Balkhash Ice Challenge организован для популяризации велосипеда, как универсального и всесезонного вида транспорта, также как средства для активного и здорового образа жизни.
А главное – для демонстрации возможностей внутреннего туризма в Казахстане.
Даты ледового велозаезда Balkhash Ice Challenge 29 февраля – 4 марта 2020 года.
За пять дней с востока на запад удалось проехать 250 км.
Нитка маршрута: Мыс Акулен – пролив Узынарал – залив Караколь – п-ов Кумжота – мыс Торангылык – насосная станция Балхаш-9 – сев. оконечность острова Тасарал – пролив Тасарал – мыс Актубек – мыс Карагаш – мыс Турабай.
Протяжённость ледового велозаезда составила 250 км. Старт состоялся от мыса Акулен в северо-восточной части озера, а финиш – у мыса Турабай на западном побережье водоёма, близ трассы М36.
Уникальность проекта Balkhash Ice Challenge
1. Впервые человек в одиночку проехал по льду озера Балхаш в седле велосипеда 250 км.
2. Впервые гражданин Республики Казахстан совершил велозаезд на 250 км по льду озера Балхаш.
3. На данный момент 250 км – самый протяжённый велосипедный заезд по льду, совершённый гражданином Казахстана на территории республики.
Ледовый велозаезд состоялся при поддержке производителя высокотехнологичных устройств HUAWEI и природной минеральной воды TURAN, проходил в автономном режиме на самообеспечении в формате соло-путешествия. Питание, экипировку, снаряжение и средства навигации Александр Габченко перевозил на специально сконструированном для тяжёлого бездорожья велосипеде – прототипе казахстанской марки Vino Bike, при помощи специального навесного снаряжения, предоставленного ателье Kailer из России. Во время экспедиции ледовый велосипедист пользовался бивачным и походным снаряжением от экипировочного партнёра Outdoor Center Almaty.
Несколько фактов:
- Преодолеть 250 км удалось за пять дней в седле велосипеда
- В среднем за день удавалось проезжать около 50 км
- Три ночёвки из четырёх состоялись в палатке на льду озера
- Наиболее низкая температура в период велозаезда минус 15 градусов в самую холодную ночь с 1 на 2 марта
- Толщина льда на озере Балхаш в период велозаезда составляла от 40 до 60 см, это ниже среднестатистического показателя за предыдущие годы в 70–90 см
- Январь 2020 года – самый тёплый на планете Земля за 144 года наблюдений синоптической службы. На Балхаше также выдалась очень тёплая зима
- Подготовка к ледовому велозаезду продлилась более трёх месяцев.
Из дневника Александра Габченко
Видеофильм
Идея снять видеофильм во время ледового велозаезда Balkhash Ice Challenge 2020 возникла сразу вслед за желанием переехать озеро Балхаш. Но исполнить эту идею, пожалуй, ещё сложнее, чем сам ледовый велозаезд. Снять весь фильм на экшн-камеру «в одного», я не готов пока. Для съёмок нужен видеограф, способный оказаться в нужном месте в подходящее время. Я предложил решение этой задачи опытному аутдор-видеографу Нику Мельниченко из творческой артели Wild Irbis Pro.
Вместе мы прикинули объём и пригласили в проект опытного мототуриста Павла Торышкина, только пересадили его за руль автомобиля. Фактически, вместо планирования одной экспедиции пришлось думать сразу над двумя, параллельными. Мы наметили контрольные точки и время, где и когда будем встречаться для съёмок материала. Пока я ехал ледовым полотном напрямую, задача парней – в объезд по земле добраться к следующему пункту встречи. Признаюсь, пару раз промахивались. Я-то не переживал, имея полную автономность жизнеобеспечения, каждую минуту зная, что со мной всё в порядке. А парни поволновались немного.
Полагаю, интрига задалась, эпичных кинокадров с лихвой.
Ждите премьеры!
5 необычных вещей в велопутешествии
1. Шильца, или рыбацкие самоспасатели, – два шила, связанные шнурком. В случае провала под лёд, он скользкий и руки будут скользить. Втыкая шильца в лёд можно ловко и быстро выбраться из воды. Эффективный и простой инструмент для самоспасения, взятый из арсенала рыбаков.
