Как показывают опросы, иностранцев в Казахстане привлекают прежде всего нетронутая природа и этническая специфика. Их мало интересуют «Макдональдсы», которые у нас строят на месте снесённых кинотеатров. Зато они охотно останавливаются в гостевых домах, чтобы отведать плова и бешбармака.
Этноцентры также важны и для наших соотечественников. Поэтому необходимо делать так, чтобы маршруты к традиционным туристическим объектам, таким как Чарын, Кольсай, Поющий бархан, включали посещение объектов исторического и этнического плана. Мы изучили несколько таких направлений в Алматинской области.
Казахстан – это колыбель кочевого образа жизни и одновременно страна в центре Шёлкового пути. Оба эти направления могут развиваться в Семиречье. Но пока основная часть этноцентров посвящена кочевникам. Древние города Шёлкового пути ещё ждут своей реконструкции. Куда легче объявить, что городу тысяча лет, чем найти и восстановить древние дома и стены.
Одним из самых специфических музеев Алматинской области является «Жеті Қазына», расположенный в селе Нура в районе Чилика. Он расположен на дороге, ведущей к Чарынскому каньону и Кольсайским озёрам, что делает удобным его посещение. Это единственный в Казахстане музей, посвящённый беркутчи. Гости могут увидеть экспозицию небольшого музея, сфотографироваться с ловчими птицами чемпионами в охоте. Здесь есть вольер с собаками охотничьей породы тазы. К музею примыкает сад, в котором растут яблони, груши, сливы. Туристы могут отдохнуть на уютном топчане, где им предложат чай с баурсаками. Если договориться заранее, то можно увидеть демонстрацию охоты с беркутом.
Для тех, кто интересуется прикладным искусством, можно порекомендовать посетить музей им. Даркембая Шокпарова в селе Акши, который также расположен на Кульджинском тракте. В музее можно стать участником мастер-классов ремесленников, а также приобрести изделия ручной работы.
Этноцентр «Ак орда», что находится в районе Иссыка, украшает огромная стилизованная юрта, диаметром 11 метров. В ней можно проводить творческие встречи и презентации. Особенностью этого этноцентра является то, что там проводят мастер-классы по сбору юрт и кузнечному делу. Желающие могут взять молот и попробовать свои силы в изготовлении заготовки для ножа, а также посмотреть, как это делает профессионал Махмуд Кульментеги, глава династии кузнецов. Его быстрые и ловкие удары говорят о том, что раскаленный металл не терпит промедления.
Не стоит думать, что юрта – это вид древнего жилища. В Алматинской области в Карасайском районе есть оздоровительно-развлекательный комплекс Aul Resort, который доказывает, что юрта может быть современной. Все номера в этой своеобразной этногостинице представляют собой электрифицированные юрты со всеми удобствами, включая душ и туалет. При этом в оформлении такого жилища сохраняется старинная стилистика. Этот обширный комплекс включает конный двор, аквапарк, батут, небольшой зоопарк, форелевое хозяйство, банкетный зал и даже уголок для молодожёнов.
Карасайский район может похвастаться несколькими современным музеями. В селе Кыргауылды по соседству находятся два музея: героический «Батыр Бабалар» и «Анаға Құрмет», посвящённый материнству. Вызывает интерес и экспозиция музея первого Президента Казахстана, в котором, кстати, бесплатное посещение.
Пожалуй, наиболее продвинутым этноцентром Семиречья является Nomad, который открылся в этом году в районе плато Ушконыр. Директор Жандос Нурбеков сумел привлечь знаковых специалистов, в числе которых оружейник Станислав Потапов, эксперт по национальной кухне Айгерим Мусагажанова, мультиинструменталист Абзал Арыкбаев с ансамблем «Астар». Важное отличие – в этом центре всё можно потрогать руками и попробовать свои силы в любом виде деятельности, будь то гончарный круг, ткачество или фехтование. В этом году Nomad провёл уже три фестиваля. Привлекает он и знаменитостей. На днях Мисс Казахстана последних лет снимали там свои ролики для участия в международных конкурсах.
Акимат Алматинской области выпустил буклет «Сакральная география», посвящённый этноцентрам и историческим объектам. Однако мы заметили, что в некоторых этноцентрах и музеях не хватает экскурсоводов, владеющих, в достаточной степени, русским и английским языками. Важно также, чтобы все подобные объекты были собраны на одном Интернет-ресурсе, доступном по языкам и казахстанцам, и зарубежным туристам.
Прокомментировать развитие этнотуризма мы попросили режиссёра и номадоведа Батыржана Сейдомара.
Батыржан, большинство туристических маршрутов идёт к востоку от Алматы. Прежде всего на Чарын и Кольсайские озера. Значит ли это, что перспективнее развивать этноцентры и музеи в этом направлении, вдоль Кульджинского тракта?
– Кульджинский в целом тракт потерял свою эксклюзивность в связи с построением автобана Алматы-Хоргос. Вдоль трасс более целесообразно размещать этнорестораны. Что касается этноцентров, то по своей идее они должны размещаться в глубинке, вдали от современной цивилизации. Этноцентры могут отличаться по степени своей аутентичности. Например, в центре Nomad используются традиционные юрты, пища готовится на огне, хотя туда и проведено электричество. И в то же время есть комплекс «Aul Resort», где все юрты полностью соответствуют XXI веку, в них есть душевые, туалеты. Фактически это комфортные гостиничные номера, стилизованные под жилище кочевников. Благодаря такому подходу у туристов есть выбор. Кого-то привлекут элитные юрты со всеми удобствами, а кто-то предпочтёт остановиться в древней юрте и ощутить быт настоящей кочевой жизни.
Большая часть этноцентров использует юрты. Между тем, вдоль Заилийского Алатау, На Шёлковом пути располагались древние города. Почему в музеях и этноцентрах нет стилистики древних городов и гипсокартовый город – декорации к фильму «Кочевник» до сих пор единственная попытка реконструкции древнего города в Жетысу?
– Это большая проблема, и этот вопрос уже поднимался на уровне министерств. Туристы до сих пор не могут увидеть, как выглядели древние города Жетысу. Причём, это были не только торговые центры и караван-сараи на Шёлковом пути. Поселения существовали и у древних кочевников. В них жили в основном земледельцы, ремесленники, а также пленники, но они не были рабами. Кочевники были более состоятельны, так как имели своё стадо. В таких поселениях они могли менять мясо и шерсть на хлеб и различные товары. То есть существовала бартерная система. В Казахстане снимают немало исторических фильмов. Очень важно, чтобы декорации для этих фильмов строились на капитальной основе и не уничтожались после съёмок. Именно так поступают в США, где декорации являются самостоятельным туристическим объектом. Такие парки есть, например, в Лос-Анджелесе и Тусоне. Декорации казахстанских исторических фильмов также могли бы стать туристическими достопримечательностями. Но пока эту функцию выполняют лишь чудом уцелевшие декорации к фильму «Кочевник». Например, недавно снимался масштабные исторический фильм «Томирис». Но, к сожалению, все декорации были полностью уничтожены. На территории Жетысу существовало множество городов. Если вслед за археологическими раскопками их музефицировать и провести реконструкцию, они могли бы превратиться в привлекательные туристические объекты.
Олег БЕЛОВ
Фото автора