Алексей МАЛЬЧЕНКО
Судьба – песочные часы в руках чего-то ментального. Никто не знает, когда в следующий раз эта всемогущая совокупность обстоятельств перевернёт сосуд, и песчинки твоей жизни потекут в новом направлении. Перемены – не обязательно выбивающие из колеи ситуации, это может быть и что-то положительное, но обязательно, новое и неожиданное для самого себя.
Очевидное, но столь невероятное
Так уж сложилось, что внутренний туризм до сих пор не набрал должной популярности у нас в стране. А ведь есть что посмотреть и куда съездить. И не важно, будет это маршрут выходного дня или трёхдневная поездка – на любую из этих временных дистанций можно найти для себя что-то привлекательное. Одно из таких направлений Алматы – Тараз. Конечная точка завораживает обилием исторических ценностей, да и сам путь в 550 км стоит отдельного внимания, ведь он проложен таким образом, что в какой-то момент возникает ощущение, что очутился где-то далеко за пределами страны, а может, даже и планеты.
…Путешествие начинается с трассы А2 (М39) – её, конечно, сложно назвать показательной, но отсутствие светофоров, повторяемые и узнаваемые пейзажи делают её приятной. Напрягают разве что таксисты маршрута Алматы – Бишкек, которым, казалось бы, чуждо чувство страха, а инстинкт самосохранения давно уже канул в Лету. О мастерстве маневрирования этих камикадзе между потоками встречного и текущего движения многие знакомы не понаслышке. Но и они в конечном итоге отсеиваются на разветвлении перед постом ДПС «Кордай». С этой точки берёт своё начало новая трасса – «бетонка», которая ложится шёлковым полотном до самого Тараза. Первые сто километров пути проводишь в некотором напряжении, в ожидании того, что эта действительно шикарная дорога вот-вот закончится. Ну не бывает у нас без ложки дёгтя. Но не в этот раз! Дорога – сказка, и этим всё сказано. Быть может, научились строить или… Как оказалось, «или». Столь правильному подходу к строительству дороги есть внятное объяснение: эта часть пути – отрезок в нити проекта «Западная Европа – Западный Китай», отсюда и качество «заграничное». Этот глобальный проект соединит Санкт-Петербург с китайским портом Ляньюньган. По территории Казахстана транзитный коридор проходит от границы с Оренбургской областью через Актобе, Кызылорду, Шымкент, Тараз, Алматы до таможенного поста Хоргос на границе с КНР. Общая протяжённость автодороги 8445 километров, из которых 2787 км запланированы по территории Казахстана. Но это в будущем, сейчас же можно «потестить» для наглядности трассу до Тараза. Шум ветра и ритмичное клацканье от прохождения шин по швам бетонных блоков рождает своеобразную дорожную симфонию, тональность которой меняется в зависимости от скорости движения и направления ветра. Хотя кто-то жалуется на этот гул. Лично для меня эта музыка схожа со звуком, исходящим от шасси взлетающего самолёта, только успокаивает, предвещая необычное путешествие.
Увлекшись евротрассой, можно на время отвлечься от пейзажей, которые отличны не только по своему ландшафту, но и растительности. Примерно в 170 км от Алматы расположено по-своему уникальное место, холмы сплетаются между собой, образуя этакий океан, волны которого усыпаны разной цветовой гаммой.
На самом деле, это уникальное место для фотосессии или даже простой прогулки по нетронутым цивилизацией ландшафтам. В силу того что поблизости нет ни одного населённого пункта, место сохранило свою девственную первозданность. И даже дождь, надвигающийся на туриста, смотрится тут по-особому, умиляюще. Там же есть и небольшая речка, вдоль которой растут не только кустарники, но и небольшие деревца – отличная точка для пикника, который смело можно включить в программу маршрута выходного дня.
По трассе есть ещё много мест, где можно остановиться на перевал и полюбоваться невероятным для алматинцев закатом. В чём уникальность? Пожалуй, в чистоте воздуха, который позволяет увидеть все те краски природы, которые поглощает и очерняет городская и отчасти областная загазованность. Когда смотришь в сторону горизонта, мозг отказывается воспринимать картинку, как будто это работа фотографа-ретушёра, который увеличил насыщенность красок в photoshop. Но разум разбивает эту мысль на осколки, ведь ты видишь всё это не с экрана монитора, а воочию.
Любовь, пережившая века
Подъезжая к самому городу, чувствуешь его гостеприимность, перед въездной аркой «Тараз», расположенной над трассой, установлены датчики движения. По пересечении точки «Х» включаются фонари, поочередно вспыхивая, освещают перед тобой дорогу. Зрелище, напоминающее заход самолёта на посадку в ночное время суток. Возможно, приезд совпал с какой-то поломкой, и в этот момент её устранили, а может… действительно гостеприимность, чем южане всегда отличались в гораздо большей степени. Быть может, поэтому исторически сложилось так, что в округе относительно небольшого городка собралась целая энциклопедия находок, по которой можно изучать не только историю казахского народа, но и человечества. По всему миру раскиданы сотни городов, в каждом из которых есть своя достопримечательность, некий исторический шедевр. Тараз в этом плане уникален, город настолько испещрён различными памятниками прошлого, что сам по себе является культурным наследием. Сложно выделить какое-то отдельное место, значимы все, но первое место, которое местные предлагают посетить, – это Мавзолеи Карахан и Айша-биби. И неспроста, история этих двух мест намертво связала их, несмотря на разные годы возведения. Легенда повествует о красивых и одновременно печальных событиях Средневековья, волнующих душу не только в те далёкие времена, но и сейчас.
