Канары-Болеары

Константин ЛИМАРЬ
Окончание. Начало в № 3 (58)
Основная прелесть яхтинга в том, что твой морской отель движется вместе с тобой и по твоему желанию…
Наступило солнечное Канарское утро, и земля в виде острова Гран Канария (Gran Canaria) неумолимо приближалась. Первую остановку было решено сделать в марине де Моган (Puerto de Mogan). Выбор на этот городок пал не случайно, так как здесь есть песчаный пляж, защищённый от океана, и температура воды была на несколько градусов выше, чем в других точках. Швартовка прошла быстро, оформление документов заняло не больше тридцати минут и вскоре этот замечательный городок оказался в нашем распоряжении.

kanary1
Городок оказался небольшой, но достаточно уютный, обильно украшенный цветами и с большим количеством разнообразных ресторанов. Бродить по улочкам доставило удовольствие даже суровым морским номадам. Продегустировав местные вина, экипаж принял решение разделиться: часть во главе с капитаном отправилась на пляж, другие, арендовав машину, отправились на осмотр достопримечательностей на четырёх колёсах.
Пляж, который работает практически круглый год, ведь это острова вечной весны, нам понравился, а вода действительно была теплее, чем в океане.
Вечером экипаж воссоединился и, отметив недолгую разлуку ужином в замечательном ресторане, принял решение выходить утром в сторону столицы данного острова. Предварительно мы заказали там экскурсию у местного русскоговорящего гида.
Утром вышли из марины и пошли в сторону столицы – Лас-Пальмас-де-Гран-Канария (Las Palmas de Gran Canaria). Идти решили вдоль берега, дабы насладиться местными видами со стороны океана, тем более нам предстояло пройти мимо знаменитых дюн Маспаломас (Las Dunas de Maspalomas).
Во время перехода команда отрабатывала различные манёвры, в том числе умение управлять яхтой под парусами. Надо заметить, что это несколько сложнее, да и штурвал ведёт себя по-другому, чем под двигателем. Особенно повороты, требующие слаженной работы экипажа со стакселем и гротом. Но наши новобранцы не подвели и приложили максимум усилий к освоению морской науки, чем заслужили одобрение опытных морских номадов. Дюны, вызывающие восторг у европейских туристов, на нас особого впечатления не произвели. В связи с тем, что у нас в Казахстане их очень много, а некоторые даже и поют, и называем мы их барханами.
Спустя несколько часов мы пришли в столицу, где с нами произошла смешная история. Зашли в марину и начали искать местный офис. Надо сказать, что стоянка просто огромная. А перед входом висит объявление: «Хотите пришвартоваться в нашей марине, свяжитесь с нами, по рации по такому-то каналу», что мы, как добропорядочные номады моря, и сделали. Отрапортовав, что наша доблестная яхта прибыла в марину и нам нужен харбор-мастер (тот, кто ведает стоянками и ставит яхты на определённые места согласно их размерам), мы услышали в ответ: «ок». На наш вопрос: «Где гостевая стоянка?» – полная тишина.
Что делать? На заправке узнали, где офис, оказывается, мы прошли мимо него. Развернулись, пришвартовались. С документами на яхту и экипаж зашли в офис марины, оказалось, что нас обслуживал тот же человек, который разговаривал с нами по рации. И на вопрос, почему он нам не отвечал, мы услышали гениальный ответ: «Я плохо говорю по-английски и поэтому решил вам не отвечать». Вот это и есть настоящие испанцы! Ничем не заморачиваются. Да, кстати, главное слово в Испании – «маньяна» – завтра, что означает: «Всё успеем, торопиться некуда».
Благополучно оформившись и осуществив швартовку, мы двинулись на осмотр Лас-Пальмас-де-Гран-Канария (Las Palmas de Gran Canaria). Это больше промышленный город, чем туристический. На стапелях судоремонтного завода одновременно стояло около семи огромных нефтяных платформ. Однако в центре города сохранилась и колониальная архитектура, интересная для туристов. Встреча с канарским гидом с замечательным «испанским» именем Юрий была назначена возле кафедрального собора Святой Анны (Catedral de Santa Anna) на одноимённой площади.

