Цветовые нюансы мироздания

Шайзада ТОХТАБАЕВА,главный научный сотрудникИнститута востоковеденияимени Р. Б. Сулейменова,д. и. н., доцент
«Я долго размышляю, прежде чем начать писать. Тема меня должна вдохновлять до такой степени, что я уже не могу не переложить своё чувство на холст», – говорит Калиолла Ахметжан. Ведь только в таком случае можно рассчитывать на интерес, ответное эмоциональное чувство от зрителя, считает художник. Охваченный наряду с изобразительным творчеством исследовательской страстью к казахской этнографии, традиционному военному делу, живописец, владеющий академическим мастерством рисунка и блестящим цветовидением, создаёт ряд полотен, посвящённых интересным моментам как бытовой жизни казахов, так и боевым сражениям, казахским батырам.

Калиолла Ахметжан родился в 1949 годув селе Орнек Алексеевского района Акмолинской области. Он выпускник живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Академии художеств СССР.
Ещё в студенчестве Калиолла помимо проявленной страсти к живописи испытывал большой интерес к истории, этнографии казахов, мечтая стать художником-баталистом. Во время учёбы в Академии искусств имени И. Репина он старался впитать всё что мог. Помимо занятий в институте много времени проводил в музеях, библиотеках, изучая работы разных художников, а также казахское вооружение. Увлекшись темой, Калиолла начал скрупулёзно собирать материал, попутно систематизируя его.

cvet1
После окончания института, с 1977 по 1996 год, Калиолла работал преподавателем специальных дисциплин (рисунок, живопись и композиция) в Алматинском художественном колледже имени У. Тансыкбаева. Несколько лет был председателем цикловой комиссии по живописи, а затем заведующим художественно-педагогическим отделением этого колледжа. За годы преподавательской деятельности Калиолла подготовил целую когорту молодых художников, которые стали известными в республике и за её пределами.
С 1984 года Калиолла – член Союза художников СССР, а с 1986-го – член Союза художников Казахстана. Узнав об отсутствии обобщающих работ по казахскому вооружению, Калиолла опубликовал 100 научных и научно-популярных статей, а также две монографии по боевым традициям и военному искусству казахов, за что в 1992 году был назван лауреатом газеты «Ана тiлi». Его монография «Жараған темір кигендер (батырлардын қару-жарағы, әскери өнери, салт-дастүрлері)» по итогам конкурса «Лучшее издательство, лучшая книга, лучшее издание», проведённого Агентством по делам печати РК в 1996 году, в номинации «Книги по искусству» была признана одной из лучших. Изданная на русском языке, книга К. Ахметжана «Этнография традиционного вооружения казахов» в 2007 году на IV международном конкурсе «Искусство книги» государств – участников Содружества Независимых Государств в Москве получила диплом III степени. На основе проведённых научных исследований Калиолла в 2003 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Традиционное вооружение казахов: генезис, структура, этнокультурная функция (историко-этнологическое исследование)», получив научную степень кандидата исторических наук.
Ныне он известный в республике художник-живописец, этнограф-оружиевед, Деятель культуры РК. В городах Алматы и Астане провёл несколько персональных выставок, участвовал в групповых городских, республиканских и зарубежных выставках (Чехословакия, Эфиопия, Южная Корея, Германия, Турция, США), а также принимал участие в качестве художника в международных художественных симпозиумах в Турции, Китае, России. Всех полученных наград и званий автора не перечесть, поэтому сосредоточим внимание на его живописном творчестве. Впрочем, тоже лишь частично. Для полного освещения творчества художника потребуется написать книгу.
Соединив воедино технику многослойной живописи и пуантализм (техника, основанная на законах преломления света), Калиолла Ахметжан разработал свой технологический стиль, собственную «грамматику» художественного языка, обозначив её «муарографией», то есть «муаровой живописью». Такой неповторимой манерой художественного высказывания Калиолла уже в 1980-е годы обозначил свою нишу в казахстанской живописи. При восприятии картин, написанных в этой технике, в зависимости от расстояния и точки восприятия меняется общий колорит картины, глубина пространства, давая зрителю возможность увидеть новые художественные эффекты. Именно таким путём, считает художник, можно сполна отобразить необычайно тонкие нюансы цветового многообразия мироздания.
Наряду с «муаровой живописью» Калиолла пишет и в классической манере, что определяется темой и замыслом произведения. Обладая живописным мастерством на высоком профессиональном уровне, а также богатством фантазии, Калиолла работает в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, мифологический, батальный, бытовой, анималистический. Он создаёт также концептуальные произведения, отображающие тему космоса, определённые философские идеи.
При воплощении тем, посвящённых интересным моментам как бытовой жизни казахов, так и боевых сражений казахских батыров, стремясь к художественной правдивости, автор совершенно логично вводит в содержание композиций образ коня, занимавшего особое место в традиционной культуре кочевых в прошлом казахов. Конь получил отображение в устно-поэтическом, музыкальном творчестве, обычаях и обрядностях казахов, а также в современном изобразительном искусстве. Казахи, прекрасно разбираясь в фауне, считают коня самым красивым животным. Работы Калиоллы демонстрируют это традиционное понятие. Автор, проявляя наблюдательность, знание анатомии коня, его экстерьера, природной грации, в своих работах наделяет этот образ внутренней силой и неустрашимой энергией, то есть качествами, присущими и его всаднику. Такая идентификация коня и его хозяина в единый эмоциональный образ часто фиксируется в казахском эпосе.
В картине «Асау» воспроизведение бытовой сцены – ловли укрюком необъезженной лошади интерпретировано как занимательное, полное экспрессии действие. Чрезвычайной динамикой, напряжением и силой пронизаны все фигуры: мчащиеся галопом лошади, страстная энергия молодого джигита. Обращая внимание на общий характер композиции, решённой в едином художественном ключе, автор допускает лёгкую анатомическую неточность в обрисовке ног коня, что, однако, «гасится» в потоке эмоционального порыва.