2. Буравчики и ввёртыши. Ещё ара ледовых инструментов из рыбацкой вселенной. Они помогают закрепить палатку ко льду. Хорошо растянуть и закрепить палатку – это очень важно. Классические колышки из комплекта на льду бесполезны. А вот ввёртыши и буравчики прекрасно справляются. Разница между ними в том, что первые полнотелые, как шурупы, вторые полые внутри, напоминают альпинистские ледобуры. Но в отличие от альпинистского рыбацкий инструмент гораздо дешевле.
3. Умные часы Huawei GT 2 позволили хронометрировать основные показатели моего ледового велозаезда: GPS-трекер записывал пройденный маршрут, километраж и время в пути, пульс, уровень стресса, набор высоты. Также мне пригодился альтиметр и компас. Все данные по приезде выгрузил в приложение Huawei Health и теперь они доступны там для анализа и статистики.
4. Топор лёгкий, походный. Лучший инструмент добывать воду! Вода на Балхаше кругом,её только нужно нарубить, растопить и закипятить. Второе предназначение – резать, еду, например: хлеб, сыр, что угодно.
В другом велопутешествии топор ни к чему, готовлю на газе, режу ножом, если вдруг нужен костёр, руками веток наломаю.
5. Ледоступы. Устройства, надеваемые поверх ботинок, делают хождение по льду более эффективным и безопасным, исключают возможность поскользнуться.
Как и топорик, при другом раскладе бессмысленны в велопутешествии, но сейчас они очень к месту.
Вот пять предметов, которые я никогда прежде не брал в велопутешествие. Но сейчас они полностью оправдали своё присутствие.
День первый, 29/02/2020:
Мыс Акулен – пролив Узынарал – залив Караколь
Пройдено 57,34 км.
Время в пути: 6 ч. 56 мин.
Средняя скорость: 8,3 км/ч.
Максимальная скорость: 16,8 км/ч.
Ветер с востока, 5–6 м/с.
Температура до минус 4 °С.
Тип покрытия: лёд открытый, местами снежный наст, ледовые торосы локально, 4 крупных препятствия, мелкие не считал. Ветер с востока, попутный.
На третий день после отъезда из Алматы полностью прояснилась картина с ледовой обстановкой на озере Балхаш. Эта зима действительно аномально тёплая. Как выяснилось из общения с местными рыбаками, прибывшими с южного побережья озера, лёд на восточной оконечности слабый, местами уже разрушен и не пригоден для передвижения.
Кроме того, нам самим проехать по северному берегу до восточной оконечности озера нет возможности, полевая дорога по степи из-за обильного таяния снега превратилась в грязевую массу. Автомобиль не пройдёт. В такой ситуации оставалось принять единственное решение, стартовать здесь и сейчас.
Первые торосы преодолевал с особым трепетом, потом освоился. Во второй половине дня миновал пролив Узынарал, разделяющий Балхаш на солёную и пресную части. Щепетильный момент, ведь пролив, значит, есть течения, подмывающие ледовый покров снизу. Чётко следовал инструкциям местных рыболовов, держаться фарватера, обходить камыш стороной. К закату показались на горизонте трубы медеплавильного комбината, держался по азимуту на них. Остановился около 18 часов.
Первая ночёвка на льду прошла комфортно. Подмёрз только под утро, и снизу. Спальник надёжный, тёплый, использовал два коврика, складной каримат плюс надувной.
День второй, 01/03/2020:
Залив Караколь – п-ов Кумжота – мыс Торангылык
Пройдено 42,75 км.
Время в пути: 7 ч. 42 мин.
Средняя скорость: 5,4 км/ч.
Максимальная скорость: 15 км/ч.
Ветер с востока 6–8 м/с. Температура до минус 7 °С.
Тип покрытия: снежный наст, во второй половине дня влажный, вязкий (каша), приходилось спешиваться, ледовые торосы локально, 3 крупных препятствия, тяжёлое бездорожье.