kanary2

Первым делом мы поднялись на смотровую площадку собора. Прекрасный вид на порт и город произвёл впечатление.
Затем мы посетили музей Канарских островов (Museo Canario), дом Колумба, маленькую церковь Сан Антонио Абад (Ermita de San Antonio Abat), построенную в 1777 году, где великий мореплаватель неоднократно молился.
Во время экскурсии мы узнали много интересного и обогатились познаниями из истории Канарских островов.
…Немного истории в моём кратком и вольном изложении. Канары, как утверждают некоторые источники, были известны ещё древним римлянам. Но после распада империи о них на несколько сотен лет забыли. Населяли острова гуанчи, которые неизвестным образом попали туда ещё до нашей эры. Гуанчи принадлежали к расе европеоидов, были высокого роста, жутко миролюбивые, поклонялись божеству женского пола – идолу Тара. Сгубило их именно миролюбие. На их беду в 1312 году, генуэзский мореплаватель Ланзеротто Мучелло снова открыл Канарские острова. Один из островов, самый близкий к Африке назван в его честь. В 1401 году папа римский за заслуги перед католической церковью дарит Кастильской Короне эти острова с обязательством обратить язычников в христианскую веру. В результате морского десанта были захвачены два острова – Лансароте и Фуэртовентура. А Гран Канария и Тенерифе сопротивлялись ещё около сотни лет. Пока в 1478 году отряд в количестве 650 человек, закованных в латы и доспехи, с современным оружием, во главе капитана Хуана Рехона не основали там форт.
Вскоре сопротивление гуанчей было окончательно сломлено. И по сложившейся европейской традиции большинство аборигенов были уничтожены, а оставшиеся в живых были крещены и обращены в рабство. Уже к весне 1480 года на острове практически не осталось мужского населения, а некоторые аборигены целыми семьями, как гласит легенда, дружно бросались в пропасть, дабы не быть пленёнными. Вскоре оставшимся в живых запретили вступать в браки между собой, и, соответственно, гуанчи выродились.
По завершении экскурсии мы посетили местный рынок, который покорил нас многообразием различных фруктов, овощей и морепродуктов. Мы даже купили, по рекомендации гида, самые дорогие в мире бананы, но существенного превосходства вкуса над всеми остальными бананами мира я не заметил.

kanary5
В великолепном настроении команда вернулась на яхту. Капитан приказал отдать швартовы и мы вышли в сторону острова Фуертевентура. Пройти нам предстояло около ста миль. Поэтому вахты были распределены, ваш покорный слуга проложил маршрут и под полными парусами наша яхта отправилась навстречу новым приключениям.
Примерно через 14–15 часов мы прибыли на место. А называлось оно Пляж Чёрного Позо (Playa de Pozo Negro). Вокруг возвышались скалы, которые облюбовали местные рыбаки. Мы тут же решили составить им конкуренцию. Первый же заброс закончился удачной поклёвкой, и уже через несколько минут вся команда, вооружившись всевозможными снастями, азартно приступила к рыбалке. Клёв был, как у «белой скалы», но мы рыбачили у «чёрных камней»… Аборигены завистливо поглядывали в нашу сторону, а мы положили белое вино в холодильник, предвкушая шикарный обед из свежей морской рыбы, и казалось бы, ничего не предвещало плохого. И тут один из наших новоявленных матросов вскрикнул. Палуба яхты окрасилась кровью. Оказалось, он поймал непонятную рыбку и попытался снять её с крючка, а та дважды умудрилась проколоть ему один и тот же палец. Мы кинулись к нему на помощь. Кровь категорически не хотела останавливаться, так как шип попал точно в сосуд на пальце. Рука просто «пылала» и отдавала дикой болью. Какая удача, что с нами был доктор, а при нём имелся противошоковый и противоаллергический набор необходимых препаратов. Наш товарищ через несколько минут потерял сознание, но умелые действия врача привели его в чувство. Побросав все снасти, на полных оборотах мы понеслись в ближайшую марину Puerto del Castillo-Euertaventura. На наше счастье там оказался дайверский центр (Deep Blue Dive Center), где знали эту ядовитую рыбу, тем более мы её на всякий случай прихватили с собой. Скорая приехала достаточно быстро и забрала нашего матроса в сопровождении друга в больницу. Нам ничего не осталось как ждать возвращения наших членов экипажа. Виновницу нашей беды зовут Аранья (Aranyo) – рыба-паук.
kanary4Как говорят бывалые, Аранья – это две гадюки в одном флаконе. Два процента людей имеют повышенную аллергию к её яду. Видать, наш товарищ был одним из них. Остальные, желающие собственноручно снять улов с крючка, обычно выживают, только рука остаётся распухшей недели две. Но зато обретаются новые навыки обращения с ложкой и туалетной бумагой… Как оказалось, первым делом надо было засунуть руку в максимально горячую воду, чтобы яд свернулся и не продвигался по сосудам дальше.