Мавзолей Карахан, расположенный в Западной части ближе к окраине современного города Тараз. Он был возведён в начале XI века и для отделки этого сооружения применялись около 30 наименований фигурных кирпичей, некоторые из которых сохранились до сегодняшних дней и украшают внутренние стены мавзолея.
Мощный вид сооружения как будто рассказывает о силе могущественного хана тех времён, который правил на этих землях. По легенде Карахан был больше двух метров ростом и обладал небывалой силой, Геракл своего времени, равного которому не было. В одиночном бою он одержал тысячи побед, сохранив тем самым жизни солдат своего войска. Ведь в то время, вместо того чтобы устраивать резню между многотысячными армиями, нередко враждующие стороны договаривались о бое «один на один». Каждая из сторон выставляла своего сильнейшего бойца, а результат, который определял и сильнейшего и сторону, которая должна была покориться, был безоговорочным. Именно этим и прославился Карахан – сильный, бесстрашный и справедливый вождь.
Но даже всей его неописуемой силы не хватило для того, чтобы устоять перед женской красотой. Он влюбился в милую девушку по имени Айша-биби, которая жила неподалёку от древнего Тараза. Тогда Кара-батыр предложил ей руку и сердце.
Собственно говоря, и девушка была не против стать хранительницей домашнего очага сильнейшего властелина того времени. Но не все разделяли их трепетные чувства, противником брака оказалась мать Айша-биби, которая прокляла саукеле (свадебный головной убор невесты). Перед свадьбой невеста должна была пройти обряд омовения, и пока она совершала его на берегу реки Аса, в саукеле залезла ядовитая змея. Выйдя из воды, девушка надела головной убор, и змея укусила её. Айша-биби погибла, а последняя её просьба – быть похороненной на том месте, где смерть настигла девушку. Карахан, так и не успев насладиться всей искренностью Айша-биби, угнетенный гибелью возлюбленной, построил в ее память мавзолей.
Названный в её честь мавзолей расположен в 18 км от Тараза, неподалёку от той самой реки. Архитектурная особенность этого сооружения в том, что при реставрации, оформлении наружной отделки, были использованы оригинальные материалы. Не весь мавзолей, а лишь задний фасад здания выложен творением мастеров Средневековья. Ещё одна интересная деталь – часть остова тех времён, которая спрятана под стеклом на частично обнажённой части одной из башен.
У этой легенды есть 28 различных трактовок, но так или иначе все они сводятся к одной истории о любви двух людей, судьбу которых разлучил случай.
TIR раннего Средневековья
Оказавшись в Таразе, стоит посетить ещё одно интересное место мирового значения – Торткуль – комплекс, о существовании которого мало кто знает даже из таразцев.
И это неудивительно, до 2008 года это место представляло собой огромный курган, три года ушло на археологические раскопки и реставрацию комплекса.
На площади в 80 кв. м расположена полная инфраструктура, свойственная караван-сараям Великого Шёлкового пути. Тут и бани, и гостиница, и место для водопоя «кораблей» пустыни. Учёные, проводившие раскопки, нашли монеты, благодаря которым и удалось определить возраст Торткуля – VI–VII века н. э.
Внутри этого археологического памятника древнего Тараза, фантазия начинает рисовать образы, целые действия, происходившие тут практически 1500 лет назад. Поднявшись на стены, огораживающие внутренний двор, осознаёшь, что это не просто архитектурное строение несущее эстетическую нагрузку, а реальная крепость, которой не раз приходилось обороняться и защищать своих постояльцев от нашествия бандитов и варваров. Практически нетронутый столетиями кувшин, в котором спокойно поместился бы подросток, позволяет понять масштаб необходимых запасов провизии, который должен был находиться в крепости постоянно. Отчасти всю картину портят современные фонари, расположенные в центре комплекса и большие прожектора, которые подсвечивают корону Торткуля в ночное время. Понятно, что всё это необходимый минимум, который позволяет выделить памятник из оккупировавших его практически со всех сторон частных домов. Но даже эти современные детали можно было замаскировать под стиль того времени. С другой стороны – это просто придирки, ведь то, что курган достоял до наших дней и не оказался стёртым с лица земли для постройки на его месте очередного супермаркета, уже заслуживает слов благодарности.
День отъезда, и без того наполненный фантастикой, мифами и легендами, дополнился интересным закатом – багровое солнце подсветило своими лучами неспешно плывущее облако, в форме которого легко читается что-то живое. Одни увидели в нём стрекозу, другие – бабочку. Всего два дня пребывания, а впечатлений на целую эпоху, все спутники остались под большим впечатлением, для меня же это место осталось непрочитанной книгой, в которой ещё много увлекательных и познавательных глав.
Метки: Айша-биби, Алексей МАЛЬЧЕНКО, Мавзолей Карахан, Тараз, Торткуль