Проснулся в 7 утра, чтобы фотографировать рассвет. Рассчитывал быстро позавтракать и выехать. Не получилось. Сборы заняли три с половиной часа. На холоде всегда медленнее получается. День второй в седле велосипеда начался довольно бодро. Ветер с востока, но стал заметно холоднее. Чистый лёд скоро сменился настом, а потом и рыхлым подтаявшим снегом. Фэтбайк, конечно, лучше ехал, чем обычный горный велосипед в такой ситуации, но всё равно, периодически приходилось спешиваться.
В обед перевалил крупный, мощный торос и чуть не доехав до города Балхаш, у полуострова Кумжота встретился с группой сопровождения. Для связи с группой я использовал смартфон Huawei P30, рацию и ракетницу, не одновременно, конечно, а по ситуации.
Перекусил фасолью с хлебом, слили видео, отснятое за два дня экшн-камерой, сделали несколько кадров с дрона, забрал свежие батарейки и распрощались.
Однако от первоначальной мысли – вернуться на фарватер – пришлось отказаться.
Принял решение разбить бивак близ оконечности мыса Торангылык, а утром уже по замёрзшему насту крутить педали что есть мочи. Вот только выгрести к намеченной точке удалось в лучах заката, а палатку ставил и вовсе в сумерках.
День третий, 02/03/2020:
Мыс Торангылык – насосная станция Балхаш-9.
Пройдено 44,91 км.
Время в пути: 6 ч. 55 мин.
Средняя скорость: 6,5 км/ч.
Максимальная скорость: 17,6 км/ч.
Ветер северо-западный, 5–6 м/с. Температура до минус 4 °С.
Тип покрытия: снежный наст, во второй половине дня влажный, вязкий (каша), приходилось спешиваться, ледовые торосы локально, но наши встречи участились.
В третий день в седле велосипеда погода вновь подарила ветер в спину. Общий вектор переменился на движение к югу, а ветер задул северный. Спасибо, небо.
Лёд выглядел надёжно, хотя фактически его и не видно под снегом-то. План – гнать по замёрзшему насту – оправдался, до полудня держал стабильно, ехалось с хорошей скоростью. Только частота встреч с торосами возрастала. Приходилось много петлять, как лисице, в поисках подходящих проездов либо спешиваться и тащить велосипед напрямую сквозь нагромождения льда.
Во второй половине дня снег подтаял, образуя влажную, вязкую кашицу. Движение изрядно замедлилось. В районе секретного города Балхаш-9 появилась сотовая связь, созвонился с группой, назначил встречу у насосной станции. Однако добраться туда удалось лишь к вечеру. Было ясно: смысла торопиться куда-то дальше уже нет. Решил разбить бивак в назначенной точке.
Парни, добравшись до места встречи заранее, нашли отличный вариант для ночлега – брошенный дом с деревянным полом, кроватями и подведённой электроэнергией прямо на берегу озера.
День четвёртый, 03/03/2020:
Насосная станция – сев. оконечность острова Тасарал
Пройдено 54,47 км.
Время в пути: 8 ч. 52 мин.
Средняя скорость: 6,1 км/ч.
Максимальная скорость: 16,5 км/ч.
Ветер северо-западный, 7–9 м/с.
Температура до минус 6–8 °С.
Тип покрытия: приятный снежный наст в первой половине дня, во второй половине – голый лёд. Огромные поля ледовых торос самых разнообразных форм. Много и часто петлял из-за них.
Выспался в тепле, позавтракал, выехал на лёд. День четвёртый в седле велосипеда начался воодушевляюще. Поутру дул холодный, где-то даже суровый северо-западный ветер, во второй половине дня сошедший на нет. Наст держал отлично, до тех пор, пока не закончился вовсе, когда я выехал на зеркально-чистый лёд во второй половине дня.
В этот день открыл для себя новый масштаб ледовых торос. Огромные поля изломанного льда простирались до горизонта. К счастью, большую часть времени приходилось двигаться вдоль них, но и поперечных разломов хватало. Лавировал между ними несколько часов. Как только эти поля закончились, закончился и наст. Начался открытый лёд. Как же я ликовал!..