Время ожидания, как всегда, тянулось медленно, оказалось, их увезли в другой город, и нам ничего не оставалось, как пойти до Puerto del Rosario и там ожидать наших товарищей. Ближе к вечеру наш экипаж воссоединился. Про мытарства в испанской больнице рассказывать нет смысла, но надо отдать должное: местные врачи не взяли с нас ни копейки (допустим, в Турции при подобном случае нас бы ободрали как липку).
В связи с тем, что мы безжалостно выбились из графика, мною было принято решение идти в марину Рубикон (Rubicon) на острове Лансероте (Lanzarote). Около 24.00 мы добрались до места назначения. Марина Рубикон понятная и удобная. Указан гостевой причал, на котором имеется электричество и вода. Нас встретили, помогли пришвартоваться, сказали, что офис откроется в 9.00, а ночь мы можем провести здесь. Рядом с замечательным баром под названием One bar, который работает до 2 часов ночи. Как оказалось, это заведение имеет многочисленные ресторанные награды и неоднократно признавалось лучшим на Канарах. И самая выносливая часть экипажа решила посетить сие заведение, тем более находилось оно в двух шагах от борта нашей яхты… Бармен, он же хозяин приготовил нам шикарный жареный сыр и мы смогли наконец-то расслабиться после тяжёлого дня.

kanary6
Утро началось с подготовки к переходу до Гибралтара. Закупили необходимые продукты, проверили двигатель, паруса, шкоты и т. д. Путь предстоял неблизкий, без видимости земли в течение пяти суток. Да ещё прогноз погоды был неутешительный: ветер встречный, местами до 30 узлов, и волна до 3 метров. Окончив подготовительные работы, мы решили проехаться по местным достопримечательностям. Но не тут-то было. Вмешалась знаменитая испанская маньяна (завтра). Пешком и на такси объехали около десятка пунктов сдачи машин в аренду, но, не смотря на толпы жаждущих туристов, они были все закрыты. И только одно заведение возле порта оказалось открытым. Да и то обслуживал нас явно не испанец. Но главное – мы добились своего и через некоторое время, загрузившись в транспортное средство, ринулись покорять вершины вулканов и осматривать местные достопримечательности.
Первым делом мы отправились в Национальный парк Тиманфайя. Это была запоминающаяся поездка по узеньким дорожкам. Добравшись до места, мы вынуждены были пересесть в автобус, так как другие авто в сам парк не пускают. Экскурсия была потрясающей. Теперь понимаешь, почему наши предки верили в дьявола. Застывшая лава и кратеры напоминали реальный ад. В некоторых местах шёл жар. Дорога пролегала между застывшими расплавленными скульптурами, сотворёнными природой. А с вершины открывался удивительный вид на океан. Здесь на вершине горы местные аборигены оборудовали гриль-ресторан и на жаре, исходящем из недр земли, готовили различные мясные блюда. Плюс шоу с гейзерами и игры с огнём, исходящим из недр вулкана.
Следующим пунктом назначения были выбранные винные погреба с дегустацией местных вин. Надо сказать, что трудолюбие местных крестьян просто покоряет. Выращивать виноград в таких условиях дорогого стоит. Сначала нужно перемолоть лаву и превратить её в песок. Затем выложить специальные заборчики, и не забывайте об отсутствии воды! Но зато земля благодарит их впоследствии шикарным виноградом. Дегустация прошла отменно, винодельни и подвалы произвели неизгладимое впечатление.

