С введением в Казахстане запрета на выполнение чартерных рейсов иностранными авиакомпаниями участились случаи несвоевременного вылета местных чартеров.
Алматинец Самат — один из тех, кто не удовлетворен услугами чартерных рейсов в Казахстане. Он говорит, что из-за такого рейса оказался в затруднительном положении зимой этого года, когда полетел на Олимпиаду в Сочи, сообщает Радио
“В феврале с сочинской Олимпиады мы возвращались чартерным рейсом. Самолет вылетел на три часа позже установленного времени. Самолет — старый, расстояние между сиденьями — узкое”, – рассказал Самат.
Жаныл Караманова, руководитель одной из казахстанских туристических компаний, подтверждает, что предназначенных для чартерных рейсов самолетов действительно мало, они старые и в них часто обнаруживают неполадки. Такую ситуацию она объясняет “отсутствием конкуренции на рынке страны по организации чартерных рейсов”.
“До сих пор туристы летают самолетами Ту-154. У казахстанцев нет возможности выбирать чартер. Поэтому для решения данной проблемы правительство должно принять меры по усилению конкуренции между авиакомпаниями”, – считает она.
В 2013 году после банкротства турецкой компании Sky Airlines около тысячи казахстанских туристов не смогли вовремя вернуться в страну. Правительство организовало их возвращение на родину, выделив средства. После этого события министерство транспорта и коммуникаций запретило зарубежным авиакомпаниям совершать чартерные рейсы из Казахстана.
После введения запрета на чартерные перевозки зарубежных авиакомпаний выполнение отдельных рейсов в Казахстане стало проблематичным. Специалист в области туризма Алибек Наурызбаев говорит, что местные авиакомпании резко повысили цены на чартерные рейсы.
“Если в прошлом году туристы летали в Турцию за 400 долларов, то в этом году стоимость билета на чартерный рейс составляет около 500 – 600 долларов. В Казахстане самолеты, предназначенные для организации чартерных рейсов, очень старые и их недостаточно. Самые новые самолеты в казахстанских компаниях среднего уровня были приобретены в 2009 – 2010 годах”, – пояснил он.
По мнению Алибека Наурызбаева, в Казахстане во время зимнего и летнего отдыха в чартерных перевозках должны быть задействованы по крайней мере 20 самолетов.
“В настоящее время в стране насчитывается менее десяти самолетов, которые выполняют лишь чартерные рейсы. Поэтому Казахстан должен дать разрешение зарубежным авиакомпаниям совершать чартерные рейсы”, — говорит специалист.
Только в этом году в Казахстане уже несколько раз были задержаны чартерные рейсы. В январе этого года около 200 казахстанских туристов не могли вылететь из Астаны в Таиланд и провели в аэропорту 14 часов. Туристическое агентство, ответственное за организацию чартерного рейса, объяснило задержку неблагоприятными погодными условиями в Таиланде.
В апреле 200 туристов вылетели из Алматы в Анталию с опозданием на один день. Туристическая фирма в задержке почти на 20 часов обвинила турецкую авиакомпанию.
В мае 150 туристов не могли вылететь из Астаны в Анталию и почти целый день ожидали чартерный рейс. Исполнительный директор туристического агентства Асем Козбагарова заявила, что компания “старается оперативно реагировать на подобные проблемы, которые чаще всего возникают не по вине туроператора” и готова “компенсировать туристам, вылетевшим со значительным опозданием в место назначения, неиспользованный ими период отдыха”.
В июне более ста туристов, которые должны были лететь чартерным рейсом из Усть-Каменогорска в Анталию, вылетели с трехдневным опозданием. Также в этом месяце группа туристов из Костаная долетела до Анталии с четырехдневным опозданием. Юрист туристической компании Ирина Самойлова пояснила, что это вина турецкой стороны, которая несвоевременно дала разрешение самолету казахстанской компании.
Как заявили в министерстве транспорта и коммуникаций Казахстана, в этом году никаких сложностей с чартерными рейсами в Турцию — самое популярное место отдыха казахстанцев — не будет. По данным министерства, этим летом в Турцию 190 тысяч туристов будут доставлены авиакомпанией SCAT, 28 тысяч — Air Astana, 78 тысяч — авиакомпаниями “Евро-Азия Эйр”, “Инвеставиа” и Bek Air.
По официальным данным, представленным Азаттыку авиакомпанией SCAT, в этом году она выделила для чартерных рейсов семь самолетов. Компания Air Astana для организации чартерных рейсов в Турцию выделяет два самолета.
Большая часть казахстанцев со средним доходом предпочитает отдыхать за рубежом. Они не удовлетворены инфраструктурой, качеством услуг и ценами внутреннего туризма. Турция возглавляет список стран, куда больше всего отправляются на отдых казахстанские туристы. Вслед за Турцией идут Объединенные Арабские Эмираты и Таиланд.