природы. Эта была восхитительная мотопарапланерная трехднёвная экспедиция, которая, уверен, останется в моих воспоминаниях, составив компанию другим потрясающим путешествиям в моей жизни.

Начну с того, что пару лет назад открыл для себя интереснейшее увлечение – парапланерный спорт. Думаю, каждый хоть раз в жизни мечтал посмотреть на нашу землю с высоты птичьего полёта, взмыв высоко в небо, оказаться внутри пушистого облака, а затем со свистом в ушах, сбросив высоту, безопасно вернуться на твёрдую землю. В наше время достаточно много возможностей покорить небо, при желании можно запросто научиться управлять даже самолётом. Парапланеризм же в финансовом плане менее затратное хобби. Достаточно немного подкопить – и вот ты уже в небе!

На параплане возможен полёт как с естественной тягой – полёт в восходящих термических потоках, так и с принудительной, используя для набора высоты всем известный двигатель внутреннего сгорания. Лично мне больше по душе второй вариант. Имея за спиной 185 кубиков мощностью в 25 жеребцов, можно с лёгкостью перемещаться куда душе угодно, выбрав при этом комфортную для себя высоту полёта. Единственное, к великому моему сожалению, разрешённых мест для полётов вблизи Алматы не так уж и много, и я уже их все изрядно облетал. Поэтому, когда удаётся вырваться на пару деньков, скажем, на рыбалку с коллегами на реку Или, поехать отдыхать к соседям на Иссык-Куль, я непременно беру с собой «комплект Карлсона» и там отрываюсь по полной программе.

karlson4

…В один из тёплых сентябрьских деньков мне позвонил уважаемый пилот и инструктор по парапланерному спорту с предложением составить компанию пилотам-парамотористам, держащим путь из города Москвы с экспедицией в Чарынский национальный парк. Вот это подфартило, обрадовался я и с радостью принял его предложение. Обдумывая перед сном предстоящие полёты, я немного беспокоился из-за моего небольшого налёта, слегка пугала непредсказуемость аэрологии вблизи каньонов, а также возможное отсутствие площадок для безопасных взлётов и посадок.

Эти волнительные мысли не давали покоя моему возбуждённому мозгу. В тот момент решил для себя так: удастся полетать – будет супер, а если нет – ничего страшного. Ведь от умения правильно оценить полётные условия и трезво сопоставить их со своими возможностями зависит безопасность, а это главное.

Подъём в четыре часа утра. Еду в аэропорт встречать первую группу летунов Николая и Татьяну, а вечером на авто с прицепом и оборудованием должны подъехать Андрей и Евгения. Заметил одну особенность, когда москвичи в первый раз посещают наш город, то частенько восторженно удивляются тому, какая у нас здесь цивилизация: «О-о-о, так у вас на дорогах асфальт имеется, ого – даже и дорожные развязки есть, а мы-то думали у вас кругом пастбище с коровами и степь». Я отшучиваюсь, говоря, что не так давно у нас появилось электричество, и мы уже не дуем на лампочки, как в первые времена. Днём показываю ребятам Медеу и Кок-Тобе, затем закрепляю знакомство вкусной восточной кухней, в результате все счастливы и довольны.

К вечеру прибывают Андрей и Евгения. Ура! Все в сборе – можно отправляться в долгожданный путь. Перед дорогой короткий брифинг, обсуждаем ближайшие планы мероприятия. Андрей как организатор данной экспедиции и руководитель полётов уточняет у нас о наличии необходимой экипировки, и мы с первыми звёздами стартуем в направлении села Чунджа. Четыре часа ночных пейзажей, пересекаем перевал Кокпек и вот уже въезжаем в центр Уйгурского района. Несмотря на позднее время нашего прибытия, нас встречает сотрудник национального парка, с тем чтобы сопроводить в местную гостиницу. Довольно уютный и комфортный гостевой дом «Шарын» порадовал доброжелательным персоналом и весьма демократичной стоимостью проживания.

karlson2

Отоспавшись после ночной дороги и неплохо подкрепившись в местной столовой, мы готовы продолжить путь на территорию Чарынского национального парка. Перед выездом в парк знакомимся с руководителем отдела по охране и воспроизводству животного мира ГНПП и просто замечательным человеком Мухимжаном Жумаровым. Так как движение туристов по территории парка без сопровождения запрещено, Мухимжан составляет нам компанию, рассказывая по дороге о необыкновенных красотах Чарына.