kanary7
Далее мы двинулись в столицу Арресифе, где прогулялись по узким улочкам, осмотрели оборонительные сооружения и завершили своё пребывание прощальным ужином в городке Пуэрто дель Кармен (Puerto del Carmen). В замечательном морском ресторане на скале с прекрасным видом.
…На следующее утро два члена экипажа провожали нас в долгий путь. За неделю они из юнг превратились практически в бывалых матросов. Нам нужно было идти дальше по маршруту, а им предстояло отправиться в сторону дома. Расставание было недолгим, по-мужски скупым. Нам пожелали семь футов под килем. И мы пошли навстречу ветру и волнам на просторы океана. Ветер был встречный, да и волны тоже, поэтому нам приходилось лавировать и идти как можно острее к ветру. Пять суток в пути пролетели в трудах и заботах. Ловили рыбу на троллинг, готовили еду, а на волнах это непросто, работали с парусами. Когда находишься в сотнях миль от берега в тебе просыпается чувство настоящего моряка и осознание того, какая ты песчинка в этом океане. Но ты можешь бороться и с ветром и с волнами. И сам морской чёрт тебе не страшен. Надо заметить, что яхта является наиболее крепким и безопасным судном за счёт особой конструкции. Так, вахта за вахтой, день менялся с ночью и мы добрались до Гибралтара.
Радость наша была не меньше, чем у моряков Колумба, увидевших землю. Мощное течение подхватило нас и понесло в Средиземное море. А так как у нас было желание побывать ещё и в Африке, то пошли мы в Сеуту. Город, принадлежащий Испании на Африканском континенте. Довольно уютный городок, с шикарными пляжами и с историческими достопримечательностями. Именно здесь установлено аж два памятника Геркулесу. И именно это место в греческих мифах было концом света.

kanary8
Прогуляться по старой крепости, побродить по улочкам этого славного города, овеянного многочисленными воинскими подвигами разных народов. Почувствовать под ногами землю. Что может быть лучше после долгого морского путешествия? Отдохнув пару дней, мы опять решили порыбачить, но судьба подготовила нам сюрприз в виде марокканского патрульного корабля. Я самонадеянно, не сверившись с картами, бросил якорь буквально в 200 метрах от границы, на марокканских внутренних водах. Буквально через 20–40 минут после того как мы бросили якорь, недалеко от нас встал сторожевик и с него спустили катер, направившийся в нашу сторону. Через минуту десант в виде трёх вооружённых военных был уже на борту. Начался допрос: кто мы такие и зачем вторглись на территорию Марокко? Но, главное, их ввели в ступор наши паспорта. Военные долго разговаривали по рации, что какие-то парни с «Казакистана» на испанской арендованной яхте нарушили границу и что с ними делать – казнить или миловать? То ли наши паспорта, то ли маячивший невдалеке испанский патрульный корабль, то ли то, что яхта была испанская, но после часового допроса и тщательной проверки документов нам приказали убираться поскорее на все четыре стороны, что мы и поспешили сделать как можно быстрее. Про марокканские тюрьмы мы были наслышаны и не хотелось испытывать судьбу. В этот раз, заглянув в карты и проскочив границу, мы легли в дрейф, благо был штиль. И вот напротив Сеутской крепости и пляжа устроили великолепную рыбалку. Большую часть рыбы ловили по принципу «поймал – отпустил». Вдоволь удовлетворив свой азарт, двинулись дальше по маршруту. Погода не обещала ничего хорошего: опять встречный ветер до 40 узлов и нехорошая волна соответственно. Опять нам пришлось пробиваться наперекор капризам природы. Экипаж в очередной раз не подвёл. И несмотря на все трудности пути, мы посетили Марбелью, Бенальмадену, Картахену, дозаправились в Алеканте и остановились на более длительное время на Ибице. Это была последняя точка перед окончанием маршрута. На Ибице мы попали на великолепный театрализованный праздник, проходивший в местной крепости. Рыцари в средневековых доспехах, дамы в исторических одеяниях, сарацины. Ну и, соответственно, огромные чаны и сковороды с аутентичной едой – свиньи и бараны на вертелах, огромные караваи, всевозможные сувениры.

kanary9
Погуляв на этом празднике и изрядно подустав, мы отправились на яхту. Так как нам надо было выходить в ночь к нашей последней точке на Пальме де Майорке. Ночной переход прошёл без происшествий.
…Три недели пролетели незаметно. Сдали яхту и отправились в великолепный ресторан Café Can Toni (открылось сие заведение в 1958 г.) кушать заслуженного печёного поросёнка. И в награду тем, кто прочитал статью до конца и собирается посетить Пальму де Майорку, сообщаю наш пароль для этого заведения – angry and hungry. И для вас всегда найдут столик даже при полном зале и отнесутся к вам с особым вниманием!