Грозовые перевалы Угамского хребта

Альбина ТИН
В рамках чемпионата РК по спортивному туризму в категории горные походы с 30 апреля по 6 мая группой алматинских туристов из клуба «Аспан-Тау» был пройден ознакомительный маршрут в горах Южного Казахстана.

– Ребят, а разве Тикенек в эту сторону? – спросил недоумённо Лёша.
– Это ведь Тикенек! – показала в этом же направлении Жанара.
Еле заметные улыбки проскользнули у нас с Сашей, моим верным товарищем и советником, мы-то знали, куда все направляются.
Никто ничего не заметил, и неудивительно, ведь движение не прекращалось, а идти по глубокому снегу не самое приятное занятие. Эти вопросы просто зависли в пустоте, а мы шли дальше, прокладывая путь по мокрому снегу. В этот раз я была руководителем группы…
Каково же было удивление ребят, когда мы сообщили, что двигаемся не в сторону перевала Тикенек, и даже не к перевалу Новичок, а идём на казавшийся недосягаемым перевал Олимпийский!
Как же получилось так, что больше половины группы не знали, куда они идут?
За день до штурма перевала, вечером, налетела непогода. Сильный дождь, переходящий в град и снег, жуткий ветер, который грозил унести нашу палатку. Утром погода стала ещё хуже, пришлось остаться в нашем гнёздышке и пережидать непогоду, топить снег, беседовать и читать книги. Грозовые раскаты, молнии, а мы всё ждали и верили в лучшее. Ветер рвал и метал и будто нёс грозные послания от Угамского хребта: «Зря вы меня недооценивали! Не видать вам наших красот!»
Сегодня мы планировали пройти связку перевалов Олимпийский и Кумшезен, через вершину 3502. Этот путь лежал прямо по хребту, который разделяет Казахстан и Узбекистан. Благодаря такому построению маршрута мы смогли бы полюбоваться и узбекской стороной Угамского хребта.
– А может, ну его? – Если не распогодится? – Что будем делать? – Не могу я больше пить талую воду, я не напиваюсь! – посыпалось со всех сторон.
Ребята начали беспокоиться. Я их прекрасно понимала. Никто не хочет идти в первый поход и застрять перед перевалом без воды на несколько дней. Это не входит в общепринятые представления о романтике горного туризма. Но команда держалась на позитиве! Часто в этом походе приходилось повторять фразу: «Это нам хорошая тренировка! Суровее будем!» Горный турист должен хорошо переносить любые погодные катаклизмы, уметь ждать и терпеть и, самое главное, наслаждаться процессом и во всём находить позитивные нотки.