Вечером из посёлка Тасарал приехали два местных рыбака. Они привезли с собой Ника Мельниченко из группы сопровождения. Он сделал несколько кадров и передал пакет с парой пирожных.
Когда все уехали, я готовился ко сну. Вдруг около 23:00 начался грохот и треск льда. Это бывает, это нормально. Лёд, как физическое тело, постоянно пребывает в движении. Я не раз слышал этот звук. Но в эту ночь треск продолжался с 23:00 вечера до 7:00 утра. Практически без перерыва, лишь сменяя грохот на заговорщический, жуткий треск.
В итоге я не мог заснуть всю ночь и дремал лишь, когда организм отключался, по несколько минут.
С первыми лучами вылез из палатки, сфотографировал пару кадров рассвета.
Потом быстро собрался, даже не стал завтракать, уехал поскорее с того места, конечно, немного огорчённый сложившимися обстоятельствами…
День пятый, 04/03/2020:
Остров Тасарал – мыс Турабай.
Пройдено 50,57 км.
Время в пути: 7 ч.14 мин.
Средняя скорость: 7 км/ч.
Максимальная скорость: 18,6 км/ч.
Ветер северный, 7–8 м/с. Температура до минус 7 °С.
Тип покрытия: голый лёд. Препятствия в виде разрывов льда, торос, открытой воды.
Ледовый треск не дал мне выспаться. С первыми лучами солнца собрал лагерь и выехал от северной оконечности острова Тасарал к большой земле, туда примерно 11 км. Была мысль поставить палатку на берегу и поспать часа три перед выходом на маршрут.
Путь к земле преградил разрыв льда, обрамлённый торосами. Поскольку я толком не спал, оказался недостаточно сконцентрирован, и неверно оценив ледовую обстановку, провалился в воду примерно по пояс. Больше намокла левая сторона. Велосипед остался на плаву благодаря водонепроницаемым сумкам. Как пляжные, надувные игрушки, баулы с вещами придали плавучести.
Я быстро выбрался, даже не пришлось воспользоваться спасательными шильцами. Немного покрутился вокруг велосипеда, но вскоре вытащил и его.
Дальше была мысль потерпеть и переодеться, добравшись до земли. Буквально через минуту я понял, это плохая идея. Штаны схватил мороз, они потеряли эластичность, крутить педали невозможно в такой ситуации.
Переоделся в сухое. У меня были все сменные вещи, их я и одел. Но были и тёплые, прочные бивачные тапочки. Почему-то идея переобуться меня не посетила. Так, запихав ногу с сухим носком в мокрый ботинок (промок только левый), я поехал дальше в поисках объезда ледовой трещины. Очень скоро левый ботинок превратился в ледышку. С таким я и доехал до посёлка Тасарал.
Принял решение не тратить время на сон, а вместо него просушить мокрое в тепле. В гостях у местного рыбака Думана около двух часов сушил мокрые носки и ботинки. Попутно позавтракал и к полудню отправился дальше…
Собрав данные об открытой воде от местных рыбаков, принял решение пройти по льду пролива. На южной стороне острова Тасарал впервые показалась открытая вода. У мыса Актюбек упёрся в ледовый разрыв. Вода полностью преградила мне путь. Пришлось немного вернуться, чтобы берегом обойти препятствие и вновь выйти на лёд.
Дальше на юг, теперь каждый мыс встречал открытой водой. Мне приходилось выискивать безопасные проходы, чтобы миновать открытую воду без риска провалиться. Тем не менее накат и скорость движения в этот день просто супер.
До вечера я проехал 50 с мелочью км и финишировал на оконечности мыса Турабай, в очередной раз уперевшись в открытую воду. До города Приозёрск по прямой всего 30 км. Позвонил спасателям на станцию ДЧС, те подтвердили мои опасения, в районе Приозёрска лёд порвало, много мест открытой воды. Тогда я принял решение завершить ледовый велозаезд на мысе Турабай.
Фото: Ник МЕЛЬНИЧЕНКО
Метки: Balkhash Ice Challenge, Александр Габченко, Балхаш, велозаезд, велопутешествие, Ник МЕЛЬНИЧЕНКО