Галина МУЛЕНКОВА
С пятого класса я учила французский язык, читала про Триумфальную арку, Эйфелеву башню и Елисейские поля. Благодаря хорошей оценке на экзамене по французскому набрала нужное количество баллов и поступила на журфак университета. В моей профессиональной деятельности французский пригодился мне только однажды – в командировке в ЮАР я спросила у одного кенийца: «Коман сава?» – и услышала то, что положено: «Сава бьен!», то есть все дела в полном порядке. За ненадобностью всё забылось, но вот мне приспичило поехать в отпуск в Париж! Однако всё, что сделано руками человека, для меня менее интересно, чем то, что сотворено природой, и я думала о том, как из столицы Франции попасть в Альпы.
Давно хотелось оказаться в Шамони. Припасть, так сказать, к корням альпинизма – ведь именно из этой деревни в августе 1786 года вышли на восхождение врач Паккар и проводник Бальма. Они первыми взошли на Монблан, а спустя год Бальма поднялся на вершину вместе с Соссюром, который изучал горные узлы Альп. Но сначала надо было увидеть Париж, найти в лабиринтах Лувра Джоконду, сходить со знакомыми русскими парижанами в ресторан у Эйфелевой башни, совершить маленькое путешествие на речном трамвайчике по Сене, заглянуть в Нотр-Дам де Пари, намокнуть под дождём на Монмартре. И всё это для того, чтобы лишиться ещё одной иллюзии…
Заранее я нашла через знакомых человека, который живёт во Франции больше 30 лет, и, будучи на пенсии, подрабатывает гидом. Он запросил у меня 200 евро в день за работу плюс питание, проживание и дизельное топливо для его микроавтобуса. Общаясь с гидом по скайпу, мне удалось вставить в его непрерывную речь пару фраз и донести до сознания, что нам надо попасть в Альпы. Мы прилетели во Францию вдвоём с моей юной наследницей и помощницей Лизкой, которая уверенно держит в руках фотоаппарат и пробует себя в операторском деле. Гид, видимо, наскучавшись по родному языку, вещал в режиме реального времени, девочка моя быстро нашла способ избавиться от лишних звуков, воткнув наушники в мобильный, а мне пришлось слушать, кивать, сопереживать и так далее. Кто бы знал, что эта пытка будет длиться неделю…
От Парижа до Шамони около семисот километров. Мы переночевали в кемпинге у дороги, и когда ранним утром гид понял, что шлагбаум открыт, а деньги за ночлег мы ещё не отдали, он приказал нам собраться в путь мгновенно, пообещав, что зубы мы почистим где-нибудь в супермаркете по дороге. Похоже, даже десятилетия жизни в Европе не способны выдавить из наших людей понятие: халява священна! Вскоре мы сидели в кафе на привокзальной площади живописного городка Салланш, где в назидание потомкам стоит доисторический чёрный паровоз. Отсюда в Шамони можно уехать поездом, но гид, наблюдая низкую облачность, предложил изменить маршрут и отправиться в Марсель. Однако городов в своей жизни я видела множество, а Монблан один…
Когда мы доехали до Шамони, гора была напрочь окутана белыми облаками, но городок мы осмотрели: в 2010 году казахстанским альпинистам Денису Урубко и Борису Дедешко за первопрохождение Юго-Восточной стены гималайского восьмитысячника Чо-Ойю здесь была вручена престижная награда «Золотой ледоруб».
Мы приготовились ждать погоды и по горным дорогам поехали в средневековый городок Анси, что находится в предальпийской зоне, в 60 километрах южнее Женевы, и является столицей Верхней Савойи. Здесь ярко светило солнце и горожане спешили на базар, который располагается в выходные дни на узких улочках. Анси был основан в XIV веке, каналы делят территорию города на острова, за что его называют Савойской Венецией. На одном из таких островов в субботнее утро раскинулись шатры торговцев домашними хлебами, фруктами, овощами, колбасами и сладостями. Кстати, никогда и нигде мы не ели такого вкусного хлеба, как во Франции. На другое утро, пополнив запасы хлеба, сыра и воды, мы взяли курс на Альбервиль, где в 1992 году проходили XVI зимние Олимпийские игры. Заехали и в Куршевель, один из самых популярных горнолыжных курортов во Французских Альпах, основанный в 1946 году.