cvet3
Впечатляет чёткостью композиционной конструкции, эмоциональной содержательностью полотно
«Камбар батыр»
, где животные и батыр переданы в равнозначной степени с точки зрения изобразительного искусства. Более того, конь, являющийся постоянным спутником и верным другом героя, воспринимается как единое с ним целое. Автор мастерски изображает кульминацию яростной схватки батыра и тигра в остром ракурсе, усиливающем эмоциональный накал происходящего. Выразительный образ эпического героя, сильного и бесстрашного, а также неукротимая сила хищника, желтоватые высокие травы, световоздушное пространство, голубое небо, воинское обмундирование батыра, лошадь в своём снаряжении – всё выписано с удивительной художественной убедительностью. Образный строй полотна, пронизанный чувством огромного энергетического напряжения, производит впечатление реальности происходящего, вызывая у зрителя острое сопереживание.
Воссоздавая в реалистической манере казахских воинов прошлых эпох, эпических героев, Калиолла намеренно отказывается от современных стереотипов силачей с утрированной мускулатурой, образующейся в результате физических и медикаментозных стимуляций. Его герои жилисты, выносливы, легки и подвижны, а главное – они сильны духом, что соответствует правде былой степной жизни. Наряду с тем, что Калиолла передает их физическую силу, воинское снаряжение, представляющее собой документальную точность, автор отображает их психологическое состояние – некую суровость и решимость, бесстрашие, гордость духа. По некоторым работам этого жанра можно изучать виды вооружения казахов, настолько скрупулёзно, этнографически выверены их изображения.

cvet4
В полотне «Жекпе жек» автор изображает поединок между батырами, что предворяло сражение казахского и жунгарского войск, намеченных на втором плане. Калиолла тщательно воспроизводит типажи лиц, воинское снаряжение, по которым определяется этническая принадлежность. Лишь знамёна противников условно обозначены. Благодаря продуманности структуры изобразительно-колористической композиции картина наполнилась бурной экспрессией, выразительно передающей острый момент противостояния (не на жизнь, а на смерть) двух воинов. В образе казахского батыра ощутима внутренняя сила, решимость. Корпус жунгара сильно изогнут назад, создавая впечатление начала поражения: он вот-вот упадёт с коня, вставшего на дыбы. Примечательна тщательная прорисовка экстерьера, игры мышц, цвета шерсти, амуниций коней. Картина переносит зрителя в историческое прошлое ХVIII века, передавая дух военного времени.
В работе «Воин» всё лаконично и строго, нет ничего лишнего. Точность и чистота рисунка, выдержанность колорита, строгое построение композиции отличают произведение. Интерпретация образа воина с его верным другом – конём, осуществлена как олицетворение мужества, воинской чести и достоинства. Такая трактовка сообщила изображению символический, вневременной характер. Образ по обобщённости и монументальности решения ассоциируется со средневековыми настенными изображениями, выполненными в технике мозаики.
Прекрасное знание анатомии животных, природы их движений, поз, внутренннее состояние изображаемого момента отражены во многих анималистических работах, которые выражают определённые мыслеформы автора. Необыкновенным романтическим чувством наполнен ряд полотен с изображением коней, олицетворяющих судьбу нового независимого Казахстана.