Начать наш авиамаршрут мы запланировали у северо-восточного края Ясеневой рощи. Насколько же необыкновенно увидеть этот остров оазиса посреди выжженной солнцем степи. Согдийский ясень пришёл к нам из далёкого прошлого, сохранив неизменно свой первоначальный вид по прошествии более двух миллионов лет. Возраст некоторых деревьев рощи, только представьте себе, – порядка 700 лет.

Ну вот мы и на месте, теперь можно разбить наш небольшой палаточный лагерь и провести разведку местности на предмет наличия подходящих площадок для взлётов. Мухимжан передаёт нас местному егерю, наказывая перед своим отъездом быть осторожными и бдительными при обращении с огнём. Укрывшись от палящего солнца под кронами развесистых деревьев, собираем свои летательные аппараты, тщательно проверяя все важные узлы после транспортировки. Заботливые дамы тем временем готовят нам импровизированный обед с использованием тушёнки и зелени, сорванной где-то неподалеку. Сытно перекусив и искупавшись по дороге в реке Чарынке, идём искать подходящую площадку для безопасных стартов. Ура, всего в двухста метров от нашего лагеря обнаруживаем отличную поляну, позволяющую удачно взлетать при любом направлении ветра. Мои вчерашние страхи и опасения понемногу рассеиваются, благо погодка нас радует. Наблюдая за местной аэрологией в течение нескольких часов, принимаем решение произвести вечером пробные облёты с небольшим радиусом.

Предполётная подготовка к старту – одна из важнейших составляющих в нашем хобби. Как правило, пилот концентрируется на поэтапном контроле всего необходимого. Так сказать, некий список действий в голове, чем-то напоминающий чек-лист у пилотов большой авиации. Наконец всё готово, ветер как никогда подходящий: 1–3 метра в секунду без особых порывов. Первым взлетаю я на своём одноместном паратрайке, следом наш РП на двухместном красавце Skybike, взяв в пассажиры моего товарища парапланериста Максима. Ну и замыкают вечерний взлёт Николай и Татьяна, одев на спины, как карлсоны, свои парамоторы.

Вечерний закат в степи, – пожалуй, одно из удивительных и завораживающих явлений природы. Когда солнце, коснувшись нижним краем горизонта, освещает янтарным светом макушки деревьев, а вдоль русла реки тянется белоснежная дымка. Какие же бурные чувства неземного счастья переполняют меня в такие мгновения, восторгаясь увиденным, хочется срочно поделиться им с кем-то ещё. Вопреки правилам радиообмена, вещаю по радиостанции ребятам о том, как безумно красива наша земля. Следом на связь выходит Андрей, он почти криком говорит, что теперь точно не жалеет о проделанном им пути длиной в пять тысяч километров и даже готов забыть все казусы с сотрудниками дорожной полиции, произошедшие у него по дороге к нам. Николай с Татьяной, не оставаясь в стороне, также делятся своими впечатлениями об увиденных красотах. Приземляемся уже в сумерках, когда видимость позволяет ещё разглядеть наиболее подходящее место для посадки. Вместо того чтобы укладывать крылья пока ещё не совсем стемнело, с радостными воплями кидаемся друг другу в объятия и полчаса обмениваемся любезностями, радуясь первому удачному полёту.