Наконец облака немного поднялись над Альпами, и мы снова оказались в Шамони. Этот курорт считается исторической столицей горнолыжного спорта. Долина Шамони находится на пересечении границ Франции, Швейцарии и Италии, она окружена горными склонами, где на лыжах могут кататься и начинающие и мастера, а в 1924 году здесь прошли первые зимние Олимпийские игры. Трассы находятся на высоте более 2000 метров, а для альпинистов и тех, кто просто хочет потоп-таться по снегу ногами, работает канатная дорога – Телеферик Эгюий дю миди: Полуденный пик высотой 3842 м находится в западной части массива Монблан. Эта дорога была построена в 1955 году и занимает первое место в мире по перепаду высот – от 1035 м до 3777 м. Подъём до верхней станции занимает 20 минут, а оттуда, если позволяет погода, можно любоваться горными пейзажами и долиной. Мы с Лизком забегали по обзорной площадке с фотоаппаратами в руках в поисках пейзажей, открывающихся в разрывах облаков, а гид упорно двигался вслед за мной и показывал варианты маршрутов на вершину, размахивая указующими перстами и попадая ими в кадр. До начала Второй мировой войны в этих местах было снято немало фильмов о горных проводниках, горнолыжниках и альпинистах, в Альпах начинала свою деятельность в кино известнейшая немецкая танцовщица, актриса, режиссер и фотограф Лени Рифеншталь.
– Есть тут ещё одна легендарная гора, – затянула я свою песню, но гид забыл название деревни, расположенной под Матерхорном, и не мог загрузить нужной информацией навигатор. Пообщавшись в одном из населённых пунктов со швейцарцами, мы покатили по зелёным горным дорогам в Церматт. Впереди показалось здание вокзала, стоянка была забита автомашинами. Асфальт бежал вперёд и вверх, а навигатор настойчиво скомандовал остановиться. К машине с французскими номерами подошли таксисты и объяснили, что здесь туристы должны пересаживаться в местные такси. Минут через пятнадцать мы въехали в Церматт. Канатка, которая привезла бы нас к подножию горы, закрывалась через полтора часа – как раз смотаться туда и обратно, и нам пришлось любоваться горой, расположенной на границе Швейцарии и Италии, из долины.
К машине мы вернулись на поезде и взяли курс под Юнгфрау (4158 м) – ещё одну популярную вершину Швейцарии, третью по высоте гору Бернских Альп. Вместе с вершинами Эйгер и Менх она образует трио, внесённое в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Юнгфрау стала первым природным объектом в Альпах, который был включён в этот список.
Как известно, в этой горной системе есть три мощные северные стены – Гранд-Жорас, Матерхорн и Эйгер. Эйгер (3970 м) выступает из центрального горного хребта Бернских Альп, он находится на территории швейцарского кантона Берн. В фильме «Северная стена» баварцы Тони Курц и Андреас Хинтерштойсер, а также австрийцы Эдди Райнер и Вилли Ангерер предприняли попытку решить «последнюю нерешённую проблему в Альпах» – пройти вогнутую внутрь Северную стену Эйгера, которая почти не освещается солнцем. В 1936 году Гитлер обещал вручить покорителям стены золотые медали Берлинской Олимпиады. Первая серьёзная попытка была предпринята в 1935-м мюнхенскими альпинистами Максом Зейдльмаером и Карлом Мерингером. Они погибли. Вторая попытка тоже закончилась трагически. Ключ маршрута назван траверсом Хинтерштойсера – монолитные гладкие скалы маятником прошёл именно он. В 1938 году немцы Хекмайер и Верг совместно с австрийцами Каспареком и Харрером покорили Северную стену Эйгера.
На обратном пути гид завёз нас на экскурсию в Лион, потом мы бродили по ночному Парижу, гуляли по Елисейским полям, но городов на земле множество, а знаковых гор – единицы. И так хочется их увидеть!
Фото: Галина и Лиза МУЛЕНКОВЫ