cvet6
В этом же контексте можно рассматривать работу «Разбуженная степь», в которой автор вполне логично использовал жёлтый цвет и образ коня в качестве метафоры кочевой степи. Данное цветообразное обозначение, характеризующееся предельным взаимопроникновением, перешло на уровень Символа. Степь, небо, несущиеся кони, переданные в едином жёлтом колорите, ассоциирующемся с солнцем, охвачены единым эмоциональным порывом – стремлением к будущему. При этом нет сметяния, хаоса и беспорядка, в этом беге всё чётко организовано. В этой разбуженной и пришедшей в динамическое движение степи чувствуется сила, мощь и энергия.
В кругу его многочисленных произведений особое место занимают работы, посвященные пейзажу. Особенность художественной фантазии Калиоллы в специфическом мироощущении. Природу он осмысливает как образ вселенной и часто включает в картину все три мира (небо, землю, воду). Согласно его философии существует гармоничная взаимосвязь между точкой и бесконечностью. В основе всего сущего автор видит мельчайший «атом». Такая концепция, являющаяся основой его художественных высказываний, определила лаконичность изобразительных средств, стремление к ясности и декоративности образной характеристики, а также смысловой наполненности изображений.
Лёгким прикосновением кисти художник наносит крошечные цветные мазки в виде точек, кружочков, прямоугольников, либо штрихов, выстраивая изображение задуманного. При таком приёме письма автор одновременно охватывает масштаб всей композиции, создавая необычайно изысканные цветовые переходы. В свою очередь, эти цветные «строительные» элементы автор обводит другой краской для придания необходимого оттенка колориту. Разные места изобразительной плоскости картин Калиолла насыщает определённым цветом, вызывающим своеобразное эмоциональное ощущение. Взаимодействие всех участков образует тонкий колорит, впечатляющий эффектом цветовой вибрации. Такой приём обработки фактуры полотна направлен не только на достижение декоративной содержательности, но и на возможность осуществлять внутреннюю интерпретацию образа, что приводит к усилению художественного впечатления. Хотя автор свой стиль определяет как «муаровая живопись», тем не менее эстетическая позиция большинства его работ относится к реалистической живописи.