pereval2
…Время близилось к обеду. Погода начала улучшаться, но снег ещё не прекратился. В стороне перевала Олимпийского не было видно ни зги, зато начали появляться просветы в стороне перевалов Новичок и Тикенек. Было решено начать сборы и подниматься на Новичок, который был указан в заявленном маршруте как запасной вариант, и для меня загадка, почему ребята говорили о Тикенеке, видно, просто перепутали.
Наконец-то мы вышли, но шли с остановками, так как наплывал такой густой туман, что терялись пространственные границы и ориентиры. Как только появлялись просветы, мы двигались дальше. Этот день также не стал продолжительным «ходовым», пройдя первый взлёт, мы опять столкнулись с непогодой. Снега за всё это время выпало большое количество, но мороза не было, и он не застыл, а остался мокрой раскисшей жижей. Иногда мы слышали звук небольших лавин и снежных оползней. Всё вокруг затянуло густым туманом. Укрылись под большим куском полиэтилена, чтобы пообедать и быть наготове, чтобы в любую минуту выскочить и двинуться на перевал. Но снег начал идти всё сильнее, и нам оставалось только скорее поставить палатку и укрыться в ней. Всю ночь напролёт слышалось, как крупные хлопья снега опускаются на палатку, но было уже намного спокойнее, ветер нас почти не тревожил.
Проснувшись утром, мы были готовы, увы, к не самым лучшим погодным условиям. Но со стойким желанием воспользоваться любой возможностью и выйти к перевалу Кумшезен. Девчонки и мальчишки заводили мечтательные беседы о реках и озёрах, о зелёных лугах и чистых родниках.
Для меня самым главным было пройти эти перевалы максимально безопасно и не сбиться с пути, так как у меня была только туристская карта, компас и снимки с Google Earth. Мне необходимо было видеть ориентиры, и я никак не могла позволить нашей группе идти вслепую, так как район для нас всех был незнакомый. Выпускающий нас в поход президент федерации ЮКО и главный судья этого чемпионата Владимир Васильевич Бородулин советовал взять GPS-навигатор, с ним нам было бы легче ориентироваться в условиях непогоды. Но мы и с навигатором не пошли бы на незнакомый перевал в условиях густого тумана.  С картой работать достаточно интересно, маршрут я изучила, информации найдено было совсем немного, один небольшой отчёт горных туристов из Екатеринбурга и несколько полезных советов Владимира Васильевича. Однозначно, наличие дополнительных полезных гаджетов нам не помешало бы, но по старинке с картой и компасом проходить маршруты вполне реально.
На заметку горным туристам – исследователям новых районов, если вы ещё этого не сделали, обязательно включите в план приобретение GPS-навигатора и пары раций. Параллельно с нами вышла ещё одна команда клуба горного туризма «Аспан-Тау», группа Яши Хлыстова, впервые в нашем клубе сводившего в поход одних девчонок в количестве четырёх человек! Часто мы думали об их группе, и рации могли бы нам пригодиться, чтобы поддерживать связь друг с другом. В более сложных походах рации просто необходимы, чтобы была связь лидера с остальными участниками и не приходилось надрываться, крича команды. Так как за любым перегибом, будь он снежным или скальным, проходя бурные реки, невозможно услышать ни одного слова.
Быстрые сборы, было решено троим участникам выйти на разведку, чтобы заранее проторить путь до перевала Кумшезен и в случае непогоды выбраться из лабиринта снегов. Сделали пару глотков талой воды и вышли. На разведку пошли Саша, Лёша и я. В лагере остались девочки. Пока мы бегали на разведку, натопили нам около трёх литров воды, за что им огромное спасибо! Перед нашим выходом Дайана и Жанара пели песни ветру: «Ветер, ветер, ты могуч, ты разгонишь стаи туч!» Плясали шаманские танцы! И не зря: на удивление погода начала улучшаться. А ещё, я надеюсь, что за проявленную стойкость мы добились снисходительности Угамских гор.
Разведка проходила хорошо и привела нас на вершину! Какие же красоты открылись перед нашими взорами, узбекская сторона с остроконечными вершинами и ярко-зелёным ущельем, казахская сторона со скальными массивами и снежными пиками, узкое ущелье Кумшезен обрамляли пёстрые скалы. Мы пустились бежать вниз с хорошими вестями! Большая часть группы впервые оказались на вершине, хоть и не имеющей альпинистской категории, но удовольствие у ребят сей факт совершенно не отнял, стоять на вершине, любоваться красотами гор двух стран. Все были в восторге, это были самые запоминающиеся моменты этого похода: прохождение первого перевала, вершины и спуск на другой перевал! Я была счастлива! Как приятно смотреть на счастливых друзей, которые вернутся из похода уже с новыми добрыми мыслями и с новыми силами жить и радоваться жизни!
Тишина гор завораживает… Идёшь друг за другом и ни одним словом не хочется обрывать гармонию и идиллию, в горах ведь так сказочно тихо, чего так не хватает в суете города.