karlson5

По дороге в лагерь обсуждаем предстоящий утренний маршрут, а за ужином Андрей показывает нам по карте предполагаемый курс полёта. По прямой от нашей точки нахождения до очередного поста егерей порядка 30 километров. Мы планируем пролететь вдоль извилистого русла реки, попутно облетав наиболее приглянувшиеся места. Из среднего расчёта получаем около шестидесяти километров предполагаемого расстояния. Беглый осмотр техники, заправка по горлышко баков топливом и только за полночь расползаемся по палаткам. В предвкушении утреннего полёта ещё некоторое время не могу уснуть. Уже под утро, где-то неподалёку слышу какие-то глухие звуки и хруст сухих веток. Ещё через пару минут со стороны палатки Николая доносится его испуганный крик: «Ребята, кабаны припёрлись!» Чувствую, как сердце ускоряет свой ритм, ещё до конца не проснувшись, быстро начинаю обдумывать сложившуюся ситуацию. Так, значит, кабаны… Что им интересно нужно? Будут ли они нападать? Как их спугнуть? Расстёгиваю молнию палатки и вижу в лунном освещении, как Николай в одних трусах сидит на крыше своего пикапа, нервно поглядывая по сторонам. Несмотря на страх, не могу удержаться от смеха. Предполагаю, что Коля решил сходить по нужде и тут такое приключение среди ясеней. Еще пару мгновений – и ночное спокойствие окончательно нарушил лай собак, дружно несущихся со стороны сторожки егеря. О-о-о, как же мы были рады их своевременному визиту, я даже решил отдать им свой утренний завтрак в виде половины банки говяжьей тушёнки. Николай последовал моему примеру, выскребая ложкой остатки тушёнки, он снова и снова рассказывал проснувшимся ребятам о том, как увидел в кустах хрюкающие силуэты диких кабанов. А один из незваных гостей, по всей видимости, который был больше всех, заметив Николая, засверкал своими красными звериными глазищами и даже вроде как злобно нахмурился. Спать мы уже не ложились, так как время близилось к рассвету.

Эх, как давно я не видел такого звёздного неба, кажется, нет ни одного свободного места на небе, повсюду эти сверкающие огоньки далёких галактик. Пока мы переносили необходимые вещи на наш импровизированный аэродром, девчата приготовили нам сытный завтрак. Андрей назвал его «бешбармак по-русски». Рецепт довольно прост: лапша «Ролтон» заливается кипятком, а сверху от души накладывается разогретая на примусе тушёнка. Он часто вспоминал, как впервые попробовал классический бешбармак по дороге к нам в городе Балхаше. Заехал на СТО подварить глушитель, и один из местных автомехаников, увидев российские номера, поинтересовался, откуда он держит путь. Разговорились, и парень по имени Кайрат пригласил Андрея к себе домой на обед попробовать это вкусное блюдо. Андрей, хоть и торопился, не смог отказать новому знакомому, так как был поражён таким гостеприимством и опасался своим отказом обидеть хорошего человека.

karlson6

…Ещё немного, и на востоке заалело, светает. «Пора в путь ребята!» – радостно воскликнул Андрей, и мы дружно двигаем к нашей поляне. Все молчат, каждый скрупулёзно осматривает и подготавливает к полёту оборудование. Я, установив мачту с ветроуказателем, привычно прогреваю свой движок. Очень нравится мне запах выхлопа двухтактной смеси топлива. Думаю, это навевает мне воспоминание о детстве. В нашем дворе тогда у многих мальчишек были мопеды, и мне тоже очень хотелось такого коня. Но, видимо, родители данное увлечение сочли опасным. И думаю, они были правы в своём решении.

karlson7

Ветерок сегодня немного усилился – 3–4 метра в секунду с порывами до шести. Ещё пару минут обсуждаем предстоящий полёт – и на старт. Застегиваю ремни безопасности, надеваю на кисти ручки управления, беглый осмотр вокруг себя, всё в порядке, готов. Запрашиваю разрешение у нашего РП и, получив одобрение, даю полный газ. Крыло весело выстреливает вверх, разгоняю паратрайк до взлётной скорости и, оторвавшись от земли, динамично набираю высоту. В воздухе небольшая болтанка, однако погода вполне подходящая для комфортного полёта моего уровня.  Пока ребята по очереди стартуют, летаю восьмёрками, дожидаясь всей компании. Накануне мы также обсудили порядок в нашем лётном строю. Ведущим РП назначил меня, следом с двух сторон Николай и Татьяна, ну а замыкающие – Андрей с Максимом и фотооборудованием. Ветер встречный, лететь будем немного больше запланированного времени, благо топлива у всех с хорошим запасом. Высоту над ясеневой рощей решили держать небольшой, порядка пятидесяти метров, вполне достаточно, чтобы совершить манёвр в случае незапланированного отказа двигателя. Вынужденная посадка на деревья хоть и предусмотрена в обучающих материалах, но весьма опасна и нежелательна.