cvet2
Природа с её выраженной или скрытой поэзией является и источником вдохновения и способом выражения духовных переживаний; она для Калиоллы – благодатный объект и своего рода аллегория для воплощения разнообразных эмоционально-интеллектуальных импульсов: успокоения, веры, восторга перед прекрасным, философского размышления и т. д.
Известно, что в подсознании многих художников, и даже каждого человека, в детском возрасте проявляется тяга к визуализации таких архетипов, как образы Мировой горы, Мирового древа, неба, воды, дороги – основных символов в конструировании пространства, то есть плотных и тонких стихий мироздания. У Калиоллы такой импульс в определённой мере усилился под воздействием дальневосточного пейзажа, под обаянием которого автор находился долгое время в период изучения им художественных и концептуальных основ японской графики. Порой автор, стремясь передать сущностную основу флоры, воды, камня, неба, наделяет их особым философским значением. Обладая своеобразной манерой художественного высказывания он возводит изображения на уровень значимых символов, соотнося их с образом вселенной. Такая концепция определила логику художественной манеры – отображать природу в чистом первозданном виде без включения изображений людей, отвлекающих внимание от «внутреннего смысла» пейзажа.
Данный эстетический принцип обусловлен также пристрастием художника к соотнесению некоторых деревьев, камней с образом и судьбой человека, что также является архитипической моделью бессознательного мышления. Объекты природы автор использует в качестве изобразительных кодов, знаковых символов для передачи определённых авторских мыслей и ощущений. Так, например, воспроизведённые им нежные белые берёзы олицетворяют поэзию женского образа, а сосны с мощным стволом и крепкими ветвями соотносятся в его фантазии с силой и твёрдостью мужского духа. Такие импульсы отражены даже в самих названиях работ: «Твёрдость и стать» со стройными высокими соснами, растущими между камнями.
Воплощая живописные места Казахстана в своих полотнах, автор передаёт разнообразные особенности природы во всех её состояниях, связанных с временем суток, погодой, сезоном. Ряды выразительных произведений посвятил художник зимнему пейзажу, образная характеристика которых тонко отражает очарование этого времени. Авторское осмысление единства неизмеримого целого и мельчайшей части выразительно отражено в полотнах «Иней» и «Снегопад». В этих картинах изображение сада воспроизведено одним «строительным» элементом – точкой или штрихом, расположенным в разных направлениях (горизонтали, вертикали, диагонали, вкруговую). Используя практически монохромный колорит преимущественно светлых холодных тонов, автор, меняя лишь интенсивность красок и добавляя лёгкие цветовые нюансы, добивается передачи светотени, объёма, перспективы. Эмоциональное впечатление от полотна как нельзя лучше передают строки из стихотворения «Сад» Анны Ахматовой:
«Он весь сверкает и хрустит,
Обледенелый сад» .
Если объединить работы, посвящённые лирике зимнего пейзажа в единую целостную экспозицию, то к зрителю придёт интонационное ощущение строгой утончённой эстетики образа зимы с её холодной белоснежностью, хрустальными льдинками, бодрящим морозом. Как говорит Калиолла, «в основе всего многообразия зимней лирики – хрупкая, но удивительно прекрасная по своему строению снежинка».
Полотна, отображающие тему леса в тёплые сезоны года, пронизаны жизнеутверждающими ощущениями. Тёплая палитра таких работ, как «Весенний лес», «Сосна», «Лес», «Ритмы леса» с буйством сочной листвы зелёного либо фисташкового цвета на соснах, сквозь которую просматриваются сине-голубое небо и горы, а также весёлые солнечные блики на деревьях, земле создают живописный образ природы. Данный арсенал изображений и колорит варьируются и дополняются другими мотивами, определяющими разнообразные эмоциональные впечатления. В полотне «Осень» автор передаёт великолепие осеннего убранства, когда увядающая природа напоследок вспыхивает во всей красе, наливая листья золотым и багряным цветами. Белоснежные берёзы, расположенные на переднем плане, вносят колористическую остроту в образ произведения.
Прожив долгие годы в Алматы, Калиолла не мог обойти стороной тему гор, величественная красота которых захватывает воображение не только художников, но и почти каждого жителя южной столицы. Горы воспроизведены автором в разном композиционном решении и колористической тональности, что определено дальностью их расположения, временем года. Потрясающее эмоциональное чувство вызывает картина «Весна в Таутургене», захватывающая дух пространственной глубиной, мастерски переданной воздушной перспективой, уводящей взгляд зрителя в далёкое пространство, акцентированное горными высями. Автор выбрал высокую точку зрения для полной демонстрации красоты горных панорам, вступающих в сложный колористический диалог. Насыщенная охра в ближних горах с едва заметными сиреневатыми разводами повторяется в горах третьего плана, но уже в другой тональности: охра заменяется на коричнево-розоватый оттенок, обогащённый пересечением диагональных размашистых сиреневых полос. Бледный отклик этих цветов присутствует на горных вершинах дальних гор, в которых преобладает голубой тон, сливающийся по цвету с небом.

cvet5
Художественную доминанту композиции составляет яркая, сочная по колориту центральная часть, где воспроизведены деревья и кустарники красного, зелёного и жёлтого цветов, произрастающих у подножия коричневых холмов, между которыми извилисто протекает голубая речка, перекликающаяся по цвету с небом.
Занятие изобразительным творчеством для Калиоллы – естественная потребность для самовыражения, образ жизни. Сподвижником в его творчестве стала супруга Райкуль. Она профессиональный художник в области декоративно-прикладного искусства – создаёт гобелены, батики, декоративные тканевые панно, впечатляющие по художественной содержательности. Супруги, единожды попав в творческую струю, идут по жизни вместе рука об руку, помогая, вдохновляя друг друга и постоянно устремляясь к созиданию прекрасного.

Ваш комментарий