pereval1
Прохождение перевалов и вершины заняло три дня, и всё это время мы топили снег. Нехватка минералов чувствовалась, ведь талая вода – почти что дистиллированная, если долгое время пить только такую воду, могут начать разрушаться зубы. К концу третьего дня мы с Сашей размешали соли и несколько витаминок в воде, и такая водица была куда лучше снежной. Совет: берите в походы регидрон!
…Спускались мы окрылённые! А сколько же было радости, когда на пути встретили родник с водой, он бил прямо из небольшой скалы. Все ребята налетели на него, пили воду, умывались! Больше нам не пришлось топить снег.
Вот здесь мы впервые встретили большое количество тау-теке – горных козлов. Так интересно было за ними наблюдать, как они мастерски передвигаются по достаточно сложным скалам, где человек явно проиграет им в скорости.
– Смотрите, ребята! А вон компания маленьких козлят и наверху стоит их мамочка и следит за их передвижением! – это так умилило Дайану, ведь она сама мама. Каждый вечер просматривала видео своей дочери и очень сильно скучала.
Неожиданным открытием на нашем пути был водопад, такой красивый, приближаясь к нему достаточно близко, можно было основательно промокнуть. А так как был уже вечер и становилось прохладно, мы решили избавить себя от освежающего душа. Но немного искупаться всё же пришлось, водопад стал препятствием на нашем пути, единственным выходом было переправиться через реку Кумшезен, благо нашлись два больших камня на обоих берегах, и мы сделали отличную переправу. Также первый опыт у моей молодой команды. Все справились отлично!
Какое счастье наслаждаться жизнью и иметь возможность созерцать великолепие природы, ведь глаза – это зеркало души, увиденные красоты наполняют душу яркими красками, становишься не только сильнее физически, но также крепнет сила духа, выдержка.

Советы для тех, кто идёт в незнакомый район:
• Слаженная и схоженная команда – основа основ, ребята без лишних слов занимались бытовыми вопросами, и никто не старался «откосить». Я регулярно занималась тренировками с новыми ребятами нашего клуба. Также собрав команду к походу, мы сделали несколько тренировочных выходов с большими рюкзаками. Постоянно отмечала возможности участников и верила в каждого из них.
• Доскональное изучение карт, желательно достать отчёты, чем большей информацией вы овладеете, тем легче вам будет проходить маршрут. Во многом меня спасали снимки с Google Earth, так как чётких фотографий перевалов и пути к ним я не нашла.
• Разобрать все вопросы касательно снаряжения со своей командой желательно при личной встрече. За несколько дней до отъезда у нас был сбор всех участников похода, разобрали продукты, снаряжение, я помогла каждому разобрать их рюкзаки, написала список личного снаряжения, по которому каждый собирал свой рюкзак. Никакой косметики, лишней одежды, влажных салфеток! В походе у нас не было проблем с тем, что кто-то еле идёт, потому что набрал лишнего барахла.
• И тоже немаловажно, положительный настрой всех участников группы, хорошее настроение и вера в успех решат любую возникшую проблему.
Я довольна и пройденным маршрутом, и тем, что мы уложились в заявленные сроки, особенно довольна своей командой! Это, несомненно, одно из самых лучших моих руководств спортивными походами, особенно замечателен тот факт, что эти ребята – будущее горного туризма, которые любят это дело. Мы посмотрели новый район, к которому ещё не раз вернёмся, хочется посмотреть ущелье Cайрамсу и сходить на высшую точку Южного Казахстана пик Сайрам! Наш поход состоялся в рамках чемпионата РК по спортивным походам. В клубе «Аспан-Тау» мы занимаемся любимым делом, растим спортивную молодёжь, прививая любовь к природе и как истинные патриоты нашей Родины интересуемся и изучаем новые горные районы Казахстана, тем самым развивая спортивный горный туризм.

pereval
Руководство походом первой категории сложности (самый лёгкий, новичковый) всегда тяжелее в сравнении с маршрутами сложных категорий, где все участники являются хорошими и опытными спортсменами и психологически готовыми проводить много дней в горах. А для участников первой категории это начальный опыт, где всюду таится неизвестность. Зачастую новички не знают, как могут повести себя в иных ситуациях и как поведёт себя организм в стрессовой ситуации.
…По возвращении домой каждая команда должна написать полный отчёт о походе и отправить его в ГСК (главная судейская комиссия) до 1 июля 2016 года на рассмотрение. Итоги чемпионата утверждаются Национальной федерацией спортивного туризма (НФСТ РК). По итогам чемпионата присваиваются спортивные разряды и звания по спортивному туризму в соответствии с разрядными требованиями.