karlson8

Запах бодрящего утреннего воздуха, насыщенного кислородом сладко дурманит голову. Солнце уже встало и тёплыми лучами подогревает спину. Интересно, где же там ночные кабанчики бегают? Но в густой чаще деревьев ничего не видно. Только вдоль русла Чарынки можно заметить пасущихся никем не пуганых разноцветных фазанов да сероватых уток, пролетающих небольшими стаями на малой высоте. Пролетев тридцать километров зигзагов, замечаем, что рельеф постепенно изменяется из ровного степного в более холмистый с густо разбросанными заострёнными горками, немного напоминающими египетские пирамиды в уменьшенном виде. Из-за неровности рельефа довольно ощутимо увеличивается болтанка, купол параплана весело танцует над головой. «Ребята, если вам некомфортно лететь, можете немного поднабрать, чтобы избавиться от приземной турбулентности», – объявляет по радиосвязи Андрей. Поднабрав немного, замечаю ребят на прежней высоте, получается я самый трусливый из группы или всё же осторожный. На связь выходит Николай: «Господа, кто-нибудь уже увидел обещанных егерем джейранов?» «Нет, они, скорее всего, ещё спят», – отвечает Татьяна, и мы летим дальше.

karlson9

Пролетев ещё минут тридцать, замечаю справа по курсу двух орлов, летящих с нами на одинаковой высоте и понемногу к нам приближающихся. Интересно, это совпадение или птички решили показать нам кто здесь хозяин, подумал я. Столкновение с таким хищником в небе не самый лучший расклад, по всему миру таких случаев происходило уже довольно много. Птица, попав в малозаметные стропы, может серьёзно испортить полёт парапланеристу. Нет, всё же пернатые, не решаясь подлететь ближе, меняют свой курс и скрываются за горизонтом. Возможно, шум двигателей для них звучит весьма угрожающе, и они приняли решение отступить. Солнце уже совсем высоко, и сходящие с земли пузыри нагретого воздуха немного усиливают и без того «хорошую» болтанку. В такие моменты стараешься больше концентрироваться на управление парапланом, чтобы немного усмирить прыгающее из стороны в сторону крыло. Итак, на горизонте вырисовывается небольшое поселение, по всем признакам, описанным ранее егерем, подходящее под нашу следующую точку временной дислокации. Проходим несколько кругов над выбранным участком местности для посадки и поочередно спускаемся к твёрдой поверхности планеты. Далее всё как по сценарию: крепкие обнимашки, восхищённые возгласы и обмен яркими впечатлениями от совершенного нами маршрута. Немного позже появляется куча любопытных зрителей, прибежавших из стоящих неподалёку домиков. В основном это босоногая, изрядно загоревшая детвора, которой уж очень интересно, что за чужеземцы свалились к ним прямо с небес на разноцветных тряпочках. Самым маленьким Андрей разрешает посидеть на креслах своего паралёта. Пока собираем лётное снаряжение, из-за холма появляется знакомый уазик Мухимжана. Этот замечательный человек в очередной раз выручает нас транспортировкой до ещё не собранного первого лагеря. По дороге рассказывает, где на плато располагается основное стойбище джейранов. По его интонации и увлечённости понимаем, насколько он сильно любит свою работу. Говорит, что за последние годы популяция этих парнокопытных газелей значительно возросла. «Как вы их считаете?», – интересуется Андрей. Инспектор отвечает, что у них существует определённая методика, хорошо показавшая себя при повторных подсчётах. Учитывая довольно быструю скорость перемещения джейранов, весь участок их обитания делится на сектора. При помощи квадрокоптеров производится синхронная фотосьёмка над всеми секторами. Далее все видеоматериалы анализируются в сводном отчёте, что позволяет практически точно установить существующее поголовье животных. Единственной проблемой являются хищные пернатые, уже несколько раз нападавшие на коптер. Так, в этом году один из дорогостоящих коптеров был откован птицей и разбился, упав в ущелье. «А давайте мы научим вас летать на мотопараплане, – предлагает Андрей. На что Мухимжан отвечает задорной улыбкой.

Как же нам не терпелось поскорее долететь до крайней точки нашего маршрута – Долины замков. Я очень надеялся на удачную погоду и умеренный ветер. Днём нам удалось немного подремать и к вечеру мы решаем продолжить лётный маршрут на закате дня. За полтора часа до начала сумерек дружно поднимаемся в небо. В этот раз мы решили разделиться на две группы, Андрей с Татьяной полетели по левой стороне ущелья с учётом облёта мест, где предполагалось застать джейранов на вечернем водопое. Мы же с Николаем проложили наш курс ближе к автомобильной дороге, что позволяло нам в случае усиления ветра приземлиться на обочине и дождаться подбора.

karlson1

Дружище попутный ветер помог долететь до начала сумерек. Садимся вблизи каньона на свежевыкошенное поле и уже в темноте ковыляем к светящимся огонькам контрольно-пропускного пункта Долины замков. Андрей вышел на связь, сообщив об удачном  приземлении на дорогу вблизи шлагбаума. Ура! Восторженно ликуем мы с Николаем, наш запланированный маршрут выполнен, и если повезёт с погодой, то завтра облетим долгожданный каньон.

Уставшие, но безумно счастливые, спускаемся на машинах вглубь основного каньона, где собираемся разбить свой палаточный лагерь. В какой-то момент на очередном подъёме фары машин освещают отвесные стены рельефа, и перед нашим взором возникает это завораживающее своей мистической красотой и грандиозным величием творение природы. «Какая безумная романтика, – восклицает Татьяна, – вот где нужно делать предложение руки и сердца своей избраннице». «Однозначно согласится», – утвердительно продолжает Николай. Ну а я, как обычно, не могу обойтись без нотки цинизма и добавляю: «А если не согласится, то можно скинуть вот с той скалы». Спустившись вглубь каньона, размещаем палатки на берегу журчащей реки. Взошедшая белоснежная луна таинственным светом заполнила сказочный ландшафт этого неземного места. Чувства восхищения от увиденного переполняют душу. Отправляясь в пешую прогулку по каньону, забываем про усталость и недавнее желание плотно подкрепиться. Окончательно выбившись из сил, валимся как подкошенные спать. Заползая в палатку, ещё несколько секунд слышу убаюкивающий шум горной реки, и мозг плавно переходит в спящий режим.

karlson10

Рано утром ещё засветло слышу, как Николай пытается всех разбудить для сборов на утренние полёты. Его голос кажется таким раздражающим и противным, ведь так хочется ещё немного понежиться в тёплом, уютном спальнике. Да уж, всё же придётся вставать, думаю про себя. У ребят билеты на вечерний рейс, беру волю в кулак и вытаскиваю свою тушку из палатки. Выпив по кружке горячего кофе, отправляемся в сторону пропускного пункта, разбивая ногами утреннюю росу.

Проведя предполётную подготовку, обрываем утреннюю тишину грохотом своих моторов. Уже по сложившейся традиции первым в небо поднимаюсь я и в ожидании ребят прокручиваю восьмёрки над их головами.  Ещё пару минут весёлых виражей, как все уже зажужжали в утреннем воздухе. Мне не терпится поскорее занырнуть вглубь сказочных замков, однако Андрей как более опытный пилот первым проводит разведку, пролетев по дну долины. Поднимаясь в восходящей спирали, РП сообщает нам по радиосвязи, что воздух внутри каньона достаточно спокойный. Единственно, имеется небольшая турбулентность на входе и выходе из каньона, но вполне безобидная. После этих слов, мы, как чумные, наперегонки спешим занырнуть в лоно отвесных скал. Глаза жадно рассматривают причудливые формы высоких колонн и башен, чем-то напоминающие головы животных и различных сказочных персонажей. Вдоволь налетавшись внутри каньона, отправляемся дальше по импровизированному курсу вдоль глубокого ущелья. Когда понимаем,  что топливо на исходе, возвращаемся на посадку на уже знакомое и родное свежевыкошенное поле.

karlson11

Ну вот, пожалуй, и всё. Поставленные нами задачи выполнены, Чарынский каньон покорён, мы бескрайне счастливые отправляемся домой!

Алматинская область

 Фото: Андрей ПАРХОМЕНКО, Татьяна ВОЛКОВА

Метки: , , , , , , ,

Ваш комментарий